Дело № 2-2344/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Исуповой Т.А.,
при секретаре Шлотгауэр С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатенко Т.Ю, к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Игнатенко Т.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование своих требований, что она имеет статус сироты. Её мать, И.Ж.В. была лишена родительских прав на основании решения Ленинского районного суда г. Томска от дата обезличена. Отец И.Ю.Г. с семьей не жил, отношений не поддерживал, проживал на Украине, вел аморальный образ жизни, был осужден, находился в местах лишения свободы. В настоящее время его местонахождения неизвестно. Постановлением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от дата обезличена она была определена в МУ приют «Луч», затем в школу-интернат для детей-сирот номер обезличен г. Томска, затем в связи с заболеванием туберкулезом она являлась воспитанницей ОГОУ для детей-сирот «Санаторный детский дом» в г. Томске. В дата обезличена она закончила ПУ-19 г. Томска. На период обучения учебные заведения снабжали её койко-местом в общежитии. После окончания училища она была выселена из общежития. Родители жилья не имели, т.к. вели аморальный образ жизни, мать скиталась по разным квартирам.
При определении в детское учреждение как сироту, жилье за ней не закреплялось. В настоящее время она снимает жилье, зарегистрирована у посторонних людей.
Она включена в список учета детей-сирот для получения жилого помещения по договору социального найма, очередь по списку <данные изъяты>.
Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона ТО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ТО», с учетом уточнения требований просит обязать Администрацию г. Томска за счет средств областного бюджета предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г. Томску.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Томской области Ш., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Надлежащим ответчиком считает Администрацию г. Томска, т.к. в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона №188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления государственных субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов и бюджетам муниципальных районов. В соответствии с п.1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов иных нормативных правовых акты субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ. бк рф
В случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», недостаточно для обеспечения жилыми помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку- сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при исполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Помимо этого в силу ст. 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право физического лица на предоставление вне очереди жилого помещения, как лицу из числа детей - сирот, не может быть постановлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств.
Указание истом на то, что она обучается в образовательном учреждении, имеет значение для дела, т.к. федеральные областные гарантии прав на жилое помещение распространяются на граждан данной категории по окончании пребывания в образовательном учреждении.
Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика - администрации г. Томска.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика Администрации Томской области, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, он предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде хищения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Игнатенко Т.Ю, следует, что она родилась дата обезличена, её родителями указаны И.Ю.Г. и И.Ж.В.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от дата обезличена И.Ж.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Игнатенко Т.Ю., <данные изъяты>
В материалах дела имеются сведения о том, что отец Игнатенко Т.Ю. проживал на Украине, вел аморальный образ жизни, находился в местах лишения свободы.
Поскольку Игнатенко Т.Ю. осталась без попечения родителей, на основании постановления Главы Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от дата обезличена номер обезличен она была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Как следует из представленных справок, Игнатенко Т.Ю. дата обезличена обучалась и проживала в школе-интернате номер обезличен и находилась на полном государственном обеспечении. С дата обезличена Игнатенко Т.Ю. являлась воспитанницей ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Санаторный детский дом» и находилась на полном государственном обеспечении.
Аттестатом об основном общем образовании подтверждается, что Игнатенко Т.Ю. действительно обучалась в ПУ-19 до дата обезличена
Согласно справки Администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена Игнатенко Т.Ю. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учётный номер в общем списке учета номер обезличен; в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - номер обезличен
Таким образом, Игнатенко Т.Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
Данное обстоятельство не оспорено ответчиками, подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРПНИ сведений о правах Игнатенко Т.Ю. на объекты недвижимого имущества от дата обезличена, сведениями о регистрации права собственности по состоянию на дата обезличена, согласно которых Игнатенко Т.Ю. не имела в частной собственности объектов недвижимости в г. Томске; свидетельством о регистрации по месту пребывания, согласно которому Игнатенко Т.Ю. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: адрес обезличен на срок с дата обезличена; справкой ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский дом».
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Таким образом, Игнатенко Т.Ю. должно быть представлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В настоящее время Игнатенко Т.Ю. закончила обучение, не работает, доказательств иному не представлено.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивать указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 закона).
В силу ч. 1 ст. 3 названного закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Согласно ч.3 ст.3 названного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
В силу п.5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Ответчиком не оспаривается, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц переданы органами местного самоуправления в установленном порядке.
На осуществление данных полномочий предусмотрена субвенция местным бюджетам из областного бюджета.
В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. №131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органам местного самоуправления. Законом Томской области №188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч.3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.
В силу п. 1.3 ст. 52 Устава г. Томска, принятого решением Томского городской Думы от 22.03.2005 г. № 841, собственником муниципального жилищного фонда является муниципальное образование г. Томск.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 53 Устава г. Томска в пределах компетенции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Согласно ст. 25 Устава г. Томска структуру органов местного самоуправления МО г. Томск составляют Дума г. Томска, мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Счетная палата.
В соответствии со ст. 37 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в силу п.п. 1.42-1.49, 1.6 ст. 39 Устава г. Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, в т.ч. жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилого фонда, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства.
Такие полномочия иным органам местного самоуправления в соответствии с Уставом г. Томска не предоставлены.
Решением Думы города Томска от 01.12.2009 № 1355 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов в приложении № 7 «ведомственная структура расходов бюджета МО Город Томск» на 2010 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов» предусмотрена за счет средств областного бюджета субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей -сирот на 2010г. в размере <данные изъяты> тыс. руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску является Администрация г. Томска, поэтому в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области должно быть отказано.
Согласно п.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма. Учитывая изложенное, суд находит требования истца об обязании Администрации г. Томска предоставить Игнатенко Т.Ю. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17, 0 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Томской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей должны быть взысканы в пользу Игнатенко Т.Ю. с Администрации г. Томска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Игнатенко Т.Ю, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Томска предоставить Игнатенко Т.Ю, вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17 кв.м. за счет средств бюджета Томской области.
В удовлетворении иска Игнатенко Т.Ю, к Администрации Томской области отказать.
Взыскать с Администрации г.Томска в пользу Игнатенко Т.Ю, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Т.А. Исупова