Дело № 2-311/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Исуповой Т.А.,
при секретаре Шлотгауэр С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Локотаевой АА к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в интересах Локотаевой А.А. в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование своих требований, что Локотаева АА., дата обезличена оставшаяся без попечения родителей, на основании постановления администрации Ленинского района г. Томска номер обезличен определена в детское государственное учреждение. Жилая площадь за ней не закреплялась.
Решением Ленинского суда г. Томска от дата обезличена г. Л-1 и Л-2 лишены родительских прав в отношении Локотаевой А.А. По достижении Локотаевой А.А. совершеннолетия и окончании пребывания в детском государственном учреждении места жительства у неё нет, т.к. родители постоянного места жительства не имели.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена г. номер обезличен Локотаева А.А. включена в список учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения по договору социального найма.
В настоящее время Локотаева А.А. проживает у родственников по адресу: адрес обезличен без регистрации по месту жительства.
Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона ТО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ТО», с учётом уточнения требований просит обязать Администрацию г. Томска приобрести и предоставить Локотаевой А.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Томской области.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Локотаева А.А. поддержала уточенные исковые требования, суду пояснила, что в дата обезличена её родители по решению суда были лишены родительских прав; сначала она проживала в приюте *** затем *** Позднее дядя оформил опекунство. В период обучения в *** она проживала в общежитии, а после его окончании в дата обезличена. в приюте *** затем у родственников. дата обезличена её поставили на очередь на предоставление жилого помещения. В настоящее время она проживает с ребенком у знакомых.
Представитель ответчика Администрации Томской области П., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличенаг., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Надлежащим ответчиком считает Администрацию г. Томска, т.к. в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации городских округов.
В ч.7 ст. 6 Закона №188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом ТО от 29.12.2009 г. №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», недостаточно для обеспечения жилыми помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку- сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при исполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Помимо этого в силу ст. 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право физического лица на предоставление вне очереди жилого помещения, как лицу из числа детей - сирот, не может быть постановлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств.
Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 г. № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания… осуществляются администрацией г. Томска. Просит отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области.
Представитель ответчика Администрации г. Томска М., действующий на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена г., против удовлетворения исковых требований не возражал.
Заслушав пояснения истцов, представителей ответчиков - Администрации Томской области, Администрации г. Томска, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде хищения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Локотаевой АА следует, что она родилась дата обезличена г., её родителями указаны Л-2 и Л-1.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от дата обезличена года Л-1 и Л-2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Локотаевой А.А., дата обезличена.
Поскольку Локотаева А.А. осталась без попечения родителей, на основании постановления Главы Объединенной Администрации Ленинского округов г. Томска от дата обезличена года номер обезличен она была направлена в детское государственное учреждение.
Справкой от дата обезличена г. подтверждается, что Локотаева А.А., действительно, обучалась в *** и в дата обезличена была выпущена с получением сертификатов по профессиям.
Как следует из справки ОГУ Локотаева А.А. находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении с дата обезличена
Согласно справке Администрации г. Томска от дата обезличена г. Локотаева А.А. включена в общий список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учётный номер в общем списке учета номер обезличен; в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - номер обезличен
Согласно выписке из протокола номер обезличен заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от дата обезличена г., утвержденного постановлением главы администрации Ленинского района от дата обезличена г. номер обезличен, Локотаева А.А. состоит в списках учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Учетный номер номер обезличен
Таким образом, Локотаева А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
Данное обстоятельство не оспорено ответчиками, подтверждается сообщением об отказе в предоставлении сведений из ЕГРПНИ от дата обезличена г., сведениями о регистрации права собственности по состоянию на дата обезличена г, свидетельством о регистрации по месту пребывания, согласно которому Локотаева А.А.. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: адрес обезличен на срок с дата обезличена г. по дата обезличена г.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Таким образом, Локотаевой А.А. должно быть представлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивать указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 закона).
В силу ч. 1 ст. 3 названного закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Согласно ч.3 ст.3 названного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
В силу п.5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Ответчиками не оспаривается, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц переданы органами местного самоуправления в установленном порядке.
На осуществление данных полномочий предусмотрена субвенция местным бюджетам из областного бюджета.
Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 года № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска.
В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. №131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органам местного самоуправления. Законом Томской области №188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч.3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.
В силу п. 1.3 ст. 52 Устава г. Томска, принятого решением Томского городской Думы от 22.03.2005 г. № 841, собственником муниципального жилищного фонда является муниципальное образование г. Томск.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 53 Устава г. Томска в пределах компетенции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Согласно ст. 25 Устава г. Томска структуру органов местного самоуправления МО г. Томск составляют Дума г. Томска, мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Счетная палата.
В соответствии со ст. 37 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в силу п.п. 1.42-1.49, 1.6 ст. 39 Устава г. Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, в т.ч. жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилого фонда, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства.
Такие полномочия иным органам местного самоуправления в соответствии с Уставом г. Томска не предоставлены.
Согласно п.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма. Учитывая изложенное, суд находит требования истца об обязании Администрации г. Томска приобрести и предоставить Локотаевой А.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17, 0 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Томской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Локотаевой АА удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Томска приобрести и предоставить Локотаевой АА вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17 кв.м. за счет средств бюджета Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Т.А. Исупова