решение по делу № 2-2442/10 не вступило в законную силу



№2-2442/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2010 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мурованной М.В.

при секретаре Козьминых Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Стригиной О.А., Гудничевой Н.А. об оспаривании бездействия Государственной Думы Томской области, Администрации Томской области, Администрации Томского района и Думы Томского района,

установил:

Стригина О.А., Гудничева Н.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Государственной Думы Томской области, Администрации Томской области, Администрации Томского района и Думы Томского района, указав в обоснование, что они имеют малолетних детей в возрасте до двух лет, однако бесплатного детского питания или других мер социальной поддержки в Томском районе не получают. При этом матерям, имеющим детей в возрасте до двух лет и проживающим в г. Томске или в г. Северске, предоставляется бесплатное детское питание. Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет, а также вопросы установления условий обеспечения указанных лиц бесплатным питанием отнесены федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области, Дума Томского района и Администрация Томского района отстранились от решения данных вопросов. Законодательством субъектов РФ порядок обеспечения полноценным питанием до сих пор не закреплен, денежные средства на реализацию данной функции в бюджете Томской области не выделяются. Вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого и второго года жизни специальными молочными смесями Администрацией Томской области нормативно не урегулирован, хотя такая обязанность на нее возложена постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1005. Администрация Томского района и Дума Томского района, зная об игнорировании в Томском районе вопросов социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и матерей с детьми в возрасте до трех лет, никаких действий не предпринимают и не поднимают данные вопросы. В связи с этим, просят признать незаконными и необоснованными бездействие Государственной Думы Томской области по неутверждению порядка обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и невыделению на эти цели денежных средств в бюджете Томской области; бездействие Администрации Томской области по неустановлению условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания; бездействие Администрации Томского района и Думы Томского района, не предпринимающих никаких действий по защите интересов беременных женщин и детей; а также возложить на Государственную Думу Томской области обязанность принять порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет, принять изменения в бюджет Томской области для реализации данного порядка в полном объеме за 2010 год; на Администрацию Томской области - установить условия и порядок бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания и внести в Государственную Думу Томской области предложения по изменению бюджета Томской области в части обеспечения реализации данного порядка.

Заявители Стригина О.А., Гудничева Н.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Суд в соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Государственной Думы Томской области М., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/, с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель Администрации Томской области Р., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/, в судебном заседании также просила оставить заявление без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель Администрации Томского района П., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/, в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что согласно ст. 33 Устава Администрации Томского района установление условий и порядка обеспечения детским питанием не отнесено к вопросам местного значения, поэтому Администрация Томского района не уполномочена на решение таких вопросов. Принять на себя дополнительные обязательства и, соответственно, дополнительные расходы Администрация Томского района не может, так как Томский район является дотационным и собственных финансовых средств не имеет.

Представитель Думы Томского района Ч., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд в соответствии с ч.5 ст. 167, ч.2 ст. 257 ГПК РФ считает возможным.

Заслушав представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается копиями свидетельств о рождении, что заявители подпадают под категорию матерей, имеющих детей в возрасте до двух лет: заявитель Стригина О.А. имеет малолетнюю дочь, /дата обезличена/ года рождения, а заявитель Гудничева Н.А. -малолетнюю дочь, /дата обезличена/ года рождения, то есть являются потенциальными получателями гарантируемых государством мер социальной поддержки материнства, в связи с чем предъявленное ими заявление об оспаривании бездействия органов государственной власти подлежит рассмотрению по существу.

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 20 постановления № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Проверив возражения заинтересованных лиц, изучив представленные ими документы, суд приходит к выводу о том, что доводы заявления не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по следующим основаним.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу п.«ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. При этом, как следует из ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, принимаемые по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить изданным по данным вопросам федеральным законам.

В соответствии с пп.24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ.

Согласно абз.5 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов РФ.

На территории Томской области данные вопросы получили нормативное урегулирование в законе Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», законе Томской области от 07.10.2008 № 200-ОЗ «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области».

Так, из ст. 5 Закона Томской области «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» следует, что лица, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут воспользоваться своим правом на получение ежемесячного пособия на ребенка в случае, если семья является малоимущей. При этом в составе ежемесячного пособия, размер которого варьируется в зависимости от полноценности семьи и их возможности исполнять родительские обязанности, предусмотрены денежные средства на обеспечение специальными молочными продуктами детского питания.

Закон Томской области «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области» с целью обеспечения полноценным питанием беременных женщин и кормящих матерей из числа малоимущих семей устанавливает им по заключениям врачей меру социальной поддержки в форме денежной выплаты, определенной в размере 300 рублей в месяц (п.1 ст. 4 Закона).

Порядок предоставления перечисленных мер социальной поддержки отнесен к компетенции Администрации Томской области и определен в принятых ею постановлении от 28.12.2004 № 96а «О мерах по реализации Закона Томской области «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» и постановлении от 18.12.2008 № 259а «Об утверждении порядка предоставления денежной выплаты беременным женщинам и кормящим матерям».

При этом, согласно п. 8 постановления Администрации Томской области «Об утверждении порядка предоставления денежной выплаты беременным женщинам и кормящим матерям» для получения денежной выплаты необходимо обратиться с заявлением и определенным пакетом документов в подведомственное Департаменту социальной защиты населения Томской области учреждение по месту жительства заявителя. В данном случае для заявителей Стригиной О.А., Гудничевой Н.А., проживающих в Томском районе, с учетом перечня территориальных центров социальной поддержки населения Томской области, утвержденного совместным приказом Департамента здравоохранения Томской области и Департамента социальной защиты населения Томской области от 19.12.2008 № 261/435, таким учреждением является Центр социальной поддержки населения Томского района.

Приведенные законы и иные нормативные правовые акты Томской области являются действующими, в связи с чем суд признает несостоятельными доводы заявителей об отсутствии в Томской области нормативной регламентации порядка обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет, а также условий бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.

При этом факт выделения на эти цели в бюджете Томской области денежных средств подтверждается представленными Государственной Думы Томской области законами Томской области: от 30.12.2008 № 308-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 29.12.2009 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов», согласно которым в областном бюджете ежегодно предусматриваются денежные средства на предоставление ежемесячных выплат в целях обеспечения полноценным питанием беременных женщин и кормящих матерей из числа малоимущих семей (в 2009 году - 17 233 800 рублей; в 2010 году - 17 583 400 рублей).

Таким образом, какие-либо основания для признания бездействия Государственной Думы Томской области и Администрации Томской области не соответствующим закону у суда отсутствуют.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 19), требования Стригиной О.А., Гудничевой Н.А. об оспаривании бездействия Государственной Думы Томской области и Администрации Томской области не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а потому производство по делу в части указанных требований подлежит прекращению по следующим основаниям.

Так, в силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно п.п. «д», «ж» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Из ч.1 ст. 23 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также следует, что в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.

По смыслу приведенных правовых норм органы трех ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Таким образом, суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

При таких обстоятельствах не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства требования заявителей об оспаривании бездействия Государственной Думы Томской области и Администрации Томской области, возложении обязанности на Государственную Думу Томской области на следующем заседании принять порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, изменения в бюджет Томской области для реализации данного порядка в полном объеме за 2010 год; возложении на Администрацию Томской области обязанности установить условия и порядок бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания и внести в Государственную Думу Томской области предложения по изменению бюджета Томской области в части обеспечения реализации данного порядка, в связи с чем производство по делу в части указанных требований подлежит прекращению на основании ч.1 ст. 220, ч.1 ст. 134 ГПК РФ.

Доводы заявителей о непринятии Администрацией Томского района и Думой Томского района в нарушение закона каких-либо действий по защите интересов детей и беременных женщин, также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Судом установлено, что решение вопросов обеспечения беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет полноценным питанием федеральными законами отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Томской области данные полномочия реализуются органами государственной власти Томской области.

В силу ст.ст. 22, 33 Устава Муниципального образования «Томский район», утвержденного решением Думы Томского района от 29.06.2005 № 473, Дума Томского района является представительным органом муниципального образования «Томский район», а Администрация Томского района - исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, который занимается решением вопросов местного значения, указанных в Уставе, а также выполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Томского района федеральными законами и законами Томской области.

Полномочия Думы Томского района определены в ст. 23 Устава, при этом там отсутствуют полномочия по разработке и принятию нормативно-правовых актов по вопросам предоставления беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению их полноценным питанием.

Между тем, согласно представленной в материалы дела копии решения Думы Томского района № 360 от 27.05.2010 с прилагаемым текстом письма Губернатору Томской области Думой Томского района принималось решение о доведении до Губернатора Томской области информации о необходимости обеспечения детей в Томском районе бесплатными молочными продуктами питания и предлагалось ему организовать разработку условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами питания в Томской области.

При таких обстоятельствах ссылка заявителей на бездействие Думы Томского района и Администрации Томского района, не предпринимающих мер по вопросам защиты интересов детей, беременных женщин и кормящих матерей и детей не основана на законе и опровергается представленными документами.

Как следует из ст.ст. 6, 35 Устава муниципального образования «Томский район», обеспечение беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет полноценным питанием не отнесено к вопросам местного значения и не подпадает под компетенцию Администрации Томского района.

Вместе с тем, согласно п.1.2 ч. 1 ст. 33 Устава федеральными законами и законами Томской области Администрации Томского района может быть поручено выполнение отдельных государственных полномочий.

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Оснований полагать, что Администрации Томского района передавались государственные полномочия по оказанию мер социальной поддержки беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет, у суда не имеется, так как законом Томской области такие полномочия органам местного самоуправления не передавались.

В то же время в соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как пояснил в судебном заседании представитель Администрации Томского района, Томский район является дотационным и не имеет собственных средств для финансового обеспечения проживающих в нем лиц дополнительными мерами социальной поддержки.

Принимая во внимание, что Администрация Томского района и Дума Томского района не наделены полномочиями по обеспечению беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет полноценным питанием, суд не усматривает с их стороны бездействия, нарушающего законные интересы данной категории лиц.

Согласно постановлению Мэра г. Томска от 19.05.2004 № 231 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными продуктами детского питания на территории города Томска» город Томск в лице своих органов местного самоуправления добровольно принял на себя обязательства по оказанию дополнительной социальной поддержки семьям, имеющим детей первого-второго года жизни, в виде бесплатного предоставления детского питания на территории г. Томска, и осуществляет самостоятельное финансирование данных расходных обязательств.

Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку судом не установлено бездействия со стороны Администрации Томского района и Думы Томского района, в результате которого нарушались бы права и законные интересы заявителей Стригиной О.А. и Гудничевой Н.А., требования в части оспаривания бездействия указанных муниципальных органов власти по непринятию каких-либо действий по защите интересов детей и беременных женщин подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258, 134 ч.1, 220 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Стригиной О.А., Гудничевой Н.А. об оспаривании бездействия Администрации Томского района и Думы Томского района, не предпринимающих никаких действий по защите интересов детей и беременных женщин, отказать.

Производство по делу в части требований Стригиной О.А., Гудничевой Н.А. об оспаривании бездействия Государственной Думы Томской области по неутверждению порядка обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и не выделению на эти цели в бюджете Томской области средств; об оспаривании бездействия Администрации Томской области по неустановлению условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания; возложении на Государственную Думу Томской области обязанности на следующем заседании принять порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, изменения в бюджет Томской области для реализации данного порядка в полном объеме за 2010 год; возложении на Администрацию Томской области обязанности установить условия и порядок бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания и внести в Государственную Думу Томской области предложения по изменению бюджета Томской области в части обеспечения реализации данного порядка, прекратить, поскольку такие требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Мурованная М.В.

Копия верна. Судья: Мурованная М.В.