Дело № 2-2048/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Сидоркина В.В.
при секретаре Бершанской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Гусельниковой И.Е. к Администрации г.Томска, Администрации Томской области об обязании за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, не ниже установленных социальных норм по г.Томску
У С Т А Н О В И Л:
Гусельникова И.Е. обратилась в суд с иском к Администрации г.Томска, Администрации Томской области об обязании за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, не ниже установленных социальных норм по г.Томску, указав в обоснование исковых требований, что она имеет статус сироты. Ее мать, ФИО1. умерла дата обезличена, отец, ФИО2 был лишен родительских прав Решением Чаинского районного суда Томской области от дата обезличена и затем умер. Она была определена в детский приют адрес обезличен, затем в ОГОУ адрес обезличен которую закончила в дата обезличена г. Затем она обучалась в ПУ-номер обезличен адрес обезличен по профессии - маляр-штукатур и в ПУ-номер обезличен г. Томска по специальности закройщик. На период обучения, учебные заведения снабжали ее койко-местом в общежитии. После окончания второго училища из общежития она была выселена и оказалась на улице, т.к. жилья у нее никогда не было, и нет. Родители жилья не имели, т.к. вели аморальный образ жизни, пьянствовали, скитались по разным деревням. Чужие люди зарегистрировали ее в своем жилье, а проживаю она по частным квартирам, снимает жилье. Распоряжением Главы Администрации она была включена в список учета детей-сирот, для получения жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время ее очередь по списку за номер обезличен. Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит обязать администрацию Томской области, администрацию г.Томска за счет средств, предоставленных администрацией Томской области, предоставить ей вне очереди на условиях социального найма, жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г.Томску.
В судебное заседание истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Томской области ФИО3, действующая на основании доверенности от дата обезличена номер обезличен со сроком полномочий один год, надлежащим образом уведомленная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В заявлении представитель указала, что исковые требования Гусельниковой И.Е. Администрация Томской области не признает.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска ФИО4, действующая по доверенности от дата обезличена номер обезличен, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г. Томска.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Гусельниковой И.Е. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Гусельниковой И.Г. II-ОМ номер обезличен следует, что она родилась дата обезличена, ее отцом является ФИО2, а матерью - ФИО1
Свидетельством о смерти подтверждается, что ФИО1. умерла дата обезличена.
Согласно решению Чаинского районного суда Томской области от дата обезличена ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери Гусельниковой И.Г., дата обезличена года рождения. Согласно свидетельству о смерти I-ОМ номер обезличен ФИО2 умер дата обезличена.
Из искового заявления, пояснений истца в судебном заседании следует, что после того, как отец был лишен родительских прав, она была определена в детский приют адрес обезличен.
Из справки ОГЛУ адрес обезличен от дата обезличена подтверждается, что Гусельникова И.Е. обучалась в учебном учреждении в с дата обезличена., закончила 9 классов и была отчислена в связи с окончание школы дата обезличена.
В период с дата обезличена она обучалась в ОГОУ НПО «Профессиональное училище номер обезличен» адрес обезличен, что подтверждается справкой номер обезличен от дата обезличена, а в период с дата обезличена в ОГОУ НПО «Профессиональное училище номер обезличен», что также подтверждается справкой номер обезличен от дата обезличена.
Сообщением Администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена номер обезличен подтверждается, что Гусельникова И.Е. распоряжением главы администрации от дата обезличена номер обезличен включена в список учета детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в льготном списке - номер обезличен.
Таким образом, Гусельникова И.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Гусельниковой И.Е. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:
осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 29.12.2009 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010 по 31.12.2010. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 22) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год, в размере <данные изъяты> тыс. руб.
Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска. Следовательно, надлежащим ответчиком по иску Гусельниковой И.Е. является Администрация г. Томска.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Гусельниковой И.Е. к Администрации г. Томска, администрации Томской области об обеспечении ее вне очереди жилой площадью на территории г. Томска подлежат удовлетворению частично. Суд считает, что истец должна быть обеспечена жилым помещением площадью не менее 17, 00 кв. м.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Гусельникова И.Е. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от дата обезличена № номер обезличен «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Гусельникова И.Е. должена быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Исковые требования Гусельниковой И.Е. в силу вышеизложенного к Администрации Томской области об обязании предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение, суд считает не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Томска подлежит взысканию в пользу Гусельниковой И.Е. государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусельниковой И.Е. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Томска предоставить Гусельниковой И.Е. вне очереди на территории г. Томска жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17, 0 квадратных метров.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации г. Томска в пользу Гусельниковой И.Е. государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий В.В. Сидоркин