вступило в законную силу



Дело № 2-1619/09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2009 года. Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Исуповой Т.А.,

с участием прокурора Житник Е.В.,

при секретаре Шлотгауэр С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ООШ №21, муниципальному образованию «город Томск» в лице Департамента образования администрации г. Томска о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с учетом изменений требований к МОУ ООШ №21, МО «город Томск» в лице Департамента образования Администрации г. Томска о возложении обязанности МОУ ООШ №21 провести испытания ограждения на крыше 2-этажной части здания по адресу: адрес обезличен, оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложении на МО «город Томск» в лице департамента образования администрации г. Томска обеспечить выделение объемов финансирования расходов на указанные мероприятия, из средств бюджета МО «город Томск» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований указал, что МОУ ООШ №21 расположено в здании по адресу: адрес обезличен Согласно с Уставом МОУ ООШ №21 его имущество является муниципальной собственностью города Томска и принадлежит учреждению на праве оперативного управления, при этом МОУ ООШ №21 является юридическим лицом, имеет смету, лицевые счета в муниципальном казначействе, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Проверкой, проведенной дата обезличена ОГПН Ленинского района г. Томска, выявлены нарушения Правил пожарной безопасности РФ в здании школы. В нарушение п.4.1 ППБ в РФ ограждение на крыше 2-этажной части здания МОУ ООШ №21 не подвергнуто эксплуатационным испытаниям; вопреки положениям п. 6.18 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в школе двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах. В целях устранения выявленных нарушений ОГПН Ленинского района г. Томска директору МОУ ООШ №21 выдано предписание, в котором предложены к обязательному исполнению мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Здание МОУ ООШ №21 по адрес обезличен находится в муниципальной собственности. Согласно Уставу учредителем (собственником) школы является муниципальное образование «Город Томск», которое несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам при недостаточности находящихся в ее распоряжении денежных средств. Следовательно, финансирование расходов МОУ ООШ №21, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, по приведению здания в соответствие с требованиями ППБ должно быть возложено на собственника - муниципальное образование «Город Томск». Несвоевременное проведение указанных инспектором ОГПН мероприятий препятствует своевременной эвакуации и спасению людей в случае пожара и чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия опасных факторов пожара. Неисполнение требований пожарной безопасности в здании с массовым пребыванием людей ставит под угрозу права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся, находящихся в здании школы. Согласно п.2 ч.3 ст. 158 БК РФ от имени собственника выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в введении которого они находятся. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении текущего ремонта зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений является Департамент образования администрации г. Томска. Департамент образования осуществляет функции уполномоченного отраслевого органа в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, в т.ч. общеобразовательных учреждений. Департамент осуществляет контроль за целевым использованием финансовых средств муниципальными образовательными учреждениями.

В судебное заседание не явился представитель администрации г. Томска, привлечены к участию в деле в качестве третьего лица, представили заявление о рассмотрении в свое отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Житник Е.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МОУ ООШ №21 С. в судебном заседании исковые требования признала частично, не согласна с установленными сроками.

Представитель ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице Департамента образования Администрации г. Томска и третьего лица Департамента образования К., действующая на основании доверенности от дата обезличена г., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с п. 7.8 Устава учреждения деятельность учреждения финансируется из бюджета г. Томска. На основании п. 7.9 устава источниками формирования имущества учреждения, в т.ч. финансовых ресурсов, являются имущество и денежные средства, переданные учреждению собственником или уполномоченным им органом в порядке, установленном действующим законодательством РФ и НПА, имущество и денежные средства, переданные учреждению в виде дара, пожертвования или по завещанию; доход от разрешенной предпринимательской деятельности и иной деятельности, предусмотренной уставом. Денежные средства из бюджета г. Томска в 2009 г. на финансирование предписанных мероприятий Учреждению не выделялись.

Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, Учреждение является получателем бюджетных средств. Департаменту финансов администрации г. Томска необходимо обеспечивать финансирование главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с перечнем первоочередных расходов. Оборудования дверей, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, проверка на соответствие требованиям пожарной безопасности имеющиеся ограждения на кровле в образовательных учреждениях, в т.ч. в МОУ ООШ №21 в 2009 г., в перечень первоочередных расходов, указанных в распоряжениях, не входит. Поскольку орган, исполняющий бюджет г. Томска - департамент финансов администрации г. Томска, не выделяет денежные средства, необходимые для приобретения и осуществления монтажа оборудования для дверей, отделяющих лестничные клетки от коридоров приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах, главный распорядитель бюджетных средств - департамент образования администрации г. Томска не может обеспечить выделение объемов финансирования соответствующих расходов из средств МО «город Томск» в связи с отсутствием средств. В случае выделения денежных средств распорядитель обеспечит выделение требуемой суммы, а получатель осуществит оборудование дверей необходимыми приспособлениями и проверку соответствия требованиям пожарной безопасности имеющиеся ограждения на кровле. ОГПН Ленинского района г. Томска УГПН ГУ МЧС России по ТО вынесено новое предписание номер обезличен от дата обезличена г. о необходимости проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до дата обезличена г., департаментом образования уже принимаются меры для включения в бюджет 2010 статью расходов по устранению нарушений требований пожарной безопасности МОУ ООШ №21. Согласно приложению 4 к программе «Обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы МО «город Томск» на 2010-2012 годы» в перечень учреждений, в которых планируется проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включена МОУ ООШ №21 и в 2010 г. в школе будут проведены: защитная обработка деревянных конструкций зданий, замер сопротивления изоляции; установят доводчики на противодымные двери и подвергнут испытаниям ограждения на кровле. Т.о., департамент образования администрации г. Томска возражает относительно исковых требований прокурора, считает их необоснованными, т.к. срок для добровольного устранения нарушений требований пожарной безопасности, установленный в предписании ОГПН Ленинского района г. Томска номер обезличен от дата обезличена г. еще не истёк и меры по исполнению в добровольном порядке предписания ОГПН администрацией г. Томска уже принимаются.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика МОУ ООШ №21, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Невыполнение МОУ ООШ №21 требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор обоснованно обратился в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции, строительные нормы и правила, иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.

Из п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от дата обезличена номер обезличен, следует, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, МОУ ООШ №21 г. Томска расположено в здании по адресу: адрес обезличен, адрес обезличен.

Согласно п.7.1 Устава МОУ ООШ №21 его имущество является муниципальной собственностью города Томска и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

В результате проверки дата обезличена ОГПН Ленинского района г. Томска здания школы по адрес обезличен установлено, что в нарушение п.41 ППБ 01-03 ограждение на крыше 2-этажной части здания МОУ ООШ №21 не подвергнуто эксплуатационным испытаниям; в нарушение п.6.18 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах.

В целях устранения выявленных нарушений ОГПН Ленинского района г. Томска выдало директору МОУ ООШ №21 предписание, в котором предложены к обязательному исполнению мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Прокурором Ленинского района г. Томска дата обезличена также направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности; согласно ответу директора школы устранение нарушений будет выполнено в течение 2010 г. в связи с отсутствием финансирования.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу п.2.2 Устава МОУ СОШ №21 задачей учреждения является, в том числе, осуществление обучения и воспитания, создание условий для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, в связи с чем ежедневно школу посещают как лица, работающие в учреждении, так и несовершеннолетние учащиеся.

Поскольку ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено право граждан на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара, невыполнение установленных требований государственного инспектора по пожарному надзору и прокурора влечет нарушение указанных прав пребывающих в здании граждан.

Согласно Уставу, МОУ ООШ №21 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (смету), лицевые счета в муниципальном казначействе, расчетные счета в банковских и иных кредитных организациях, от своего имени приобретает и осуществляет права и обязанности.

Как следует из письма от дата обезличена г. директор МОУ ООШ №21 направила заявку в Департамент образования на включение в проект бюджета средств на выполнение предписания. Как следует из сообщения Комитета по общему образованию Департамента образования от дата обезличена г. финансовые средства на оплате работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности ООШ №21 включены в проект бюджета 2010 г. При этом документально сумма необходимых для устранения нарушений, указанных в предписании, расходов не подтверждена.

Таким образом, выполнение указанных в искровом заявлении мероприятий в здании школы по адрес обезличен возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 1.7 Устава МОУ ООШ №21 учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

При этом п.2 ст. 120 ГК РФ предусмотрены любые обязательства учреждения, включая обязательства, возникшие при осуществлении деятельности, направленной на обеспечение сохранности переданного собственником имущества, в том числе на соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу п.2 ч.3 ст.158 БК РФ от имени собственника имущества учреждения выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.

Как следует из п. 1.2, 1.3 Устава МОУ ООШ №21, учредителем (собственником) учреждения является муниципальное образование «Город Томск», от имени которого своими действиями осуществляют права и обязанности учредителя (собственника) мэр г. Томска, администрация г. Томска, Департамент недвижимости и Департамент образования администрации г. Томска в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов. Уполномоченным отраслевым органом учреждения является Департамент образования.

Согласно п.7.9 Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются имущество и денежные средства, переданные учреждению собственником или уполномоченным им органом в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 8 Ведомственной структуры расходов бюджета на 2009 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета Приложение 6, утвержденной Решением Думы г. Томска от дата обезличена номер обезличен, главным распорядителем бюджетных средств в отношении текущего ремонта зданий и сооружений муниципальных учреждений образования является Департамент образования администрации г. Томска.

Согласно п. 3.3.1, 3.3.3 Положения о Департаменте образования администрации г. Томска, утвержденного Решением Думы г. Томска от 30.10.2007 №683, департамент осуществляет функции уполномоченного отраслевого органа в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений; осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств муниципальными образовательными учреждениями.

В силу ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Поскольку Департамент образования администрации г. Томска является главным распорядителем бюджетных средств в отношении текущего ремонта зданий образовательных учреждений, при этом в ходе судебного разбирательства установлено, что мероприятия по устранению нарушений Правил пожарной безопасности относятся к текущему ремонту, исковые требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное образование «Город Томск» в лице Департамента образования г. Томска осуществить финансирование за счет средств бюджета г. Томска расходов МОУ ООШ №21 по проведению указанных мероприятий являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении такого срока суд учитывает указанные представителем ответчика обстоятельства, объективно влияющие на длительность исполнения возложенных судом обязанностей, а именно: размещение муниципальных заказов, объем подлежащих выполнению работ, и считает необходимым установить разумный срок дата обезличена с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ основная общеобразовательная школа №21 г. Томска, Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента образования г. Томска удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №21 г. Томска в здании по адресу: адрес обезличен провести испытания ограждения на крыше двухэтажной части здания, оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах в срок до дата обезличена года.

Обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице Департамента образования г. Томска осуществить финансирование за счет средств бюджета г. Томска расходов Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №21 г. Томска по оборудованию в здании по адресу: адрес обезличен дверей, отделяющих лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; проведению испытания ограждений на крыше 2-этажноцй части здания в срок до дата обезличена года.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №21 г. Томска, Муниципального образования «Город Томск» в лице Департамента образования г. Томска в равных долях государственную пошлину в доход местного бюджета в размере /__/ руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.А. Исупова