Дело № 2-2748/09РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2010 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ананичевой Н.Б.,
при секретаре Шлотгауэр С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Воронцовой Ирины Викторовны к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Воронцова И.В. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска об обязании за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение. В обоснование исковых требований указала, что имеет статус лица из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Кировского районного суда г.Томска от (__.__.__.) г. ее мать ( . . . ) Отец ( . . . ) г. На основании Постановления Главы Томского района № 46-к от 29.04.1999 г. она была определена в школу-интернат №____. для детей сирот в г.Томске, где обучалась до (__.__.__.) г.. После окончания учебы ее опекуном была назначена Б.. Затем она обучалась в О.. На день подачи искового заявления она перебивается временными заработками и живет в квартире, которую временно арендует у частного лица. Собственного жилья у нее не было и нет. Администрацией Кировского района г.Томска она была поставлена на очередь на получение жилья с (__.__.__.) г.. На день подачи искового заявления ее очередь в общем списке №____.. Однако эта очередь не движется. Она неоднократно обращалась в Администрацию Кировского района, Администрацию Томской области, Администрацию г. Томска, но до настоящего времени как сирота, жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечена.
Истец Воронцова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации г.Томска. В отзыве указали, что против удовлетворения заявленных требований не возражают при условии, что требования истца к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения будет удовлетворено за счет средств областного бюджета. Согласно ч.2 ст. 2 Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения» исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны: обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. В силу ст. 3 указанного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с данным Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ч.1 ст.6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. В силу п. 5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации г. Томска.
Представитель ответчика Администрации Томской области Д., действующая на основании доверенности №____. от (__.__.__.) г., в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. В отзыве указала, что государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Решением Думы г.Томска от 215.12.2007 г. № 740 «Об осуществлении администрацией г.Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, жилыми помещениями осуществляется Администрацией г.Томска. На территории МО «город Томск» такие государственные полномочия от имени администрации осуществляет департамент социальной политики Администрации г. Томска и Администрации районов г.Томска. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. В соответствии с законом № 188- ОЗ субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к Закону. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Причём, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку - сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может. Также, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение социальных гарантий, установленных законодательством, не может быть поставлено в зависимость от расчётов между бюджетами, что говорит о том, что организации, несущие расходы, связанные с предоставлением мер соцподдержки, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков. Считают, что администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком. Надлежащим ответчиком является Администрация г.Томска, просят в иске отказать. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика Администрации Томской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении истца ( . . . ) следует, что она родилась (__.__.__.) г.р., ее матерью является Ж. отцом- В..
Как следует из решения Кировского районного суда г.Томска от (__.__.__.) г. Ж. была ( . . . ) Мать истицы умерла (__.__.__.) г. (свидетельство о смерти ( . . . )
Согласно свидетельству о смерти серии ( . . . ), отец истицы В. умер (__.__.__.) г.
Постановлением главы Томского района Томской области от 29.04.1999 г. № 46-к, справкой МОУ школа- интернат №____. для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Томске подтверждается, что Воронцова Ирина Викторовна была определена в детское учреждение и содержалась в нем на полном государственном учреждении в период с (__.__.__.) г. по (__.__.__.) г. По окончании в ( . . . ) г. был получен аттестат об основном общем образовании.
Постановлением Администрации Ленинского и Октябрьского округов от (__.__.__.) г. №____.о на воронцовой И.В. было установлено попечительство, ее попечителем была назначена Б. (удостоверение попечителя).
В судебном заседании установлено, что Воронцова И.В. в ( . . . ) г. закончила О. получив по окончании (__.__.__.) г. диплом о ( . . . )
Из постановления муниципалитета Томского района от 01.12.2004 г. № 201-к, справки Администрации Богашевского сельского поселения от 07.07.2008 г. № 576, сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.10.2009 г., сведений о регистрации права собственности по состоянию на (__.__.__.) г. следует, что никакого жилья и недвижимого имущества за Воронцовой И.В. не закреплено и не зарегистрировано.
Как следует из Сообщения главы администрации Кировского района г. Томска от 24.11.2009 г. № 60, Воронцова И.В. поставлена на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях за №____. и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Воронцова И.В. относится к категории детей-сирот, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
П. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Воронцовой И.В. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 11.07.2008) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу ч. 1 ст. 3 данного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 30.12.2008 № 308-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2009 г. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 31) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год в размере 1 196,8 рублей.
Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией ( . . . ) отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются Администрацией г. Томска.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Воронцовой И.В. подлежат удовлетворению частично. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Воронцова И.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Воронцова И.В. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17, 0 кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Исковые требования Воронцовой И.В. к Администрации Томской области об обязании Администрации Томской области предоставить Администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением, суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются, межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Воронцовой И.В. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как ребенку-сироте, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Томска подлежит взысканию в пользу Воронцовой И.В. государственная пошлина в сумме ( . . . ) руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Воронцовой Ирины Викторовны удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Томска обеспечить Воронцову Ирину Викторовну вне
очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17, 0 квадратных метров. В остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области о предоставлении муниципальному образованию «Город Томск» финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилым решением ее, Воронцову И.В, отказать.
Взыскать с Администрации г. Томска в пользу Воронцовой Ирины Викторовны
государственную пошлину в сумме ( . . . ) руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения.
Судья: