Решение не вступило в законную силу



Дело № 2-2034/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Прохоренко Т.А.

при секретаре Ткаченко Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Домнина И.Г. к администрации Ленинского района г. Томска о признании права пользования служебным жилым помещением и понуждении заключения договора найма служебного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Домнин И.Г. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Томска о признании права пользования служебным жилым помещением и понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, указывая, что он проходит военную службу по контракту в Томском военно-медицинском институте, признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения по договору найма.

15.01.2010 года решением жилищной комиссии Томского военно-медицинского института ему было распределено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира по адресу: адрес обезличен7. После утверждения решения жилищной комиссии Томского военно-медицинского института он обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с просьбой заключить с ним договор найма данного жилого помещения, в связи с тем, что оно является муниципальной собственностью. 08.03.2010 года решением главы администрации Ленинского района г. Томска ему было отказано в заключении договора найма данного жилого помещения, считает, что решение является незаконным, нарушает его права на получение жилого помещения по договору найма, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании истец Домнин И.Г. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца С, действующий на основании доверенности от 14.07.2010 года, поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Томска Образова О.А., действующая на основании доверенности № 2 от 11.01.2010 года сроком действия до 31.12.2010 года, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что такой категории граждан как военнослужащие (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ) жилые помещения могут предоставляться по договорам найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями. Администрация Ленинского района г. Томска такими государственными полномочиями не наделена.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно контракту о прохождении военной службы от 01.09.2004 года Домнин И.Г. добровольно заключил с Министерством обороны РФ в лице начальника Томского военно-медицинского института генерал-майора Ж контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на срок обучения в институте и в течение пяти лет после его окончания.

Таким образом, Домнин И.Г. является военнослужащим, на которого распространяется положение ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно списку распределения жилых помещений по Томскому военно-медицинскому институту Домнину И.Г. и членам его семьи (жене и сыну) на основании протокола № 43 заседания жилищной комиссии томского военно-медицинского института от 15.01.2010 года предоставлено жилое помещение-квартира адрес обезличен.

В соответствии с представленным суду корешком ордера № 124 от 29.03.2002 года ранее данное жилое помещение ранее было предоставлено Ч совместно с членами его семьи, имеет статус служебной квартиры.

В соответствии с постановлением Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 28.03.2002 года № 47Ж квартира № адрес обезличен была признана служебной, переданной квартирно-эксплуатационной части Томского района, отдел по учету и распределению жилой площади выдал ордера по утвержденным спискам.

Согласно справке Томского военно-медицинского института Ч действительно проходил службу по контракту и служил в Томском военно-медицинском институте с 02.04.2000 по 02.12.2009, уволен с военной службы. В связи с увольнением в запас прежний наниматель освободил спорную квартиру, в соответствии с решением жилищной комиссии Томского военно-медицинского института от 15.01.2010 года она была предоставлена Домнину И.Г., как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, проживающему в общежитии слушателей ТВМИ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Томским военно-медицинским институтом были соблюдены все условия по предоставлению жилого помещения Домнину И.Г., установленные п. 5 т. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Жилое помещение, расположенное по адресу адрес обезличен как в момент первоначального предоставления военнослужащему Ч, так и в настоящее время относится к муниципальному служебному жилищному фонду, что представителем ответчика не оспаривалось. Порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен ЖК РФ.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Военнослужащие относятся к гражданам, признаваемым в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно пп.5,10 п.2 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных образований относятся вопросы содержания и использования муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 года № 453-О установлено, что согласно Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132). Конкретизируя на основе Конституции РФ принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований. Военная служба, по смыслу ст. 59 и 71 Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Данные положения также отражены в ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Согласно 104 ЖК РФ, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Исходя из вышеназванных норм права и всей совокупности исследованных в суде доказательств, суд приходит к выводу, что истцу на период прохождения им военной службы должно быть представлено освободившееся спорное служебное жилое помещение, которое ранее занимал военнослужащий и совместно проживающие с ними членами его семьи, а потому доводы представителя администрации о том, что Домнину И.Г. обоснованно отказано в заключении договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: адрес обезличен, поскольку ответчик не наделен в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, не состоятелен. Обоснованность предоставления истцу жилого помещения ввиду нуждаемости в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии, представителем ответчика не оспаривается.

Таким образом, суд считает, что возложение обязанности предоставления жилых помещений военнослужащим на органы местного самоуправления не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления.

Согласно ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» жилищный фонд входит в состав муниципальной собственности, которым может распоряжаться орган местного самоуправления в лице администрации г. Томска.

В соответствии с п. 3.2.3 Положения об администрации Ленинского района г. Томска (Приложение № 2 к решению Думы г. Томска от 15.09.2005 год №1000) администрация Ленинского района г. Томска выполняет функции наймодателя в отношении найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Домнина И.Г. к администрации Ленинского района г. Томска о признании права пользования служебным жилым помещением и понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения удовлетворить.

Признать за Домниным И.Г. право пользования служебным жилым помещением - квартирой по адресу: адрес обезличен по договору найма.

Обязать администрацию Ленинского района г. Томска заключить с Домниным И.Г. договор найма служебного жилого помещения- квартиры по адресу: адрес обезличен.

Взыскать с администрации Ленинского района г. Томска в пользу Домнина И.Г. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: (подпись)

Копия верна

Судья Прохоренко Т.А.