решение по делу № 2-2371/10 не вступило в законную силу



Дело № 2-2371/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Вотиной В.И.

при секретаре Поваренкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Эйдельман А.В. к Администрации Томской области, Администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Эйдельман А.В. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска, указав, что она родилась дата обезличена, имеет статус сироты. Отца у нее нет, мать ее бросила. В дата обезличена ее опекуном была назначена <данные изъяты>, ЭНА, у которой она проживала и которая ее воспитывала. В дата обезличена она окончила среднюю школу номер обезличен г. Томска и поступила в Томский государственный педагогический университет, который окончила в дата обезличена На период учебы она была обеспечена койко-местом в общежитии, откуда была выселена после окончания учебы и оказалась на улице, поскольку никакого жилья за ней закреплено не было. дата обезличена у нее родился <данные изъяты>, брак с отцом ребенка не зарегистрирован. В настоящее время она проживает по частным квартирам, снимает жилье. дата обезличена решением жилищной комиссии Кировского района г. Томска она была включена в список детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, однако эта очередь не движется, жилье вне очереди ей не предоставлено. После окончания университета она работает преподавателем начальных классов в средней школе номер обезличен г. Томска, своего жилья она никогда не имела и не имеет. Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит обязать ответчиков за счет бюджета, предоставленного Администрацией Томской области, предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г. Томску.

В судебное заседание истец Эйдельман А.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду письменное заявление, в котором указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В представленном суду письменном отзыве представитель ПЖВ, действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, указала, что исковые требования не признает, поскольку Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком, что следует из положений действующих и никем не оспоренных нормативных актов. Ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. Предоставляемые для этих целей субвенции в силу закона именными быть не могут. Кроме того, решением Думы г. Томска от 25.12.2007 г. № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания … осуществляются Администрацией г. Томска.

Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве представитель ГИВ, действующая на основании доверенности от дата обезличена номер обезличен, указала, что исковые требования не признает, поскольку Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком. Действительно в функции администрации города входит приобретение жилых помещений за счет средств определенной категории лиц, однако осуществляется это за счет средств субвенций, предоставляемых органу местного самоуправления для осуществления переданных ему государственных полномочий по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Администрация г. Томска один раз в год предоставляет списочно Администрации Томской области сведения о количестве лиц из числа детей-сирот, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета для осуществления названных полномочий не соответствуют необходимым, т.к. в 2010 году на исполнение полномочий в части обеспечения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями выделена субвенция в размере 996000 руб., в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70-ти лиц из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Эйдельман А.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009 г. № 315-ФЗ)«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении номер обезличен следует, что Эйдельман А.В. родилась дата обезличена, ее отцом является ЭВГ, матерью – ЭНЛ, что также подтверждается дубликатом справки органа ЗАГС о рождении номер обезличен от дата обезличена

Согласно постановлению главы администрации Кировского района г. Томска от дата обезличена номер обезличен опекуном Эйдельман А.В., дата обезличена года рождения, в связи с отсутствием у нее отца и матери, которая воспитанием ребенка не занимается, была назначена <данные изъяты> ЭНА, что также подтверждается выданным на основании данного постановления удостоверением опекуна на имя ЭНА

Из сообщения начальника отдела опеки и попечительства объединенной администрации Кировского и Советского районов г. Томска от дата обезличена номер обезличен, адресованному проректору <данные изъяты> следует, что Эйдельман А.В., дата обезличена года рождения, состоит на контроле в отделе опеки и попечительства с дата обезличена как оставшаяся без попечения родителей, в связи с тем, что отца у девочки нет, а мать от нее отказалась. Опекуном Ангелины является ее бабушка ЭНА

Представленным суду аттестатом о среднем (полном) образовании номер обезличен и приложением к нему подтверждается, что Эйдельман А.В. в дата обезличена окончила МОУ среднюю общеобразовательную школу номер обезличен г. Томска.

Дипломом номер обезличен, выданным дата обезличена ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», и приложением к нему подтверждается, что Эйдельман А.В. с дата обезличена по дата обезличена обучалась в <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>

Из сообщения Администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена номер обезличен следует, что Эйдельман А.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях за номер обезличен, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, что также подтверждается справкой администрации от дата обезличена номер обезличен, из которой следует, что Эйдельман А.В. поставлена на учет решением жилищной комиссии от дата обезличена номер обезличен.

Следовательно, Эйдельман А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось, равно как и факт отсутствия у Эйдельман А.В. закрепленного за ней жилья. При этом выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области (ныне Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области) по запросу гражданина уведомлением от дата обезличена номер обезличен и от дата обезличена номер обезличен, и справкой Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от дата обезличена подтверждается отсутствие у Эйдельман А.В., дата обезличена г.р., зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилоепомещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Эйдельман А.В. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; на запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 ст.3 этого Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилогопомещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилыепомещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 22) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год, в размере 996,2 тыс. руб.

Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 г. № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска.

Следовательно, при сложившихся обстоятельствах надлежащим ответчиком по иску Эйдельман А.В. является Администрация г. Томска.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Эйдельман А.В. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм для обеспечения ее вне очереди жилым помещением подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Эйдельман А.В. подлежит обеспечению жилымпомещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Эйдельман А.В. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Наличие у истца малолетнего ребенка при определении социальных норм для обеспечения ее вне очереди жилым помещением принято во внимание быть не может, поскольку в данном случае разрешается вопрос о предоставлении вне очереди жилого помещения как лицу, относящемуся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только лично ей.

Требования Эйдельман А.В., предъявленные к Администрации Томской области, удовлетворению не подлежат, поскольку она надлежащим ответчиком по данному иску не является. Кроме того, исковые требования Эйдельман А.В. к Администрации Томской области суд считает неподлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Эйдельман А.В. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ.

Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Доводы представителя ответчика Администрации г. Томска о том, что выделенной на 2010 год субвенции недостаточно для приобретения жилого помещения всем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Эйдельман А.В. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Томска обеспечить Эйдельман А.В. вне очереди жилым помещением на территории г. Томска по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 кв.м.

В удовлетворении остальной части требований Эйдельман А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий В.И. Вотина

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...