Дело № 2-1984/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
при секретаре Даниловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Т.Н. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Куликова Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении ей вне очереди жилого помещения, указав, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей. На основании решения исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов от дата обезличена номер обезличен она была определена в детский дом № 1, в связи с тем, что ее мать К.П.П. злоупотребляла спиртным, а решением Ленинского районного суда г.Томска от дата обезличена была лишена родительских прав. дата обезличена была направлена в Чердатскую школу-интернат. После выпуска обучалась в ОГОУ СПО Зырянский филиал «Томского экономико - промышленного колледжа» и находилась на полном государственном обеспечении, которое окончила дата обезличена При помещении в детский дом Постановлением главы администрации Ленинского района г.Томска за ней было закреплено жилое помещение по адресу: г.Томск адрес обезличен однако жилое помещение сгорело 19.08.1996 г. На основании распоряжения главы администрации Ленинского района г.Томска от 03.02.2010 г. истец была включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в общем списке номер обезличен в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - номер обезличен. Очередь движется очень медленно, после окончания учебного заведения жить негде. На основании этого просит обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г.Томска финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению ее жилым помещением, а также просит обязать администрацию г.Томска обеспечить ее вне очереди на условиях договора социального найма жилым помещением площадью не ниже 17 кв.м.
Истец Куликова Т.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Томской области Ш.М.А., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, заявленные исковые требования не признала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв на заявленные требования, в котором указала, что считает администрацию Томской области ненадлежащим ответчиком. В соответствии Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом обеспечение жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов. Субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета на очередной финансовый год. В случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 30.12.2008 г. № 308-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов», недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п.1 Постановления Главы администрации Ленинского района г.Томска номер обезличен от дата обезличеназа Куликовой Т.Н. закреплена жилая площадь по адресу: г.Томск адрес обезличен Отмена закрепления за истицей данной жилой площади не основана на законе, акта об отмене этого постановления истицей не представлено. Кроме этого, истицей не представлено соответствующих документов о том, что закрепленное за ней жилье непригодно для проживания. В случае, если помещения признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Данными полномочиями обладает администрация г.Томска. Доводы истца о том, что жилье непригодно для проживания и существует необходимость предоставления вне очереди жилого помещения за счет средств Томской области, считает необоснованными. А надлежащим ответчиком по делу является администрация г.Томска.
Представитель ответчика Администрации г. Томска Г.И.В., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, в судебное заседание не явилась, согласно исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с Законом ТО от 11.09.2007 г., №188-ОЗ, Решением Думы г. Томска от 25.12.2007 г. №740, Распоряжением Мэра г. Томска от 04.05.2008 г. №р344 на территории муниципального образования Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в ВС РФ, от имени администрации г. Томска осуществляет управление социальной политики администрации г. Томска и администраций районов г. Томска. В частности, функциями является приобретение жилых помещений за счет средств субвенций для определенной категории лиц. Администрация г. Томска не нарушала прав Куликовой Т.Н. В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ №159-ФЗ дополнительные гарантии детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. по обеспечению жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. В настоящее время размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2009 г. г. для приобретения жилых помещений определенной категории лиц выделено местному бюджету около 2 млн. рублей, в 2010 г. ожидается субвенция в размере 996 000 рублей, в то время, как на учете в районных администрациях состоит более 50-ти лиц из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющися материалам дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в исковом заявлении, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде хищения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.
Согласно копии свидетельства о рождении номер обезличен Куликова Т.Н. родилась дата обезличена году, ее родителями являются К.Н.Н. и К.П.П.. Мать Куликовой Т.Н.- К.П.П. на основании решения Ленинского районного суда г.Томска от дата обезличена лишена родительских прав. Решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ленинского района г.Томска номер обезличен от дата обезличена Куликова Т.Н. была направлена в областной Дом ребенка как оставшаяся без попечения родителей. Отец ребенка записан со слов матери. Впоследствии дата обезличена г. Куликова Т.Н. была переведена в Чердатскую школу-интернат.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Томска номер обезличен от дата обезличена за Куликовой Т.Н. закреплена жилая площадь по адресу: г.Томск адрес обезличен.
Справкой отделения государственного пожарного надзора Ленинского района г.Томска сообщается, что дата обезличена по адресу: г.Томск адрес обезличен произошел пожар.
Справкой администрации Зырянского района Томской области номер обезличен от дата обезличена выданной Куликовой Т.Н. подтверждается ее статус лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Письмом администрации Ленинского района г.Томска номер обезличен от дата обезличена, направленным на имя Куликовой Т.Н. сообщается, что согласно распоряжению Главы администрации от 03.02.2010 г. № номер обезличен она включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в общем списке учета - номер обезличен, в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа- номер обезличен.
Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 23.07.2010 г. номер обезличен подтверждается отсутствие в Едином государственном реестре прав сведений о правах Куликовой Т.Н. на объекты недвижимого имущества.
Письмом директора ОГОУ СПО Зырянский филиал «Томский экономико-промышленный колледж» номер обезличен от 14.05.2010 г. в адрес органов опеки и попечительства администрации Ленинского района г.Томска подтверждается, что Куликова Т.Н. является студенткой данного учебного заведения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на полном государственном обеспечении, выпускается дата обезличена и намерена проживать в Ленинском районе г.Томска.
Таким образом, Куликова Т.Н. относится к лицам из числа детей-сирот, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
Данное обстоятельство не оспорено ответчиками.
Согласно паспортным данным Куликова Т.Н. регистрации по месту жительства не имеет.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Таким образом, Куликовой Т.Н. должно быть представлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ « О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивать указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы(ч. 1 ст. 1 закона).
В силу названного закона администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий.
Органы местного самоуправления с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2,3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ст. 4 Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Конституционный Суд РФ в определении от 05.02.2009 года № 250-О-П « По жалобе муниципального образования- городского округа» Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснил, что полномочие по предоставлению жилья указанной категории граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только путем принятия закона субъекта РФ. При этом законом РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год должно предусматриваться предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление таких полномочий. Без соответствующего закона субъекта РФ такие полномочия органам местного самоуправления переданы быть не могут.
Согласно ст. 8 закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010г. по 31.12.2010г.
В силу п.5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Ответчиками не оспаривается, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц переданы органами местного самоуправления в установленном порядке.
На осуществление данных полномочий предусмотрена субвенция местным бюджетам из областного бюджета.
Решением Думы города Томска от 01.12.2009 № 1355 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов в приложении № 7 «ведомственная структура расходов бюджета МО Город Томск» на 2010 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов» предусмотрена за счет средств областного бюджета субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей -сирот на 2010г. в размере 996,2 тыс. р.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 года № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Куликова Т.Н. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.
Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.
В силу п. 1.3 ст. 52 Устава г. Томска, принятого решением Томского городской Думы от 22.03.2005 г. № 841, собственником муниципального жилищного фонда является муниципальное образование г. Томск.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 53 Устава г. Томска в пределах компетенции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Согласно ст. 25 Устава г. Томска структуру органов местного самоуправления МО г. Томск составляют Дума г. Томска, мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Счетная палата.
В соответствии со ст. 37 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в силу п.п. 1.42-1.49, 1.6 ст. 39 Устава г. Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, в т.ч. жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилого фонда, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства.
Такие полномочия иным органам местного самоуправления в соответствии с Уставом г. Томска не предоставлены.
Согласно п.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма. Учитывая изложенное, суд находит требования истца об обязании Администрации г. Томска приобрести и предоставить Куликовой Т.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17, 0 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Томской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей должны быть взысканы в пользу Куликовой Т.Н. с Администрации г. Томска.
Руководствуясь ст. ст. 194.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Куликовой Т.Н. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Томска предоставить Куликовой Т.Н. вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17 кв.м. за счет средств бюджета Томской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Куликовой Т.Н. отказать.
Взыскать с Администрации г.Томска в пользу Куликовой Т.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: Ю.А.Ходус