Дело № 2-52/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2010 года Ленинский районный суд г. Томска Томской области в составе:
председательствующего судьи Исуповой Т.А.,
с участием представителя
истца прокурора Ленинского района г.Томска Заплатиной Е.А.,
представителей ответчика МОУ «СОШ №16» С.., А..,
представителя третьего лица
Департамента финансов администрации г.Томска П..,
при секретаре Шлотгауэр С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16 г.Томска, МО «город Томск» в лице администрации г. Томска о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов номер обезличен г.Томска, МО «город Томск» в лице администрации г. Томска о понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленных требований, что в здании МОУ СОШ №16, расположенном по адресу: адрес обезличен, установлены нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при эксплуатации названного объекта. В целях устранения выявленных нарушений директору МОУ СОШ № 16 Управлением по ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека дата обезличена г. выдано предписание номер обезличен, в соответствии с которым необходимо в срок до дата обезличена г. провести капитальный ремонт основного здания школы с усилением несущих конструкций и перекрытий, провести ремонт кровли.
Помещения школы, расположенные по адресу: адрес обезличен, находятся в 2-х зданиях, соединенных между собой переходом: основном здании, 1912 г. постройки и 3-этажном типовом здании, в панельном исполнении, 1989 г. постройки, которое по техническому паспорту является пристройкой.
дата обезличена г. ООО в целях определения прочности кирпичной кладки и бетона проведена экспертиза основного здания школы. В процессе обследования стен здания выявлены дефекты: вертикально и наклонно ориентированные трещины с шириной раскрытия до 30 мм, замачивание кирпичной кладки, её ослабление и разрушение. Отмечена повышенная зыбкость перекрытий, динамика при незначительном воздействии, что является недопустимым. Междуэтажное и чердачное перекрытия находятся в аварийном состоянии, пребывание в здании является опасным.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от дата обезличена г. номер обезличен МОУ СОШ №16 не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В целях охраны жизни и здоровья, обучающихся и работников образовательного учреждения администрация МОУ СОШ №16 обязана провести капитальный ремонт основного здания с усилением несущих конструкций и перекрытий, ремонт кровли. Здание школы находится в муниципальной собственности. В соответствии с Уставом учредителем (собственником) МОУ СОШ №16 является МО «город Томск».
Неисполнение требований санитарно-эпидемиологического надзора ставит под угрозу права неопределенного круга лиц, обучающихся и работающих в МОУ СОШ №16, а также законных представителей несовершеннолетних учащихся и других посетителей школы.
Определением Ленинского районного суда г.Томска от дата обезличенаг. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Департамент финансов администрации г.Томска, Департамент образования администрации г. Томска.
Определением суда от дата обезличена г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено МУ «Центр муниципального заказа» (переименован в МУ «Центр технического надзора»).
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно изменял и уточнял исковые требования, в окончательной редакции иска, указывая, что для проведения государственной экспертизы проектной документации и заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания требуется срок 4 месяца 10 дней, также необходимо время для проведения работ по капитальному ремонту, просит суд:
обязать МОУ Заозерная средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска в срок до дата обезличена г. произвести капитальный ремонт основного здания с усилением несущих конструкций и перекрытий, отремонтировать кровлю основного здания. Обязать муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г. Томска обеспечить выделение объемов финансирования расходов на мероприятия, указанные в п.1, из средств бюджета МО «город Томск».
В судебном заседании представитель истца Заплатина Е.А. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ СОШ №16 г.Томска С., действующая на основании доверенности от дата обезличена г., исковые требования не признала. Суду пояснила, что здание школы требует капитального ремонта, однако, МОУ СОШ №16 не располагает необходимыми денежными средствами. В случае удовлетворения исковых требований просит предоставить разумный срок.
Представитель ответчика МОУ СОШ №16 г.Томска А., действующая на основании Устава МОУ СОШ и приказа №174 от дата обезличена., исковые требования не признала. Суду пояснила, что до 2008 г. денежные средства на капитальный ремонт школы не выделялись. С дата обезличена здание школы 1912 г. постройки не эксплуатируется, поскольку по заключениям экспертиз здание требует капитального ремонта. Разрушение здания представляет опасность для жизни и здоровья детей. В спорном здании находится тепловой узел. Если здание не ремонтировать, то возникнет необходимость проведения теплотрассы к двум оставшимся зданиям (т.к. МОУ СОШ №16 расположена в 3 зданиях). Начальная школа располагается в неприспособленном для этого здании по адресу: адрес обезличен (бывший детский сад). Оставшиеся 2 здания школы не отвечают санитарным нормам, количество учеников превышает допустимые нормы. Кроме того, существует опасность нахождения на пришкольном участке, т.к. здания школы расположены на единой территории. Переход между указанными зданиями составляет 15 метров, поэтому в случае обрушения основного здания может пострадать и рядом стоящее здание. Микрорайон нуждается в наличии этой школы.
Представитель ответчика МО «город Томск» в лице администрации г.Томска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Согласно письменному отзыву на исковое заявление от 24.06.2009 г. содержание имущества в безопасном состоянии является обязательством МОУ СОШ №16, у которого имущество находится на праве оперативного управления. Также обязанность по финансированию расходов на капитальный ремонт основного здания с усилением несущих конструкций и перекрытий, а также ремонт кровли основного здания МОУ СОШ №16 не может быть возложена на Администрацию г. Томска, т.к. МО «город Томск» осуществляет свои обязанности в лице уполномоченного органа, на который возложена обязанность по финансированию подобных учреждений. Т.е. Администрация г. Томска не может являться ответчиком по данному делу. В соответствии с п. 3.9.10 Положения о департаменте образования администрации г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 30.10.2007 г., департамент образования администрации г. Томска является распорядителем бюджетных средств по разделу «Образование». Департамент образования администрации г. Томска осуществляет содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, анализирует состояние объектов муниципальной собственности, закрепленной за образовательными учреждениями на праве оперативного управлении, подает ежегодно заявки на их капитальный и текущий ремонт.
Согласно ст. 242.5 БК РФ исполнение исполнительных документов должника (бюджетного учреждения) производится в первую очередь за счет объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.
При недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств для полного исполнения исполнительного документа, исполнение производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Т.о., действующее законодательство определяет, что при недостаточности бюджетных ассигнований у бюджетного учреждения, финансирование обязательств этого учреждения осуществляется главным распорядителем денежных средств, т.е. департаментом образования администрации г. Томска.
Представитель третьего лица - Департамента финансов администрации г. Томска П. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указывает, что согласно п.3 постановления мэра г. Томска от 21.11.2007 г. №728 «О создании МУ «Центр муниципального заказа», данное учреждение создается для безвозмездного осуществления функций муниципального заказчика и технического надзора по выполнению строительно-монтажных и восстановительных работ, финансируемых из бюджета г. Томска; при выполнении капитального, текущего ремонта и реконструкции объектов социальной сферы.
В связи с этим МОУ СОШ №16 не вправе производить ремонт, который по своему характеру относится к капитальному.
Требование о финансировании капитального ремонта является незаконным, т.к. действующее бюджетное законодательство, на основании которого определяются действия ОМСУ в процессе осуществления расходов местных бюджетов, не содержит такого понятия как «финансирование работ и услуг».
Решение суда может стать неисполнимым. Согласно распоряжению администрации г. Томска номер обезличен от дата обезличена г., номер обезличен от дата обезличена г. администрации г. Томска было выделено из фонда непредвиденных расходов администрации г. Томска в общей сумме **** рублей в форме бюджетных ассигнований на оплату работ по проведению капитального ремонта МОУ СОШ №16 г. Томска. В связи с тем, что администрацией г. Томска уже были фактически совершены действия по организации проведения капитального ремонта в указанной школе, основания для понуждения МОУ СОШ №16 г. Томска в целях охраны жизни и здоровья обучающихся и работников указанного образовательного учреждения отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в виду их необоснованности.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Согласно письменному отзыву исковые требования не признает в полном объеме. На основании ч.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», Устава МО «город Томск», п.5 ст. 53, 55 Устава г. Томска, ст. ст. 21, 38.1, 158 БК РФ, осуществление финансирования расходов по капитальному ремонту учреждения является обязательством МО «город Томск» в лице администрации г. Томска. При размещении на официальном Интернет - сайте муниципалитета г. Томска муниципального заказа на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных объектов заказчиком выступает орган администрации г. Томска - департамент капитального строительства администрации г. Томска.
Представитель третьего лица МУ «Центр технического надзора» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения сторон, представителя третьего лица - Департамента финансов администрации г. Томска, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.32 Федерального закона РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г. образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Из п.п.1.1 и 2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного постановлением Главного государственного врача РФ № 44 от 28.11.2002 г., следует, что санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к зданию общеобразовательного учреждения.
Из предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека номер обезличен от дата обезличена г. следует, что по результатам мероприятий по надзору МОУ «Заозерная СОШ №16 г. Томска» (адрес обезличен) предложено в срок до дата обезличена г. провести в т. ч. капитальный ремонт основного здания с усилением несущих конструкции и перекрытий; ремонт кровли.
При приемке школы к началу учебного года установлено, что указанные требования выполнены не были.
В адрес директора МОУ «Заозерная СОШ №16 г. Томска» прокурором Ленинского района г. Томска вынесено представление об устранении нарушений санитарного законодательства (в т.ч. требование произвести капитальный ремонт основного здания по адрес обезличен, с усилением несущих конструкций и перекрытий, ремонта кровли).
Согласно акту экспертизы номер обезличен, составленного ГУ ТЛСЭ дата обезличена г., исследование школьного здания по адресу: адрес обезличен, производилось дата обезличена г. методом визуального осмотра, с проведением фотосъемки, с необходимыми замерами. Техническое состояние конструктивных элементов, кроме наружных стен здания по адрес обезличен в целом удовлетворительное.
Техническое состояние несущих наружных стен ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента (кирпичных стен).
Необходимо разработать проект по проведению ремонта каменных стен, с ликвидацией причин возникновения выявленных нарушений. До выполнения работ по ликвидации выявленных разрушений массовое скопление людей в школьном здании постройки 1912 г. не рекомендуется.
В материалах дела имеется заключение «обследование технического состояния несущих конструкций школы №16 по адресу: адрес обезличен», составленное в 2003г. НИПТПЦ «Сибстройреконструкция». Указано, что в ограниченно-работоспособном состоянии находятся основания фундаментов стен; вымороженные участки цоколя наружных стен; простенки наружных и внутренних стен, имеющие вертикальные и наклонные трещины; клинчатые арочные перемычки, имеющие трещины; деревянные конструкции междуэтажного перекрытия. Все остальные конструкции находятся в работоспособном состоянии. Эксплуатация конструкций, находящихся в ограниченно-работоспособном состоянии допустима до проведения мероприятий по их усилению, восстановлению или защите. Данные виды работ необходимо провести до сентября 2004 г.
При оценке данных заключений суд принимает во внимание, что экспертизы были проведена соответственно в период с дата обезличена.. Уже на тот момент здание школы по адрес обезличен нуждалось в капитальном ремонте несущих наружных стен (имелись трещины, распространяющиеся снизу вверх; отмечалось намокание и разрушение кирпичной кладки; намокание стен; физический износ наружных стен составлял 61-70%; требовалось выполнить усиление грунтов оснований фундаментов; произвести замену размороженных участков кладки цоколя с устройством гидроизоляции между фундаментом и кирпичной кладки стен), после проведения экспертизы прошел значительный период времени, и процент износа постройки увеличился, однако, в судебное заседание не представлено доказательств того, что до настоящего времени предприняты какие-либо действия по улучшению технического состояния строения (что не отрицается представителями ответчика МОУ Заозерная СОШ №16 г. Томска, и объясняется отсутствием достаточного финансирования).
Данный вывод подтверждается заключением ООО по результатам обследования технического состояния здания школы №16 по адрес обезличен, выполненного в 2008 г.. Так, в процессе обследования здания выявлены следующие дефекты: вертикально и наклонно ориентированные трещины с шириной раскрытия до 30мм, замачивание кирпичной кладки, её ослабление и разрушение. Все клинчатые оконные перемычки и арки в середине пролета и на краевых участках имеют трещины. Отмечены участки выветривания раствора и промерзания кладки вследствие замачивания. Внутренние стены имеют вертикальные трещины с шириной раскрытия до 3 мм, наблюдается развитие грибка. Кирпичные перегородки имеют горизонтальные трещины с шириной раскрытия до 20мм вследствие их осадки. Отмостка вокруг здания имеет постоянные просадки вследствие деформации грунтов основания и подмывания грунта под отмосткой. Состояние кирпичной кладки стен оценивается как ограниченно - работоспособное и требует усиления стен, арочных проемов и обрамление всех оконных проемов. На стенах первого этажа наблюдается развитие грибка из-за влажности внутри здания и плохой работы вентиляции. Требуется очистить стены от грибка и окрасить известью, произвести ремонт системы вентиляции. Отмечена повышенная зыбкость перекрытий и динамика при незначительном воздействии, что недопустимо. Повсеместно присутствуют глубокие трещины в местах сопряжения балок с несущими стенами, диагональные, продольные и поперечные трещины в перекрытиях, обнажение древесины балок, наличие продольных трещин в деревянных балках, прогибы балок. Т.е. междуэтажное и чердачное перекрытия находятся в аварийном состоянии, и пребывание в здании является опасным. Требуется вывести здание из эксплуатации и выполнить замену перекрытий.
Также обнаружены дефекты крыши в виде поражения гнилью древесины стропильных ног, глубокие трещины, следы увлажнения, имеются признаки внутренней гнили. Между кирпичной кладкой и мауэрлатом отсутствует слой рубероида. Обрешетка поражена гнилью, частично разрушена. Состояние стропильной системы расценивается как недопустимое, требующее замены конструкции новым материалом. Требуется полная замена обрешетки.
Кровля (за исключением участка из кровельного железа) имеет дефекты в виде ржавчины на её поверхности и со стороны чердака, разрушения фальцев, многочисленные просветы и протечки. По периметру кровли отсутствует кровельное ограждение и снегозадерживающие крепления.
Состояние настенных желобов непригодное.
Состояние фундамента оценивается как ограниченно работоспособное и требует выполнения ряда указанных мероприятий. Состояние полов оценивается как ограниченно работоспособное.
Суд считает, что визуального и инструментального обследования, проведенных ГУ ТЛСЭ, НИПТПЦ «Сибстройреконструкция» и ООО, соответственно, достаточно для вывода о необходимости капитального ремонта.
Довод истца о необходимости капитального ремонта основного здания школы №16 по адрес обезличен, подтверждается также распоряжениями и.о. мэра г. Томска номер обезличен от дата обезличена г., и номер обезличен от дата обезличена г. о выделении средств из фонда непредвиденных расходов в форме бюджетных ассигнований на оплату работ по проведению капитального ремонта МОУ Заозерная СОШ №16 г. Томска; заданием МУ «Центр муниципального заказа» («Центр технического надзора») на проектирование МОУ СОШ №16 г. Томска в соответствии с решением Думы г. Томска от 08.09.2009 г. № 1260, рабочим проектом «Капитальный ремонт здания МОУ СОШ №16 г. Томска».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора об обязании ответчика МОУ Заозерная СОШ №16 г. Томска» к осуществлению капитального ремонта и здания школы с усилением несущих конструкций и перекрытий, ремонта кровли основного здания. В противном случае при аварийной ситуации возможна угроза жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Обсудив вопрос о возможности удовлетворения требования прокурора в представленной формулировке без указания конкретных ремонтных воздействий, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с Правилами обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, утвержденных Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу 21.08.2003г., капитальный ремонт зданий - это комплекс строительных мер и организационно- технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не предусматривающих изменение основных технико- экономических показателей здания и сооружения, включающих, в случае необходимости, замену отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования.
Поскольку термин «капитальный ремонт» определен вышеназванным правовым актом, его содержание ясно для специалистов в данной области науки и техники, конкретные виды работ по капитальному ремонту и реконструкции могут быть определены на основании решения суда об обязании ответчика МОУ Заозерная СОШ №16 к осуществлению капитального ремонта здания школы.
Статья 206 п. 2 ГПК РФ устанавливает, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решение срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При определении такого срока суд учитывает обстоятельства, объективно влияющие на длительность исполнения возложенных судом обязанностей, а именно: размещение муниципальных заказов, объем подлежащих выполнению работ, и считает необходимым установить разумный срок - до дата обезличена г.
Требование об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г.Томска к финансированию расходов по проведению капитального ремонта здания школы №16 г.Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.4 ст.31 Федерального закона №3266-1 от 10.07.1992г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст.161 БК РФ бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств сметой доходов и расходов, и самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Таким образом, проведение капитального ремонта за счет средств общеобразовательного учреждения не предусмотрено, поскольку это не относится к компетенции такого учреждения.
Согласно ст.ст.37-39 Устава г. Томска администрация г.Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Томск, выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета города Томска; обеспечивает исполнение бюджета города Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета города Томска, в порядке, установленном Думой г.Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. Пункт 5 ст. 53 Устава г. Томска определяет, что органы местного самоуправления от имени г. Томска субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом
В соответствии с п.1.5 Устава МОУ «СОШ №37 г.Томска» учреждение является юридическим лицом: имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в муниципальном казначействе; печать, штампы и бланки со своим наименованием, иные необходимые реквизиты; обособленное имущество в оперативном управлении. Из п.1.2 и п.1.3 Устава данного учреждения следует, что учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Томск»; права и обязанности учредителя от его имени осуществляют: мэр г. Томска, администрация г. Томска, департамент недвижимости администрации г. Томска, департамент образования администрации г. Томска в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов.
Суду представлен сводный сметный расчет стоимости строительства, в соответствии с которым на капитальный ремонт здания МОУ «Заозерная СОШ №16 » (адрес обезличен по состоянию на дата обезличена., необходимо **** тыс. рублей, согласно проекта Департамента образования стоимость ремонтных работ в МОУ Заозерная СОШ №16 г. Томска в 2009-2010 г.г. составляет **** руб.
Представленная смета расходов МОУ Заозерная СОШ №16 г.Томска» на 2010 г., утвержденная распорядителем бюджетных средств директором МУ централизованной бухгалтерии по обслуживанию муниципальных общеобразовательных учреждений г. Томска 30.12.2009 г. , расходов на капитальный ремонт школы не предусматривает.
В соответствии с п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", п.10 ст. 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п.1 указанной статьи БК РФ. В соответствии с п.2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно ст. 55 Устава г. Томска под бюджетом города Томска понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования «город Томск» (ч.1). Бюджет города Томска утверждается в форме решения Думы г. Томска (ч.2).
Согласно Решению Думы г. Томска от 01.12.2009 г. № 1355 главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для финансирования капитального ремонта объектов образования, является администрация г. Томска. При этом МОУ Заозерная СОШ №16 г. Томска не включена в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2010 г., 2011, 2012 г.г..
Согласно ст. 38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Суд принимает во внимание, что здание МОУ «Заозерная СОШ №16 г.Томска» находится в муниципальной собственности, его обеспечение и содержание в технически безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации г.Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования, таким образом финансирование расходов МОУ СОШ № 16 г. Томска» на проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника МО «Город Томск в лице Администрации г. Томска.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в равных долях подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16 г.Томска» произвести капитальный ремонт основного здания школы, расположенного по адресу: адрес обезличен, с усилением несущих конструкции и перекрытий, отремонтировать кровлю основного здания в срок до дата обезличена г.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г.Томска обеспечить выделение объемов финансирования расходов на капитальный ремонт основного здания школы, расположенного по адресу: адрес обезличен, с усилением несущих конструкций и перекрытий, ремонт кровли основного здания за счет средств бюджета муниципального образования «город Томск».
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МОУ СОШ № 16 г. Томска и муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г.Томск в доход местного бюджета по **** рублей с каждого в счет уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска.
Председательствующий: Т.А. Исупова