Дело № 2- 1223/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Исуповой Т.А.,
при секретаре Шлотгауэр С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Нартовой СВ к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Нартова С.В. обратилась в суд иском к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с полученной дозой облучения свыше 25с3в, возложении обязанностей, указывая в обоснование своих требований, что она родилась дата обезличена. После рождения с родителями переехала в г. Семипалатинск, где проживала в зоне повышенного радиационного риска с дата обезличена г. по дата обезличена г., где вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне получила суммарную (накопленную) эффективную эквивалентную дозу облучения – 25, 90 – 36, 50с3в.
дата обезличена г. ей было выдано удостоверение номер обезличен, подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, которые она получила в республике Казахстан.
дата обезличена она переехала на постоянное место жительства в г. Томск, где получила Российское гражданство. Для решения вопроса о выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне дата обезличена г., она обратилась в ОГУ «ЦСПН Ленинского района г. Томска» с заявлением о направлении соответствующих документов в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В направлении документов ей было отказано, т.к. г. Семипалатинск республики Казахстан не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.1994 г. №162-Р и 15.03.1995 г. №356-Р.
Действия Центра нарушают её права на получение социальной поддержки населения и компенсационных выплат в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», которые подлежат реализации только с момента предъявления удостоверения единого образца.
Согласно ст. 10 Закона республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» под его действие попадают граждане, проживающие на территории в зоне риска в периоды всех ядерных взрывов с 1949 по 1990 г.г. включительно.
Согласно выданному ранее удостоверению Республики Казахстан, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, г. Семипалатинск расположен в зоне повышенного радиационного риска, которая характеризуется в соответствии с указанным законом уровнем радиации от 7 до 35с3в.
Согласно удостоверению, с дата обезличена. она проживала в г. Семипалатинске в зоне повышенного радиационного риска.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 г., граждане, выехавшие из указанных районов на другое место жительства, попадающие под действие данного закона и проживающие за пределами Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными законом в соответствии с межгосударственными соглашениями.
Просит признать её подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с полученной дозой облучения свыше 25с3 в. Обязать Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска внести сведения о ней в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, получившем дозу облучения свыше 25с3в. Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающее её право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 г. №2-ФЗ и определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. №404-О.
В процессе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения ТО; к нему предъявлено требование об обязании внести сведения о Нартовой С.В. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, получившим дозу облучения свыше 25с3в.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования с учетом уточнения по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения П., действующая на основании доверенности от дата обезличена г., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии со ст. 1 Закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, проживающим в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за её пределами, включенных в специальный перечень населенных пунктов, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5с3в (бэр) гарантируются меры социальной поддержки.
Город Семипалатинск, в котором проживала истица, в перечень, установленный Правительством РФ, не входит. Но в соответствие с определением Конституционного Суда РФ №960-0-П от 04.02.2007г. это не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, свыше 5с3в (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вопрос о возможности признания гражданина пострадавшим от радиационного воздействия может быть решен судом.
Таким образом, истцу необходимо доказать факт получения соответствующей дозы облучения и связь полученной дозы облучения с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Доза у истицы доказана, ей необходимо представить доказательства, что ее деятельность не была связана с условиями ионизирующего облучения. Необходимо отметить, что с 04.05.2010г. введены в действие Методические указания, в соответствии с которыми определяются суммарные эффективные дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Представитель ответчика ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признает. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ. Выдача удостоверений регулируется приказом МЧС России от 18.09.2009 г. № 540. Удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за её пределами, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения 5с3в (бэр). Перечни населенных пунктов утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.1994 г. № 162-р и 15.03.1995 г. №356-р.
Истцом не представлен документ, подтверждающий факт её проживания в указанный период в населенных пунктах, включенных в перечень. Город Семипалатинск не включен в указанный перечень.
Кроме того, утверждены методические указания «Определение суммарных (накопительных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (введены в действие с 04.05.2010 г.), согласно которым установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных ФЗ от 10.01.2002 г. льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Согласно установленному в Томской области порядку обращений граждан для получения удостоверений о праве на меры социальной поддержки специалист ОГУ «ЦСПН Ленинского района г. Томска» осуществляет прием документов, снимает копии с них, проводит их проверку и направляет в Департамент социальной защиты населения ТО; Комиссия Департамента определяет наличие либо отсутствие у заявителя права включения в Реестр для получения государственной услуги. Решение комиссии оформляется протоколом за подписью всех членов комиссии и утверждается приказом руководителя Департамента. Считает ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно письменному отзыву считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Истец проживала с дата обезличена в г. Семипалатинске, имеет справку о проживании в данном населенном пункте и соответствующее национальное удостоверение. Данные документы подтверждают право истца на получение льгот только в Республике Казахстан. Документы, выданные в Казахстане, в отношении реализации национального законодательства, согласно разъяснениям МИД России и Минюста России, обязательной силы применения на территории РФ не имеют, т.е. лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства.
ФЗ от 10.01.2002 г. распространяется на граждан, которые проживали в 1949 г. – 1963 г. в населенных пунктах на территории РФ и за её пределами, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ и которые получили дозу облучения более 5сЗв (бэр) в соответствии с критериями, установленными национальной Научной комиссией по радиационной защите. Т.е. законодателем определены три условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию, третье- получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв. Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ в ред. от 08.02.2002 г., разработан на основе архивных, научных данных и исследований, проведенных во взаимодействии наиболее компетентных и располагающих необходимыми данными профильных учреждений РФ. Поскольку г. Семипалатинск не включен в перечень, отсутствуют правовые основания для распространения на истца норм ФЗ от 10.01.2002 г. №2-ФЗ.
В обзоре судебной практики ВС РФ от 03.12.2003 г. установлено, что при решении вопроса об отнесении граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949-1962 г.г. в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Справка номер обезличен от дата обезличена Семипалатинской городской администрации не является в РФ достоверным доказательством получения дозы облучения от 7 до 35 сЗв (бэр), т.к. содержащаяся в ней информация основана не на специальных исследованиях, а с учетом радиологического маршрута проживания в зонах повышенного радиационного риска», установленных Законом Республики Казахстан, не имеющем юридической силы в РФ. Поскольку международных договоров между РФ и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела на территории РФ норм права Республики Казахстан.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам не дает права гражданам РФ требовать на территории РФ предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.
Согласно ответу на запрос МЧС России в ФМБА России такие методы оценки полученного облучения как измерение частоты хромосомных аббераций не являются универсальными и не обладают достаточными параметрами для достоверной оценки дозы облучения, а использование данного метода в отдаленные сроки после облучения вообще невозможно, т.к. количество клеток с подобными абберациями после облучения уменьшается со временем.
Т.е. заключения, не содержащие подробного описания проведенного исследования, сделанные в его результате выводы и ответы, не являются экспертными и не могут приниматься судами как доказательства получения дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Согласно методических указаний по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вынесение официальных заключений данного содержания в другом порядке не допускается.
Согласно данным перечня населенных пунктов республики Казахстан с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы, полученных населением за период времени с 1949 г. по 1992 г. в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, подписанного Главным радиологом Минздрава Республики Казахстан, значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями г. Семипалатинска за весь этот период, составило 1. 05 сЗв (бэр). Следовательно, факт получения истцом дозы облучения свыше 5 сЗв и тем более свыше 25 сЗв является недостоверным.
Просит отказать в удовлетворении требований Нартовой С.В. как несоответствующих ФЗ от 10.01.2002 г. №2-ФЗ и не подтвержденными доказательствами.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска», Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выслушав пояснения истца, представителя департамента социальной защиты населения Томской области, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в учреждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки.
Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями:
1) проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах;
2) суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).
В ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждения пояснения истца о том, что он проживала с момента рождения, то есть с дата обезличена года, и дата обезличена на территории г. Семипалатинска Республики Казахстан, население которого подвергалось радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, а также то обстоятельство, что истец получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Из свидетельства о рождении З. (фамилия истца до заключении брака), представленного суду, следует, что факт ее рождения дата обезличена г. зарегистрирован в **** л.д. 17).
Свидетельство о рождении выдано родителям З. и З.., которые после рождения дочери переехали в г. Семипалатинск.
Кроме того, в материалах дела имеются трудовая книжка З. (Р.) С.В., записи в которой свидетельствуют, что с дата обезличена истец работала в организациях и на предприятиях г. Семипалатинска; свидетельство о заключении брака (номер обезличен от дата обезличена между Р1 и З. дата обезличена согласно которому место регистрации брака – г. Семипалатинск, свидетельство о расторжении указанного брака (I ДА номер обезличен от дата обезличена.), выданное Городским бюро ЗАГС Семипалатинска, свидетельство о заключении брака между Р. и Н. дата обезличена согласно которому место регистрации брака – Дворец бракосочетаний г. Семипалатинска л.д. 29-31, 72-78).
Факт проживания истца в указанный период на территории г. Семипалатинской Южно-Казахстанской области Республики Казахстан также не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.
Оценив указанные письменные доказательства и пояснения истца в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Нартова С.В. после своего рождения обучалась, работала и постоянно проживала на территории г. Семипалатинска Республики Казахстан в период со дата обезличена
Впоследствии, в дата обезличена, истец переехала на постоянное место жительство в г. Томск, после распада СССР она получил гражданство России, что подтверждается паспортом гражданина РФ на имя Нартовой С.В. (л.д. 9).
В качестве доказательства получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗВ (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период проживания истца г.Семипалатинске с дата обезличена. последней представлен хромосомный анализ от дата обезличена г., выполненный ФГУП ****, согласно которому доза полученного ею радиационного облучения соответствует 25, 90- 36, 50 сЗв.
Кроме того, в материалах дела имеется удостоверение республики Казахстан (серия номер обезличен), выданное Нартовой С.В. в том, что она с дата обезличена. проживала в г. Семипалатинске, расположенном в зоне повышенного радиационного риска.
Факт выдачи указанного удостоверения, а также достоверность информации, содержащейся в нем и справке ФГУП ****, ответчиками не оспаривались. В то же время, ими заявлено о том, что безусловными доказательствами в подтверждение причинения вреда истцу вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне они не являются. При этом, указывают, что содержащаяся в справке информация основана не на специальных исследованиях, а с учетом радиологического маршрута проживания в зонах повышенного радиационного риска.
Суд не принимает во внимание довод ответчиков о том, что суммарные (накопленные) эффективные дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяются в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. №5, поскольку данные методические указания введены в действие 04.05.2010 г. (позднее даты выдачи справки ФГУП ****).
Согласно справке Семипалатинской городской администрации номер обезличен от дата обезличена зона повышенного радиационного риска - от 7 до 35 бэр (т.е. г. Семипалатинск относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний л.д. 11).
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что поскольку г. Семипалатинск не содержится в перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне, то у истца не возникло право на получение удостоверения и льгот в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ. Позиция о нераспространении на истца социальных льгот и гарантий ввиду отсутствия г.Семипалатинска в Перечне населенных пунктов, утвержденном Правительством РФ, противоречит позиции Конституционного суда РФ.
При этом суд также учитывает, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37 часть 3; статья 39 часть 1).
Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой.
Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
Статьей 1 вышеназванного закона, действительно, установлено, что меры социальной поддержки, а также порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахстанской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 года и 07.08.1962 года, в котором действительно отсутствует указание на г. Семипалатинск Республики Казахстан.
Пунктом 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 №634, установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
В определении Конституционного Суда РФ 04.12.2007 №960-О-П «По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» сформулирована правовая позиция, согласно которой, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом Положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации Перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих, либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права, гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, в т.ч., возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью.
Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой в Минске 22.01.1993, ратифицированной Российской Федерацией, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Таким образом, представленные истцом документы являются лишь доказательствами, достоверность которых никем не оспаривается, но которые подлежат оценке наряду с другими.
Указанные документы являются письменными доказательствами и в силу ст. 71 ГПК РФ, поскольку отвечают признакам, предъявляемым к письменным доказательствам.
Оценивая их наряду с представленным истцом заключением (хромосомным анализом) ФГУП **** от дата обезличена, согласно которому при расчете эквивалентной дозы значение цитогенетической индикации облучения, полученного Нартовой С.В.., соответствует дозе 25,90- 36, 50 сЗв., суд пришел к выводу о том, что в совокупности они доказывают факт получения истцом суммарной (накопленной) дозы облучения свыше требуемой нормы.
Каких-либо сведений о получении истцом дозы облучения вследствие ядерных испытаний в другом месте или в другое время материалы дела не содержат, оснований полагать такое в силу представленных в деле доказательств, у суда нет. В то же время, имеющиеся - друг другу не противоречат, последовательны, а при отсутствии иных - подтверждают доводы истца в указанной части.
При таких обстоятельствах истицей доказан факт причинения вреда здоровью в дата обезличена вследствие ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне. В связи с чем, у истицы возникло право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
В соответствии с Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (п.4), а удостоверения единого образца выдает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий (п.5).
Согласно письму ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Томска» номер обезличен от дата обезличена л.д. 12) Нартовой С.В. отказано во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействии вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и оформлении удостоверения единого образца.
Данный отказ ответчиков, по мнению суда, является ограничением конституционного права истца на социальное обеспечение, гарантированного ч.1 ст. 39 Конституции РФ.
Поскольку судом установлено, что истец относится к числу лиц, на которых распространяется действие ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», то вышеуказанный отказ истцу в получении удостоверения является незаконным.
В связи с чем, в силу изложенного имеются основания для удовлетворения требований истца о понуждении Департамента социальной защиты населения Томской области внести сведения о ней в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о понуждении МЧС России выдать ей удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
ОГУ «ЦСПН Ленинского района» является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку как следует из Устава ОГУ «ЦСПН Ленинского района» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации прав граждан на получение социальной помощи, социального обслуживания, иных мер государственной социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами РФ и Томской области, полностью финансируемой из областного бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Учредителем учреждения является Департамент социальной защиты населения Администрации Томской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нартовой СВ к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удовлетворить частично.
Признать Нартову СВ, дата обезличена подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Департамент социальной защиты населения Томской области внести сведения о Нартовой СВ (дата обезличена) в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Нартовой СВ (дата обезличена) удостоверение единого образца, как подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В удовлетворении исковых требований к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Томска» отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Т.А.Исупова