решение вступило в законную силу 16.08.2010



№ 2-1901/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2010 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Мурованной М.В.
при секретаре Егоровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Гасанова Б. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации,

установил:

Гасанов Б. обратился в суд с заявлением о признании решения УФМС России по Томской области от 05.11.2009 об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что в ноябре 2009 года он обратился в УФМС России по Томской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Согласно сообщению от /дата обезличена/ решением УФМС России по Томской области от 05.11.2009 ему было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании подп. 1 п. 1 ст. 7 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С принятым решением он не согласен, поскольку никогда не выступал за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации и ему не понятно, на основании чего УФМС России по Томской области пришло к выводу, что он своими действиями создает угрозу безопасности России и ее граждан.

Заявитель Гасанов Б. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.

Представитель заявителя Кузнецова Л.В., действующая на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в судебном заседании доводы заявления поддержала, указав, что оснований для отказа в выдаче заявителю разрешения на временное проживание не имелось. Гасанов Б. женат на гражданке РФ, имеет троих несовершеннолетних детей. Международными договорами и Конституцией РФ гарантируется соблюдение прав ребенка, воспитание и развитие его в полноценной семье, признается недопустимым разлучение ребенка с родителем. Гасанов Б. законно въехал в Российскую Федерацию, в установленном порядке получил разрешение на въезд, визу, законно пересек границу и прошел множество проверок, в ходе которых не было установлено, что он представляет угрозу для безопасности РФ или может подорвать своим поведением основы конституционного строя РФ. Утверждение УФМС России по Томской области о том, что пребывание заявителя на территории РФ ставит под угрозу безопасность России, является голословным, ничем не подтверждено. Гасанов Б. обратился с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в РФ в ноябре 2009 года. Заявление было составлено в двух экземплярах, к которым приложен пакет документов, однако УФМС России по Томской области при регистрации заявления не выдало в соответствии с п. 49 Административного регламента справку, подтверждающую прием заявления к рассмотрению. Кроме того, в материалах дела отсутствует письменный запрос в УФСБ России по Томской области, направленный в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления Гасанова Б. к рассмотрению. Сообщение УФСБ России по Томской области об отказе в согласовании поступило в УФМС только /дата обезличена/, а ответы на запросы из других организаций поступили ранее, в пределах двухмесячного срока. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что УФМС России по Томской области был нарушен порядок рассмотрения заявления, установленный Административным регламентом и постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 789. Кроме того, УФМС России по Томской области не исполнило обязанности по направлению в адрес заявителя уведомления о принятом решении в месячный срок с указанием оснований отказа, порядка и сроков обжалования такого решения. Считает, что срок на обращения в суд с заявлением об оспаривании решения не пропущен, так как с указанным заявлением они обратились в суд в пределах трех рабочих дней с момента получения уведомления УФМС, просила восстановить срок обращения в суд.

Представитель УФМС России по Томской области Б., действующий на основании доверенности от /дата обезличена/, в судебном заседании и письменном отзыве заявленные требования не признал, указав, что принятие УФМС России по Томской области решения от 05.11.2009 обусловлено поступившим из УФСБ России по Томской области сообщением, согласно которому вопрос о выдаче Гасанову Б. разрешения на временное проживание в РФ не согласован. В соответствии с п. 59 Административного регламента в адрес заявителя по указанному им в заявлении месту пребывания направлено уведомление о состоявшемся в отношении него решении, что подтверждается письмом за исх. /номер обезличен/. Впоследствии в ответ на поступившее от Гасанова Б. заявление они продублировали ранее направленное ему уведомление о результатах рассмотрения его заявления. Таким образом, УФМС России по Томской области не были допущены нарушения процедуры вынесения оспариваемого решения, а потому оно является законным и обоснованным.

Заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п.24 постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела и могут послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления, в связи с этим надлежит в каждом случае выяснять вопрос о том, был ли соблюден заявителем срок для обращения в суд с заявлением.

Как следует из материалов дела, уведомление о принятом в отношении Гасанова Б. решении было направлено УФМС России по Томской области по указанному в заявлении месту пребывания Гасанова Б. исх. /номер обезличен/ от 06.11.2009 и по запросу представителя заявителя Кузнецовой Л.В. исх. /номер обезличен/ от 28.06.2010.

Согласно штампу отделения связи на почтовом конверте заявление Гасанова Б. об оспаривании решения от 05.11.2009 вместе с приложенными документами было направлено в суд по почте 23.07.2010.

Принимая во внимание, что согласно пояснениям представителя заявителя, Гасанов Б. обратился в суд в течение 3 рабочих дней с момента получения ответа УФМС на ее запрос, при этом представителем УФМС России по Томской области не представлено каких-либо доказательств получения заявителем уведомления УФМС России по Томской области ранее указанной даты, суд приходит к выводу о том, что заявителем не пропущен предусмотренный Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» специальный срок обращения в суд.

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания решения об отказе в выдаче заявителю разрешения на временное проживание в РФ от 05.11.2009 незаконным и необоснованным.

Из материала УФМС России по Томской области /номер обезличен/ в отношении Гасанова Б. следует, что последний 28.07.2009 обратился в УФМС России по Томской области с заявлением о выдаче ему разрешения на временное проживание в России.

Сроки и последовательность действий ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, порядок взаимодействия их с другими органами государственной власти при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ определены в постановлении Правительства РФ от 01.11.2002 № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание», а также в Административном регламенте по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденном приказом ФМС РФ от 29.02.2008 № 40.

В соответствии с п. 57 Административного регламента решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается в срок, не превышающий 5 месяцев с даты подачи заявления иностранным гражданином.

Согласно п.53 Административного регламента сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку для выявления оснований отказа в выдаче разрешения. В этих целях в течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению сотрудник направляет письменные запросы произвольной формы, подписанные руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем, в территориальные органы внутренних дел, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче разрешения и отнесенных к компетенции указанных органов. Указанные органы в пределах своей компетенции в двухмесячный срок представляют письменную информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения.

Поскольку в представленных УФМС России по Томской области материалах дела /номер обезличен/ по заявлению Гасанова Б. имеются ответы на запросы из службы судебных приставов, налоговых органов, ГИАЦ МВД, ИЦ УВД Томской области, органов социальной защиты и здравоохранения, УФСБ России по Томской области, суд приходит к выводу, что сотрудником УФМС России по Томской области была проведена работа по направлению соответствующих запросов для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований об отказе в выдаче разрешения.

В соответствии с поступившим из УФСБ России по Томской области сообщением вх. /номер обезличен/ от /дата обезличена/ вопрос о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Гасанову Б. не согласован на основании подп. 1 п. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

При таких обстоятельствах, в связи с отказом УФСБ в согласовании вопроса о выдаче заявителю разрешения на временное проживание в Российской Федерации, который на момент рассмотрения дела никем не оспорен и не признан незаконным, УФМС России по Томской области обоснованно приняло решение от 05.11.2009 об отказе в выдаче Гасанову Б. разрешения на временное проживание в РФ.

При этом довод представителя заявителя о том, что ответ на запрос из УФСБ России по Томской области пришел по истечении двухмесячного срока, а в материалах дела отсутствует письменный запрос в УФСБ, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения УФМС, так как органом, чье решение оспаривается, решение принято в полном соответствии с требованиями Административного регламента и в пределах установленного п. 57 регламента срока.

В соответствии с п. 59 Административного регламента в течение одного рабочего дня после принятия решения сотрудник, рассматривавший заявление, направляет иностранному гражданину уведомление о результате рассмотрения заявления с указанием места и времени получения разрешения или уведомления об отказе в его выдаче.

Во исполнение указанного положения заявителю Гасанову Б. было направлено сообщение под исх. /номер обезличен/ от 06.11.2009 в форме, предусмотренной приложением № 6 к Административному регламенту, в котором ему разъяснена возможность получения уведомления в отделе УФМС России по Томской области в Кировском районе г. Томска.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. 4 Административного регламента функции приема, рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в РФ, оформления и выдачи такого разрешения, а также рассмотрения заявлений об изменении места проживания осуществляют территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения. Указанные полномочия закрепляются в Положении о территориальном органе ФМС России и Положении о структурном подразделении в соответствии с Приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы».

При таких обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемое решение УФМС России по Томской области от 05.11.2009 было принято в полном соответствии с действующим законодательством, с соблюдением сроков его принятия и в пределах полномочий УФМС России по Томской области, в связи с чем права и свободы заявителя не были нарушены.

Таким образом, заявление Гасанова Б. подлежит оставлению без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица заявлено о взыскании с заявителя компенсации за фактическую потерю времени в размере /сумма обезличена/.

Согласно ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

Принимая во внимание, что недобросовестность заявителя, воспользовавшегося своим правом на обращение в суд для защиты нарушенного права, в ходе судебного разбирательства не установлена, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с заявителя компенсации за фактическую потерю времени не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Гасанова Б. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 05.11.2009 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Мурованная М.В.

Копия верна. Судья: Мурованная М.В.