решение суда по делу № 2-1746/10 не вступило в законную силу



Дело № 2-1746/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Вотиной В.И.

при секретаре Прокудиной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Чекуновой О.С. к Администрации Томской области, к Администрации г. Томска, Администрации Ленинского района г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Чекуновой О.С. в окончательном варианте заявленных требований обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска, Администрации Ленинского района г. Томска, указав, что она имеет статус сироты с дата обезличена закрепленного жилья не имеет, состоит в льготной очереди на получение жилья (в списке учета номер обезличен). С дата обезличена она обучалась в ОГОУ НПО «Томский политехнический профессиональный лицей номер обезличен» и проживала в общежитии лицея. дата обезличена закончился срок ее обучения в лицее и она вынуждена освободить место в общежитии. Другого жилья она не имеет. Кроме того, у нее есть малолетний ребенок, ЧАС, дата обезличена года рождения, который находится в МЛПУ «Специализированный дом ребенка», где срок его пребывания заканчивается дата обезличена, а забрать ребенка не представляется возможным из-за отсутствия у нее жилья. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилымипомещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит обязать ответчиков за счет бюджета Администрации Томской области предоставить ей жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

В судебное заседание истец Чекуновой О.С. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду письменное заявление, в котором указала, что исковые требования поддерживает. Ранее в судебном заседании истец поддержала изложенные в исковом заявлении основания, дополнительно пояснив, что ее мать умерла, а отец решением суда признан безвестно отсутствующим. Она просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение на территории города Томска вне очереди на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика Администрации Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Томской области. В представленном суду письменном отзыве представитель РКВ, действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, указала, что исковые требования не признает, поскольку Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком, что следует из положений действующих и никем не оспоренных нормативных актов. Ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. Предоставляемые для этих целей субвенции в силу закона именными быть не могут. В случае же, если средств таких субвенций недостаточно, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве представитель ГИВ, действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, указала, что исковые требования не признает, поскольку считает Администрацию г. Томска ненадлежащим ответчиком. Действительно в функции администрации города входит приобретение жилых помещений некоторым категориям лиц, в число которых входят также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Однако осуществляется это за счет средств субвенций, предоставляемых органу местного самоуправления для осуществления переданных ему государственных полномочий по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета для осуществления названных полномочий не соответствуют необходимым, т.к. в 2010 году на исполнение полномочий в части обеспечения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями выделена субвенция в размере 996000 руб., в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70-ти лиц из числа детей-сирот, имеющих право ан внеочередное предоставление жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации Ленинского района г. Томска в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление представитель Администрации Ленинского района г. Томска ООА, действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, исковые требования не признала, указав, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходными обязательствами Томской области. Государственные полномочия по предоставлению жилых помещений лицам, указанной категории, делегированы органам местного самоуправления, однако осуществляются они за счет предоставляемых для этих целей субвенций из областного бюджета. Управление социальной политики Администрации г. Томска приобретает жилые помещения по норме предоставления в муниципальную собственность за счет субвенций. Администрация района города в рамках реализации переданных государственных полномочий осуществляет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска осуществляет принятие приобретенных в пределах выделенной субвенции жилых помещений в муниципальную собственность. Администрации районов города исполняют отдельные полномочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда на территории соответствующего района. Решением Объединенной администрации ленинского и октябрьского округов г. Томска от дата обезличена Чекуновой О.С. включена в список детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (на дата обезличена очередь номер обезличен). В случае приобретения для Чекуновой О.С. в установленном законом порядке в муниципальную собственность жилого помещения на территории Ленинского района г. Томска, Администрация Ленинского района заключит с ней договор социального найма данного жилого помещения, что в настоящее время невозможно сделать ввиду отсутствия профинансированного и приобретенного для этих целей жилого помещения на территории Ленинского района г. Томска.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Чекуновой О.С. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009 г. № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении номер обезличен следует, что Чекуновой О.С. родилась дата обезличена, ее отцом является ЧАС, матерью - СТА.

Согласно свидетельству о смерти номер обезличен СТА умерла дата обезличена.

Решением <данные изъяты> суда г. Томска от дата обезличена ЧАС признан безвестно отсутствующим.

На основании постановления главы Администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена номер обезличен Чекунова О. дата обезличена года рождения, в числе других детей, оставшихся без попечения родителей, была направлена в детское государственное учреждение, поскольку ее мать умерла, а место жительства ее отца, который воспитанием ребенка не занимался, было неизвестно.

Согласно справке ОГОУ НПО «Томский политехнический профессиональный лицей номер обезличен» от дата обезличена номер обезличен Чекуновой О.С., дата обезличена года рождения, обучаясь в лицее с дата обезличена по дата обезличена по очной форме, имеет статус сироты, находится на полном государственном обеспечении. Факт обучения и окончания Чекуновой О.С. данного учебного заведения подтверждается представленным выданным ей дипломом о начальном профессиональном образовании (регистрационный номер обезличен

Из сообщения Администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена номер обезличен в адрес директора ОГОУ НПО «ТППЛ номер обезличен» следует, что Чекуновой О.С. поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа решением Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от дата обезличена По состоянию на дата обезличена в списке учета номер обезличен.

Следовательно, Чекуновой О.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось, равно как и факт отсутствия у ЧАС закрепленного за ней жилья. При этом выданным УФРС по Томской области по запросу гражданина уведомлением от дата обезличена номер обезличен подтверждается отсутствие у Чекуновой О.С. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилыепомещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что внеочередижилыепомещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Чекуновой О.С. должно быть предоставлено внеочереди по договору социального найма жилоепомещение в г. Томске.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от дата обезличена № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилогопомещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства внеочередижилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилогопомещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства внеочереди жилымипомещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Однако Законом Томской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилымипомещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; на запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилымипомещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 ст. 3 этого Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилымипомещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилымипомещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилыепомещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 22) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилымипомещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год, в размере 996, 2 тыс. руб.

Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 г. № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилымипомещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилогопомещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска.

Следовательно, при сложившихся обстоятельствах надлежащим ответчиком по иску Чекуновой О.С. является Администрация г. Томска.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Чекуновой О.С. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм для обеспечения ее вне очереди жилым помещением подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилыепомещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилыепомещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Чекуновой О.С. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставленияжилогопомещения по договору социального найма» Чекуновой О.С. должна быть обеспечена жилымпомещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Наличие у истца малолетнего ребенка, который в силу объективных причин в настоящее время находится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении, при определениисоциальных норм для обеспечения ее вне очереди жилым помещением принято во внимание быть не может, поскольку в данном случае разрешается вопрос о предоставлении вне очереди жилого помещения как лицу, относящемуся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только лично ей.

Требования Чекуновой О.С., предъявленные к Администрации Томской области и Администрации Ленинского района города Томска удовлетворению не подлежат, поскольку они надлежащими ответчиками по данному иску не являются. Кроме того, исковые требования Чекуновой О.С. к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилогопомещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Чекуновой О.С. на предоставление ей внеочередижилогопомещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ.

Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилымипомещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилогопомещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилымипомещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилогопомещения». Доводы представителя ответчика Администрации г. Томска о том, что выделенной на 2010 год субвенции недостаточно для приобретения жилого помещения всем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очередижилымпомещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствия денежных средств на приобретение жилыхпомещений.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чекуновой О.С. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Томска обеспечить Чекуновой О.С. вне очереди жилым помещением на территории г. Томска по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 кв.м.

В удовлетворении остальной части требований Чекуновой О.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий подпись В.И. Вотина

Копия верна.

Судья

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...