№2-1586/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 июля 2010 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Мурованной М.В.
при секретаре Егоровой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Хорошко Д.П. об оспаривании постановления Главы администрации Ленинского района г. Томска и возложении обязанности устранить нарушения его прав и свобод,
установил:
Хорошко Д.П. обратился в суд с заявлением с учетом уточнений требований об оспаривании постановления Главы администрации Ленинского района г. Томска от 12.11.2008 № 636ж и возложении обязанности устранить допущенные нарушения его прав и свобод. В обоснование заявленных требований указал, что он как инвалид Великой отечественной войны состоял с 2001 года по 2008 год в очереди по улучшению жилищных условий. В своих обращениях к органам местного самоуправления он просил предоставить ему благоустроенное жилье или привести его жилье в соответствие с санитарными и другими нормами, так как вынужден проживать в квартире, в которой отсутствует горячая вода, санузел, сливная яма. В /дата обезличена/ он вновь обратился с просьбой предоставить ему благоустроенное жилье, на что получил ответ о том, что он в 2008 году был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Томска от 12.11.2008 № 636ж. Однако с 2001 года до настоящего времени его жилищные условия не изменились, он по-прежнему проживает в деревянном доме без элементарных удобств, причина снятия с учета ему неизвестна. В 2010 году он опять был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако оказался в конце льготного списка, что нарушает его права как инвалида ВОВ на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Вынесение оспариваемого постановления является незаконным, так как оснований для снятия его с учета в 2008 года не имелось. Как следует из писем администрации Ленинского района г. Томска, причиной снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий стало наличие жилой площади в соответствии с нормой предоставления. Однако он вставал на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что его жилье не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений. Поскольку улучшения жилищных условий на момент вынесения оспариваемого постановления не произошло, оснований для исключения его из списков нуждающихся не было, в связи с чем постановление Главы администрации Ленинского района г. Томска от 12.11.2008 № 636ж подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
Заявитель Хорошко Д.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Представитель заявителя Тахтаров А.В., действующий на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что постановлением Главы администрации Ленинского района г. Томска от 12.11.2008 № 636ж заявитель был исключен из списков очередности на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и п.п.7, 20а Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Томской области, которые на тот момент уже не действовали. При принятии обжалуемого постановления администрация Ленинского района г. Томска должна была установить, отпали ли все основания для признания Хорошко Д.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако администрация свою обязанность не выполнила, посчитав, что пользование Хорошко Д.П. жилой площадью в соответствии с нормой предоставления свидетельствует о его обеспеченности жильем, в то время как он проживал и продолжает проживать в условиях, не отвечающих требованиям санитарных правил. В связи с этим он был вновь включен в списки нуждающихся в 2010 году, но уже под другим номером, в результате чего момент получения им социальной выплаты на приобретение благоустроенного жилья перенесен на более поздний срок, нежели он мог рассчитывать, состоя в списках очередности с 2001 г.
Представитель Администрации Ленинского района г. Томска Ю., действующая на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что оспариваемое постановление было принято по итогам проведенной в 2008 году ревизии дел, ссылка в нем на недействующие Правила обусловлена тем, что на основании них заявитель был поставлен на учет. В соответствии с Положением об администрации Ленинского района г. Томска в сферу ее деятельности входит управление муниципальным жилищным фондом на территории района, ведение учета аварийных жилых домов и жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, участие в организации предоставления социальных выплат гражданам, имеющим право на их получение, в соответствии с жилищным законодательством. Несоответствие жилого помещения санитарным требованиям устанавливается по результатам экспертизы, проводимой самим гражданином, желающим встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по данным основаниям. К заявлению Хорошко Д.П. доказательства несоответствия его жилья санитарным требованиям приложены не были. В 2010 году санитарно-эпидемиологическая экспертиза, на основании выводов которой заявитель был вновь поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, была проведена самой администрацией Ленинского района г. Томска в порядке оказания помощи всем ветеранам. До вынесения оспариваемого решения заявитель к ним с просьбой провести проверку соответствия его жилья требованиям к жилым помещениям не обращался, поэтому оснований полагать, что Хорошко Д.П. проживает в непригодных для проживания условиях, не имелось.
Представитель заинтересованного лица Департамента социальной защиты населения Томской области З., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/, в судебном заседании и отзыве указала, что заявление Хорошко Д.П. не подлежит удовлетворению, так как заявитель пропустил трехмесячный срок обращения в суд. Дополнительно пояснила, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Поскольку данный вопрос не отнесен к их компетенции, они не вправе давать оценку правомерности принятого органом местного самоуправления решения. Ни Федеральный закон «О ветеранах», ни другой нормативно-правовой акт очередность предоставления социальной выплаты на жилье не предусматривает, однако поскольку списки нуждающихся формируются по дате постановки лица на учет, в связи с ограниченным финансированием изменение даты постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилье с 2001 г. на 2010 г. повлекло увеличение срока предоставления ему социальной выплаты на приобретение жилья.
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры Томской области М., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/, в судебном заседании пояснила, что Департамент занимается вопросами предоставления социальных выплат гражданам, но не принимает решение о включении или исключении их из списка очередников, претендующих на улучшение жилищных условий, не участвует в формировании указанного списка. Кроме того, дата постановки на учет в качестве нуждающегося имеет значение при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты, так как деньги выделяются по списку, сформированному по дате постановки на учет в местной администрации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п.24 постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела и могут послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления, в связи с этим надлежит в каждом случае выяснять вопрос о том, был ли соблюден заявителем срок для обращения в суд с заявлением.
Согласно заявлению Хорошко Д.П. и пояснениям его представителя в судебном заседании о принятии оспариваемого постановления ему стало известно только 11.03.2010, после получения письма главы администрации Ленинского района г. Томска /номер обезличен/ от 04.03.2010. Представитель администрации доказательств получения заявителем постановления от 12.11.2008 № 636ж ранее указанного им срока (11.03.2010) суду не представил. Как следует из материалов дела, Хорошко Д.П. направил заявление в суд по почте 10.06.2010, то есть в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока.
В соответствии со ст. 255 ГК РФ оспариванию подлежат те решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которыми нарушаются права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Поскольку списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на первоочередное предоставление жилья, формируются в хронологическом порядке по дате постановки граждан на учет, а оспариваемым постановлением в 2008 г. заявитель исключен из указанных списков, при этом в 2010 г. восстановлен в списках без учета даты первоначальной постановки его на учет 22.05.2001, суд приходит к выводу, что оспариваемым постановлением нарушены права заявителя, а потому оно может быть оспорено в порядке гл. 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В силу ст.2 Закона ТО от 06.06.2006 № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» формой социальной поддержки по обеспечению жильем граждан указанной категории является социальная выплата, предоставляемая им для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность.
Порядок предоставления социальных выплат указанной категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентирован постановлением администрации Томской области от 10.07.2006 № 90а «О порядке предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность». Согласно указанному постановлению в целях определения круга получателей социальных выплат органы местного самоуправления составляют списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в дальнейшем передают в Департамент социальной защиты населения Томской области. Департамент социальной защиты населения Томской области, в свою очередь, предоставляет информацию (списки) нуждающихся в улучшении жилищных условий в Департамент строительства и архитектуры Томской области, который является органом, уполномоченным на предоставление гражданам социальных выплат.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается удостоверением от /дата обезличена/, что заявитель Хорошко Д.П. является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на получение льгот, установленных действующим законодательством.
Согласно сообщению Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ решением жилищной комиссии Хорошко Д.П. 22.05.2001 включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Его учетный номер в общем списке составлял /номер обезличен/, в льготном списке среди инвалидов ВОВ – /номер обезличен/ При этом в указанном сообщении не приведено основание включения заявителя в данный список, представитель администрации Ленинского района г. Томска в судебном заседании также не смог назвать указанное основание.
В соответствии с письмом Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от /дата обезличена/ /номер обезличен/ по состоянию на 20.04.2004 учетный номер заявителя в общем списке составлял /номер обезличен/, в льготном списке инвалидов ВОВ - /номер обезличен/.
По сообщению администрации Ленинского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Хорошко Д.П. состоял в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под учетным номером /номер обезличен/.
Оспариваемым постановлением Главы администрации Ленинского района г. Томска от 12.11.2008 № 636ж Хорошко Д.П. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ч.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и п.п. 7, 20а недействующих на момент вынесения решения Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Томской области», утвержденных решением Томского облсовета народных депутатов от /дата обезличена/ /номер обезличен/.
Как следует из письма администрации Ленинского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/, причиной исключения Хорошко Д.П. из списка очередников послужило отпадение оснований для предоставления жилья: на момент вынесения оспариваемого постановления он проживал в квартире /адрес обезличен/, общей площадью /номер обезличен/ кв.м., жилой – /номер обезличен/ кв.м. Совместно с ним по месту жительства зарегистрированы сын О. и внучка Т. С учетом количества зарегистрированных жильцов заявитель был обеспечен жилой площадью выше учетной нормы в размере /номер обезличен/ кв.м., что повлекло утрату им статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, из заявления Хорошко Д.П. о постановке на учет от /дата обезличена/, справки проверки жилищных условий от /дата обезличена/, карточки квартиросъемщика от /дата обезличена/ видно, что заявитель на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий был зарегистрирован и проживал по тому же адресу совместно с 2-мя членами семьи, в связи с чем он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий по обеспеченности жилой площадью.
Согласно материалам дела и пояснениям представителя заявителя Хорошко Д.П. и в настоящее время продолжает проживать в квартире /адрес обезличен/. Таким образом, его жилищные условия с момента постановки на учет и до настоящего времени не изменились.
Распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Томска /номер обезличен/ от /дата обезличена/ Хорошко Д.П. вновь включен в список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Его учетный номер в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на /дата обезличена/ – /номер обезличен/.
По сообщению отдела по учету и распределению жилой площади администрации Ленинского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Хорошко Д.П. состоит на учете в списке нуждающихся с /дата обезличена/ и его номер в общем списке очередности составляет /номер обезличен/, а в списке ветеранов ВОВ - /номер обезличен/.
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации Ленинского района г. Томска, решение о постановке заявителя на учет повторно принято по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от /дата обезличена/, выявившей несоответствие занимаемого Хорошко Д.П. жилого помещения санитарным нормам и правилам, то есть были установлены основания для признания Хорошко Д.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Между тем, из заявления Хорошко Д.П. о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от /дата обезличена/ усматривается, что заявитель изначально ссылался на нуждаемость в жилье не исходя из площади занимаемого жилого помещения, а на основании обстоятельств проживания в условиях, не отвечающих санитарным требованиям. Представитель заявителя в судебном заседании также пояснил, что Хорошко Д.П. вставал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий именно в целях получения благоустроенного жилья, отвечающего санитарным требованиям, а не расширения жилой площади.
Как уже отмечалось, в сообщении администрации о постановке заявителя 22.05.2001 на учет не указано основание принятия такого решения.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является одним из оснований для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На момент постановки заявителя на учет 22.05.2001 действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985 № 59, которые утратили силу в связи с изданием постановления Администрации Томской области от 09.06.2005 № 61а, согласно п.7 которых проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, также являлось одним из оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и включения его в списки очередников.
В силу п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Представитель администрации Ленинского района г. Томска в судебном заседании ссылался на то, что Хорошко Д.П. не представил заключение экспертизы о несоответствии занимаемого им жилого помещения санитарным требованиям, в связи с чем был исключен в 2008 г. из списков нуждающихся в жилье.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 20 постановления № 2 от 10.02.2009, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку представителем органа, чье решение оспаривается, не представлено доказательств того, что занимаемое Хорошко Д.П. жилое помещение на момент вынесения оспариваемого постановления отвечало санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям, при этом действующим на тот момент законодательством не предусмотрена обязанность заявителя представлять такие доказательства после 7 лет состояния в списках, какое-либо требование провести санитарное обследование квартиры администрацией как наймодателем Хорошко Д.П. не направлялось, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Ленинского района г. Томска № 636ж от 12.11.2008 об исключении Хорошко Д.П. из списков очередности не соответствует требованиям законности и обоснованности.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку в соответствии с п. 4 постановления администрации Томской области от 10.07.2006 № 90а формирование списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ, отнесено к предмету ведения органов местного самоуправления, суд находит требования Хорошко Д.П. в части возложения на администрацию Ленинского района г. Томска обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя путем внесения в представленные в Департамент социальной защиты населения Томской области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты, сведений о первоначальной дате постановки заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Хорошко Д.П. удовлетворить.
Признать постановление Главы администрации Ленинского района г. Томска от 12.11.2008 №636ж об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от /дата обезличена/ /номер обезличен/ в части исключения Хорошко Д.П. из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.
Обязать администрацию Ленинского района г. Томска устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя путем внесения в представленные в Департамент социальной защиты населения Томской области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты, сведений о дате постановки Хорошко Д.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – 22.05.2001.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Мурованная М.В.
Копия верна. Судья: Мурованная М.В.