вступило в законную силу



Дело № 2-1116/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Исуповой Т.А.,

при секретаре Шлотгауэр С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорко Е.Н. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Федорко Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование своих требований, что она имеет статус сироты, инвалид детства. Мать отказалась от неё в роддоме г. Томска, она была определена в ****, затем в ****. Затем обучалась в **** по профессии швея, затем в **** по профессии повар. На период обучения учебные заведения снабжали её койко-местом в общежитии. После окончания второго училища она была выселена из общежития. Решением жилищной комиссии она была поставлена на учет как сирота на внеочередное получение жилого помещения за номер обезличен, в общем списке за номер обезличен. Однако, очередь не движется, жилье вне очереди не предоставлено. Она имеет регистрацию в квартире у постороннего человека. В настоящее время она не работает, не может трудоустроиться, т.к. является инвалидом детства.

Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона ТО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ТО», просит обязать Администрацию Томской области и Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области предоставить Федорко Е.Н. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г. Томску.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Суду пояснила, что она зарегистрирована в доме у посторонней женщины, которая её пожалела, ранее имела регистрацию в приюте «Друг», фактически поживает в жилом помещении со своей однокурсницей.

Представитель ответчика Администрации Томской области Ш., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетами поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения (ст. 4 Закона №188-ОЗ).

В ч.7 ст. 6 Закона №188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом ТО от 29.12.2009 г. №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», недостаточно для обеспечения жилыми помещением, органы местного самоуправления поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Администрации г. Томска Г., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена г., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с Законом ТО от 11.09.2007 г., №188-ОЗ, Решением Думы г. Томска от 25.12.2007 г. №740, Распоряжением Мэра г. Томска от 04.05.2008 г. №р344 на территории муниципального образования 2Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в ВС РФ, от имени администрации г. Томска осуществляет управление социальной политики администрации г. Томска и администраций районов г. Томска.

В частности, функциями является приобретение жилых помещений за счет средств субвенций для определенной категории лиц.

Администрация г. Томска не нарушала прав Федорко Е.Н. В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ №159-ФЗ дополнительные гарантии детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. по обеспечению жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. В настоящее время размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2009 г. г. для приобретения жилых помещений определенной категории лиц выделено местному бюджету около ****. рублей, в 2010 г. ожидается субвенция в размере **** рублей, в то время, как на учете в районных администрациях состоит более 50-ти лиц из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, он предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде хищения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Федорко Е.Н. следует, что она родилась дата обезличена г., её родителями указаны Ф и Ф-ко

Мать Федорко Е.Н. отказалась от ребенка при рождении.

Поскольку Федорко Е.Н. осталась без попечения родителей, на основании постановления Решения Исполнительного комитета Районного совета народных депутатов г. Томска №97-О от 18.09.1987 г. она была определена в дом ребенка на полное государственное обеспечение. Согласно справки МСЭ -2007 номер обезличен Федорко является инвалидом с детства, ей установлена 3 группа инвалидности.

Справкой от дата обезличена г. подтверждается, что Федорко Е.Н. действительно являлась воспитанником **** с дата обезличена г. по дата обезличена г. и находилась на полном государственном обеспечении.

В 2003 г. Федорко Е.Н. окончила **** что подтверждается свидетельством об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

С дата обезличена г. по дата обезличена г. Федорко Е.Н. обучалась в ****, затем в **** (свидетельство номер обезличен).

Согласно справки Администрации Октябрьского района г. Томска от дата обезличена г. Федорко Е.Н. включена в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в льготный список инвалидов от общего заболевания, а также в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учётный номер в общем списке учета номер обезличен; в льготном списке инвалидов – номер обезличен в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – номер обезличен

Таким образом, Федорко Е.Н. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

Данное обстоятельство не оспорено ответчиками, подтверждается сообщением об отказе в предоставлении сведений из ЕГРПНИ от дата обезличена г., сведениями о регистрации права собственности по состоянию на дата обезличена г. Согласно штампу в паспорте Федорко Е.Н. зарегистрирована по адресу: адрес обезличен.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Таким образом, истцу должно быть представлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (07.05.2010 N 71-ОЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивать указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями) (ч. 1 ст. 1 закона).

В силу ч. 1 ст. 3 названного закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:

финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона;

запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;

использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

Согласно ч.3 ст.3 названного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (ч.4 ст. 3 Закона).

Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ст. 8 Закона номер обезличен, указанный закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010г. по 31.12.2010г.

В силу п.5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Ответчиками не оспаривается, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц переданы органами местного самоуправления в установленном порядке.

На осуществление данных полномочий предусмотрена субвенция местным бюджетам из областного бюджета.

Решением Думы города Томска от 01.12.2009 № 1355 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов в при­ложении № 7 «ведомственная структура расходов бюджета МО Город Томск» на 2010 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов» пре­дусмотрена за счет средств областного бюджета субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей -сирот на 2010г. в размере **** тыс. р.

В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. №131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органам местного самоуправления. Законом Томской области №188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч.3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд.

Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.

Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.

В силу п. 1.3 ст. 52 Устава г. Томска, принятого решением Томского городской Думы от 22.03.2005 г. № 841, собственником муниципального жилищного фонда является муниципальное образование г. Томск.

В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 53 Устава г. Томска в пределах компетенции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Согласно ст. 25 Устава г. Томска структуру органов местного самоуправления МО г. Томск составляют Дума г. Томска, мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Счетная палата.

В соответствии со ст. 37 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в силу п.п. 1.42-1.49, 1.6 ст. 39 Устава г. Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, в т.ч. жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилого фонда, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства.

Такие полномочия иным органам местного самоуправления в соответствии с Уставом г. Томска не предоставлены.

Согласно п.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма. Учитывая изложенное, суд находит требования истца об обязании Администрации г. Томска приобрести и предоставить Федорко Е.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17, 0 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Томской области обоснованными и подлежащими удовлетворению

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины **** рублей должны быть взысканы в пользу Федорко Е.Н. с Администрации г. Томска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федорко Е.Н. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска предоставить Федорко Е.Н. вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17 кв.м. за счет средств бюджета Томской области.

В удовлетворении иска Федорко Е.Н. к Администрации Томской области о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.

Взыскать с Администрации г.Томска в пользу Федорко Е.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере **** рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Т.А. Исупова