Дело № 2–66/10РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Исуповой Т.А.,
при секретаре: Шлотгауэр С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к МЛПМУ «Поликлиника №3», Муниципальному образованию «город Томск» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска с учетом уточнения требований обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МЛПМУ «Поликлиника №3», муниципальному образованию «город Томск» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, указывая, что МЛПМУ «Поликлиника №3» является лечебно-профилактическим медицинским учреждением с целью оказания медицинской помощи населению и рассчитанное на посещение неопределенного круга лиц.
Второе поликлиническое отделение МЛПМУ «Поликлиника №3» расположено в здании по адресу: адрес обезличен При эксплуатации вышеуказанного здания МЛПМУ «Поликлиника №3» нарушаются требования пожарной безопасности. Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности от дата обезличена в нарушение п.3 ППБ 01-03, таблица 1 п.4 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №315 (НПБ 110-03) помещения поликлиники не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение требований пожарной безопасности в МЛПМУ «Поликлиника №3» установлен тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствующий требуемому типу для категории учреждения (п.3 ППБ-01-03, таблица 2 п. 11 НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. № 323); на окнах 1-го и 2-го этажей установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ-01-03); дверь запасного эвакуационного выхода на 1-ом этаже здания закрыта на запор, не обеспечивающий людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открытия запора на двери эвакуационного выхода изнутри без ключа (п. 52 ППБ-01-03); первичные средства пожаротушения (огнетушители) не перезаряжены (п. 108 Приложение №3 ППБ-0103); план эвакуации людей в случае пожара не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2002 г.; на путях эвакуации 2-го этажа, под лестничными маршами 1-го этажа находятся горючие материалы (деревянный стол, стулья, хозинвентарь); и устроено подсобное помещение на 1-ом этаже здания из горючего материала (п.3, п. 53, п. 30 ППБ-01-03, п. 2.2.9, п. 2.2.22 Правил пожарной безопасности для учреждений здравоохранения, утв. Минздравом СССР и ГУПО МВД 30.06.1991 г. (ППБО 07-91); стены на путях эвакуации 1-го и 2-го этажа здания, стены тамбура запасного эвакуационного выхода на 1-ом этаже отделаны горючими материалами (деревянным материалом, окрашены масляной краской, отделаны стеновыми панелями ДСП) (п. 3, п. 53 ППБ-01-03, п. 2.2.22 ППБО 07-91); эвакуационные выходы на 2-ом этаже здания не обозначены светящимися табло в надписью «ВЫХОД» белого цвета на зеленом фоне (п.3, п. 61 ППБ-01-03, п. 61, п. 2.2.10. ППБ 07-91). В здание поликлиники внутреннее дверное полотно основного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ-01-03); не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенного пункта, обслуживающий персонал не ознакомлен с инструкцией по предупреждению и тушению возможных пожаров (п. 39 ППБ 01-03).
Имеющиеся нарушения препятствуют своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия опасных факторов пожара. Невыполнение требований пожарной безопасности нарушает интересы неопределенного круга лиц.
В целях исполнения правил пожарной безопасности администрация МЛПУ «Поликлиника №3» обязана провести капитальный ремонт системы автоматической пожарной сигнализации, установить систему речевого оповещения людей о пожаре, оснастить эвакуационные выходы 2 –го этажа светящимися табло с надписью «ВЫХОД» белого цвета на зеленом фоне.
Здание МЛПМУ «Поликлиника №3» находится в муниципальной собственности. В соответствии с п. 6 Устава г. Томска администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом МСУ, путем формирования и исполнения бюджета муниципального образования через подведомственные структурные подразделения от имени г. Томска осуществляет полномочия собственника в отношении учрежденных ею муниципальных предприятий и учреждений, субсидиарно отвечает по обязательствам таких учреждений, обеспечивает их исполнение, т.е. является главным распорядителем бюджетных средств.
Следовательно, при недостаточности у МЛПМУ «Поликлиника №3» денежных средств финансирование расходов на заблокирование помещения МЛПМУ «Поликлиника №3» системой АПС, установку в здании типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, соответствующего требуемому типу для категории учреждения, оснащение эвакуационных выходов 2 этажа светящимися табло с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне должно быть возложено на собственника – МО «город Томск» в лице «Администрации г. Томска».
С учетом изменения требований просит обязать МЛПМУ «Поликлинику № 3» в срок до дата обезличена года заблокировать помещение поликлиники автоматической пожарной сигнализацией; установить в здании тип системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре соответствующий требуемому типу для категории учреждения; демонтировать глухие металлические решетки на окнах первого и второго этажа; на дверях запасных эвакуационных выходов на первом этаже установить запоры, обеспечивающие возможность людям находящимся внутри, свободного открывания запоров изнутри без ключа; перезарядить первичные средства пожаротушения; привести планы эвакуации людей в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002г.; демонтировать на путях эвакуации первого и второго этажах здания, а также со стен тамбура запасного эвакуационного выхода горючие материалы; помещение под лестничным маршем первого этажа и пути эвакуации второго этажа освободить от горючих материалов; оснастить эвакуационные выходы второго этажа святящимися
табло с надписью «ВЫХОД» белого цвета на зеленом фоне; установить внутренне полотно основного эвакуационного выхода, открывающееся по направлению выхода из здания; провести с работниками организации противопожарный инструктаж; закрыть на замок люк, ведущий на чердак здания; обеспечить МЛПМУ «Поликлинику № 3» прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны.
В случае недостаточности средств у МЛПУ «Поликлиника №3»на заблокирование помещения поликлиники системой автоматической пожарной сигнализации, установление в здании типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, соответствующего требуемому типу для категории учреждения, оснащение эвакуационных выходов второго этажа светящимися табло с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий субсидиарно на муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г. Томска за счет средств бюджета муниципального образования «г. Томск».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Томска Заплатина Е.А. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МЛМПУ Поликлиника №3 П., действующая на основании доверенности от дата обезличена г., исковые требования не признала. Поддержала письменный отзыв, согласно которому МЛПУ «Поликлиника №3» является бюджетным учреждением. Согласно Уставу МЛПУ «Поликлиника №3», его учредителем является муниципалитет г. Томска, имущество МЛПМУ является муниципальной собственностью города Томска, следовательно, источником бюджетного финансирования учреждения является бюджет г. Томска. По состоянию на дата обезличена г. размер бюджетных средств по подстатье (работы и услуги по содержанию имущества) составил *** рублей.
В соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета МО «г. Томск» на 2010 г., утв. Решением Думы г. Томска от 01.12.2009 г. № 1355, целевая статья 7950025 предусматривает бюджетные расходы на реализацию целевой программы «Социальная интеграция» на 2009-2011 г.г.», в частности на оснащение социального объекта пандусами поручнями для обеспечения доступа к нему лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Сметой расходов МЛМПУ Поликлиника №3 на 2010 г. предусмотрены лишь расходы на заработную плату и начисления на заработную плату по разделу 0902. Бюджетные средства на иные цели в смете расходов МЛМПУ на 2010 г. не предусмотрены.
Финансирование работ по заблокированию помещения МЛПМУ системой автоматической пожарной сигнализации, установлению в здании системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующей требуемому типу для данной категории учреждений, из других источников невозможно. Так, использование средств ОМС на оплату категорий расходов, не включенных в структуру тарифов медицинской помощи, считается нецелевым расходованием средств ОМС. Таким образом, у ответчика отсутствуют денежные средства на проведение указанных работ. Проведение требуемых мероприятий возможно лишь при условии соответствующего финансирования за счет средств местного бюджета г. Томска.
Представитель ответчика – муниципального образования «город Томск» в лице администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МО «город Томск».
Представитель третьего лица – Управления здравоохранения Администрации г. Томска Т., действующий на основании доверенности от дата обезличена г., исковые требования не признал. Суду пояснил, что у ответчика отсутствуют денежные средства на проведение требуемых мероприятий. Устранять выявленные нарушения на данном этапе нецелесообразно, поскольку объект будет освобожден и передан в казну г. Томска.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 г. руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среда.
Как следует из материалов дела, МЛПМУ Поликлиника №3 является юридическим лицом, создано администрацией г. Томска, реорганизовано путем присоединения МЛПМУ Поликлиника №5 и является его правопреемником в отношении прав и обязанностей, переданных в соответствии с передаточным актом; учредителем является муниципалитет г. Томска; учреждение имеет самостоятельный баланс, бюджетные и внебюджетные счета в учреждениях Банка и иных кредитных организациях. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества.
Второе поликлиническое отделение МЛПМУ Поликлиника №3 расположено по адресу: адрес обезличен
Согласно акту №64 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 06.03.2009 г. в ходе мероприятий по надзору выявлены в т.ч. следующие нарушения требований пожарной безопасности: помещения поликлиники и гаража не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией; установленный в здании тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требуемому типу для категории учреждения; на окнах 1 и 2 этажа установлены глухие металлические решетки; дверь запасного эвакуационного выхода на 1 этаже здания закрыта на запор, не обеспечивающий людям находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запора на двери эвакуационного выхода изнутри без ключа; первичные средства пожаротушения (огнетушители) не перезаряжены; планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ Р12.2.143-2002 г.; на путях эвакуации 2 этажа находятся горючие материалы; стены на путях эвакуации 1 и 2 этажа здания отделаны горючим и материалами (окрашены масляной краской, отделаны стеновыми панелями); стены тамбура запасного эвакуационного выхода на 1 этаже здания отделаны горючим материалом; на кровле здания отсутствует ограждение; под лестничными маршами 1 этажа находятся горючие материалы устроено подсобное помещение из горючего материала; эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильников; эвакуационные выходы на 2 этаже здания не обозначены светящимися табло с надписью «ВЫХОД» белого цвета на зеленом фоне; внутреннее дверное полотно основного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания; не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охран или центральным пунктом пожарной связи населенного пункта; обслуживающий персонал не ознакомлен с инструкцией по предупреждению и тушению возможных пожаров.
Указанные нарушения требований пожарного законодательства не устранены до настоящего времени, доказательств обратному не представлено, тогда как согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать на те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от 21.12.1994 года граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 7, 40, 44, 52, 53, 61, 108 указанных Правил все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем. В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе, проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
По результатам проверки вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности №93 от 06.03.2009 г.;
Учитывая, что МЛПМУ Поликлиника №3 второе поликлиническое отделение является объектом с массовым пребыванием людей, имеющиеся нарушения требований законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременной эвакуации и спасению людей в случае пожара и чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия опасных факторов пожара.
Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статья 206 п. 2 ГПК РФ устанавливает, что в случае принятия решения обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решение срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым установить срок для заблокирования помещения автоматической пожарной сигнализации, установления в здании типа системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре соответствующей требуемому типу для категории учреждения; оснащения эвакуационных выходов второго этажа светящимися табло с надписью «ВЫХОД» белого цвета на зеленом фоне до 31.12.2010 года; для выполнения остальных мероприятий суд считает разумным назначить срок – 1, 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
МЛПУ «Поликлиника №3» является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Учреждение имеет самостоятельный баланс (смету), лицевые счета в федеральном и муниципальном казначействах, расчетные счета в банковских и иных кредитных организациях, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Статья 161 БК РФ устанавливает, что бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств сметой доходов и расходов, и самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Здание МЛПУ «Поликлиника №3» по адрес обезличен находится в муниципальной собственности. В соответствии с п. 6 Устава г. Томска (утв. Решением Томской городской Думы № 13 от 06.07.2001 г.), администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Администрация путем формирования и исполнения бюджета муниципального образования через подведомственные структурные подразделения от имени г. Томска осуществляет полномочия собственника в отношении учрежденных ею муниципальных предприятий и учреждений, субсидиарно отвечает по обязательствам таких учреждений, обеспечивает их исполнение, т.е. является главным распорядителем бюджетных средств.
Следовательно, при недостаточности у МЛПУ «Поликлиника №3» денежных средств финансирование расходов МЛПУ «Поликлиника №3» на заблокирование помещения МЛПУ «Поликлиника №3» системой автоматической пожарной сигнализации, установление в здании типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типу для категории учреждения, оснащение эвакуационных выходов второго этажа светящимися табло с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне должно быть возложено на МО «город Томск» в лице администрации г. Томска.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина по делу в доход местного бюджета в размере по *** рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить частично.
Обязать МЛПМУ Поликлиника №3 заблокировать помещение поликлиники автоматической пожарной сигнализацией; установить в здании тип системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре соответствующий требуемому типу для категории учреждения; оснастить эвакуационные выходы второго этажа святящимися табло с надписью «ВЫХОД» белого цвета на зеленом фоне в срок до дата обезличена.;
демонтировать глухие металлические решетки на окнах первого и второго этажа; на дверях запасных эвакуационных выходов на первом этаже установить запоры, обеспечивающие возможность людям находящимся внутри, свободного открывания запоров изнутри без ключа; перезарядить первичные средства пожаротушения; привести планы эвакуации людей в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2002г.; демонтировать на путях эвакуации первого и второго этажах здания, а также со стен тамбура запасного эвакуационного выхода горючие материалы; помещение под лестничным маршем первого этажа и пути эвакуации второго этажа освободить от горючих материалов; установить внутренне полотно основного эвакуационного выхода, открывающееся по направлению выхода из здания; провести с работниками организации противопожарный инструктаж; закрыть на замок люк, ведущий на чердак здания; обеспечить МЛПМУ «Поликлинику № 3» прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны – в течение 1, 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае недостаточности средств у МЛПУ «Поликлиника №3» на заблокирование помещения МЛПУ «Поликлиника №3» системой автоматической пожарной сигнализации, установление в здании типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего требуемому типу для категории учреждения, оснащение эвакуационных выходов второго этажа светящимися табло с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий субсидиарно на муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г. Томска за счет средств бюджета муниципального образования «город Томск».
Взыскать с МЛПМУ Поликлиника №3 и муниципального образования «город Томск» в лице администрации г. Томска государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Т.А. Исупова