Дело № 2-230/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2010 года Ленинский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи: Сидоркина В.В.,
при секретаре: Бершанской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересах муниципального образования «Город Томск», неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района г.Томска об освобождении земельного участка от самовольно размещенных объектов
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Томска в интересах муниципального образования «Город Томск», неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации Ленинского района г.Томска о понуждении ответчика к принятию мер по освобождению земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: /адрес обезличен/ (территория от восточной границы земельного участка с кадастровым номером /номер обезличен/ до пересечения с /адрес обезличен/) от самовольно размещенных объектов. В ходе проверке порядка землепользования установлено на основании Акта проверки от /дата обезличена/ наличие самовольно размещенных торговых мест на площади <данные изъяты> кв.м. Земельный участок в указанных границах является неразграниченной землей государственной собственности. В пользование, аренду кому-либо Администрацией г.Томска не передавался. В соответствии с п.2 «Положения о порядке освобождения территории МО «Город Томск» от самовольно размещенных объектов» (утв. Постановлением администрации г.Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/) администрация Ленинского района г.Томска обязана осуществлять контроль и при выявлении фактов несанкционированного размещения объектов выполнить мероприятия по освобождению территории от самовольно размещенных объектов в порядке предусмотренном Положением. Несанкционированное размещение объектов на указанном земельном участке свидетельствует о том, что ответчик являющийся уполномоченным органом не выполняет обязанности, установленные законодательством, чем нарушаются права МО «Город Томск», поскольку муниципальное образование лишено возможности распоряжаться указанным земельным участком. Непринятие администрацией Ленинского района г. Томска мер по освобождению указанной территории от самовольно размещенных объектов нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан - жителей г. Томска и хозяйствующих субъектов, которые могли бы в установленном законом порядке приобрести право пользования данным участком при его фактическом освобождении. Требования основаны на ст.ст.25, 29, 60 ЗК РФ; ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 40 Устава Города Томска; «Положение о порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов» (утвержденных Постановлением администрации г. Томска от 20.04.2010 N 345).
В судебном заседании истец в лице помощника прокурора Ленинского района г. Томска Морозова А.В., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Ответчик администрация Ленинского района г.Томска в лице Юдиной Н.В. действующей на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, исковые требования не признала и пояснила, что администрацией Ленинского района г.Томска предпринимаются меры по освобождению спорного земельного участка по /адрес обезличен/ от самовольно размещенных объектов. Так составлены Акт /номер обезличен/ обнаружения факта самовольного размещения объектов от /дата обезличена/ обнаружено 56 штук самовольно размещенных объектов (металлические конструкции, торговые павильоны, металлические контейнеры). Специалистами отдела контроля застройки и землепользования администрации Ленинского района г.Томска вынесены и расклеены требования о добровольном демонтаже выявленных самовольно размещенных объектов. Лиц, самовольно разместивших объекты, установить не представилось возможным.
Третье лицо Администрация г.Томска извещенная надлежащим образом судебной повесткой в судебное заседание не явилась, отзыва не представила, причины неявки представителя суду не сообщила.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Л. суду пояснил, что он состоит в должности <данные изъяты>. /дата обезличена/ участвовал совместно с помощником прокурора Ленинского района г.Томска в проверке порядка землепользования по пер.Карповский г.Томске по итогам составлен Акт проверки. На месте выявлено, что земельный участок по /адрес обезличен/ от границ земельного участка с кадастровым номером /номер обезличен/ предоставленному в аренду ООО «С» до пересечения с /адрес обезличен/ самовольно занят нестационарными временными объектами розничной торговли в форме металлических контейнеров, торговых павильонов. Площадь самовольно занятого земельного участка определена при помощи компьютерной программы «Электронной базы земельных участков г.Томска находящихся в эксплуатации администрации г.Томска» программа позволяет по заданным границам земельного участка определять площадь земельного участка.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля К. суду пояснила, что она работает в <данные изъяты>. /дата обезличена/ она участвовал в выезде с целью проверке землепользования на /адрес обезличен/ где выявила 56 штук временных самовольно размещенных объектов розничной торговли (металлические контейнеры, торговые павильоны). Составлен соответствующий акт, требования о добровольном демонтаже самовольно размещенных объектов расклеены на фасады объектов.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела:
По /адрес обезличен/ в границах /адрес обезличен/ поставлены на кадастровый учет и эксплуатируются ООО «С» на основании договоров аренды три земельных участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером /номер обезличен/ (договор аренды /номер обезличен/ от /дата обезличена/), площадью <данные изъяты> кв.м. (договор аренды /номер обезличен/ от /дата обезличена/), площадью <данные изъяты> кв.м. (договор аренды /номер обезличен/ от /дата обезличена/). Земельный участок с кадастровым номером /номер обезличен/ является пограничным со спорным земельным участком. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о смежном земельном участке с земельным участком под кадастровым номером /номер обезличен/ до /адрес обезличен/. Спорный земельный участок является неразграниченными землями, государственной собственностью. Указанная информация подтверждается соответствующими договорами аренды, письмом ФГУ «ЗКП» по Томской области от /дата обезличена/, письмом Администрации г.Томска от /дата обезличена/, фрагментом дежурной карты г.Томска
Таким образом судом установлено, что отсутствует образованный, поставленный на кадастровый учет земельный участок от восточной границы земельного участка с кадастровым номером /номер обезличен/ до /адрес обезличен/ в связи с чем спорный земельный участок не предоставлялся и не мог быть предоставлен в эксплуатацию по законным основаниям физическим или юридическим лицам.
Согласно писем ООО «С» в адрес суда от /дата обезличена/, /дата обезличена/, /дата обезличена/ юридическое лицо не эксплуатирует спорный земельный участок, имущества на участке принадлежащее организации отсутствует. ООО «С» в адрес суда предоставлены копии договоров в количестве 43 штук на оказание услуг физическим лицам осуществляющим торговую деятельность на земельном участке по пер.Карповский от границ участка с кадастровым номером /номер обезличен/ до /адрес обезличен/. Услуги заключаются в обеспечении электроэнергией, уборки мусора. По условиям договоров ООО «С» не является собственником торговых мест, не несет ответственность за размещение и эксплуатацию торговых мест.
Актом проверки от /дата обезличена/ составленным прокуратурой Ленинского района г.Томска и Департаментом архитектуры и градостроительства администрации /адрес обезличен/ установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. территория от восточной границы земельного участка с кадастровым номером /номер обезличен/ до пересечения с /адрес обезличен/ является землями общего пользования и самовольно занят под эксплуатацию рынка розничной торговли.
Согласно приложенным к отзыву на исковое заявление материалов поступивших от администрации Ленинского района г.Томска, установлено, наличие на спорном земельном участке 56 штук временных объектов в форме металлических контейнеров, торговых павильонов, металлических конструкций, собственники объектов не установлены, на объекты размещены требования о демонтаже (акт обнаружения факта самовольного размещения объекта от /дата обезличена/, требование о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта от /дата обезличена/, акт расклейки требований по /адрес обезличен/ о демонтаже объектов от /дата обезличена/) Указанные обстоятельства так же подтверждаются письмом администрации Ленинского района г.Томска на имя прокурора Ленинского района г.Томска от /дата обезличена/ в котором ответчик указывает, что спорный земельный участок не принадлежит на праве собственности и не эксплуатируется ООО «С». Администрация рынка «Н» не давала распоряжений на установку торговых мест и контейнеров. Самовольно установленные временные объекты, расположенные по пер.Карповский включены в график сноса, который направлен на утверждение мэра г.Томска /дата обезличена/ /номер обезличен/.
В соответствии с п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение данным земельным участком осуществляется органами местного самоуправления.
Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих нравом предоставления соответствующих земельных участков.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ)
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель относится к вопросам местного значения городского округа.
Обязанность осуществления указанного контроля возложена на администрацию Города Томска п. 1.32 ст. 40 Устава Города Томска.
В целях обеспечения надлежащего благоустройства территории муниципального образования "Город Томск", проведения эффективной политики в области градостроительства и землепользования постановлением администрации г. Томска от 20.04.2010 N 345 утверждено «Положение о порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов» (далее - Положение).
Согласно п. 2 указанного постановления администрация Ленинского района города Томска является уполномоченным органом, осуществляющим на территории соответствующего района города реализацию указанного Положения.
Пунктом 1.3. Положения установлено, что демонтаж самовольно размещенных объектов и приведение земельных участков (территории) в первоначальное состояние осуществляется в соответствии с настоящим положением в добровольном или в принудительном порядке. Порядок демонтажа подробно регламентирован разделом 2.1.-2.3. указанного Положения.
Па основании п.п. 2 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст. ст. 1 и 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является принуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и иными способами, предусмотренными законом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцом в порядке ст.56 ГПК РФ и материалами дела доказан факт незаконного самовольного размещения временных объектов неустановленными лицами на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: /адрес обезличен/ (территория от восточной границы земельного участка с кадастровым номером /номер обезличен/ до пересечения с /адрес обезличен/) Администрация Ленинского района г. Томска установила факт несанкционированного размещения объектов в связи с чем на ответчике лежит обязанность выполнить ряд мероприятий по освобождению территории от самовольно размещенных объектов в порядке предусмотренном «Положением о порядке освобождения территории муниципального образования «Город Томск» от самовольно размещенных объектов» (утвержденным постановлением администрации г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского района г.Томска принять меры по освобождению земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: /адрес обезличен/ (территория от восточной границы земельного участка с кадастровым номером /номер обезличен/ до пересечения с /адрес обезличен/) от самовольно размещенных объектов.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Сидоркин В.В.