решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1791/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17.08.10 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Дубиной Н.В.,

при секретаре Гильдо О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Хомякова К.В. к Администрации Ленинского района г.Томска о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключить договор социального найма служебного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском, указывая, что он проходит военную службу по контракту в В., признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения по договору социального найма. /дата обезличена/ решением жилищной комиссии В. ему было распределено служебное жилое помещение - однокомнатная квартира по адресу /адрес обезличен/. После утверждения решения жилищной комиссии <данные изъяты> он обратился в Администрацию Ленинского района г. Томска с просьбой заключить с ним договор социального найма данного жилого помещения, в связи с тем, что оно является муниципальной собственностью, предоставив необходимые документы. /дата обезличена/ ему было отказано в заключении договора социального найма данного жилого помещения. До распределения ему спорного жилого помещения в нем проживал по договору социального найма Ш, являющийся также военнослужащим. Данное жилое помещение было предоставлено Ш за счет муниципального жилищного фонда, переданного в пользование М.. В связи с улучшением жилищных условий Ш освободил занимаемое жилое помещение. Просит суд признать за ним право пользования жилым помещением - однокомнатной квартирой по адресу: /адрес обезличен/ по договору найма служебного жилого помещения, обязать ответчика заключить с ним договор социального найма служебного жилого помещения указанной квартиры, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что на основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец относится к категории граждан, которым жилые помещения должны быть предоставлены на основании договора социального найма, у ответчика имеются такие полномочия.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Из отзыва представителя ответчика следует, что жилое помещение по адресу: /адрес обезличен/ является муниципальной собственностью, состоит в реестре под /номер обезличен/. Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (п. 4 ст. 49 ЖК РФ). Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п.п. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Администрация г. Томска, являющаяся органом местного самоуправления в соответствии с п. 1 ст. 25 Устава г. Томска такими государственными полномочиями не наделена, соответственно, администрации Ленинского района как своему структурному территориальному подразделению указанных полномочий не делегировала. Спорное жилое помещение является служебным и должно быть распределено в соответствии с действующим жилищным законодательством. Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлен перечень военнослужащих, которым предоставляются служебные жилые помещения. В случае освобождения жилого помещения, занимаемого военнослужащим и совместно проживающими членами его семьи, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Право пользования жилым помещением муниципального жилого фонда может быть признано на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения. Истец не состоит в администрации Ленинского района на учете в качестве нуждающегося в жилье. Администрация Ленинского района, являющаяся наймодателем жилых помещений муниципального жилого фонда, не принимала решения о предоставлении спорного жилого помещения Хомякову. Таким образом, право пользования спорным жилым помещением у истца отсутствует. В. не вправе осуществлять распределение жилых помещений муниципального жилого фонда, таким образом, решение вынесено незаконно и необоснованно, т.к. не соответствует действующему законодательству. Считают, что иск не подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 40 и частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье; никто не может быть произвольно лишен жилища; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Данная норма также содержится в статье 3 ЖК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно контракту о прохождении военной службы от /дата обезличена/ капитан Хомяков добровольно заключил с М. в лице начальника З. контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на срок три года. Данный факт так же подтверждается справкой от /дата обезличена/. Таким образом, Хомяков является военнослужащим, на которого распространяется положение ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Из карточки учета жилой площади, закрепленной за Г., следует, что спорная квартира закреплена за Э. Согласно списку распределения жилых помещений по В., Хомякову на основании протокола /номер обезличен/ заседания жилищной комиссии В. от /дата обезличена/ предоставлено жилое помещение -/адрес обезличен/ в г. Томске.

В соответствии с корешком ордера /номер обезличен/ от /дата обезличена/ ранее в жилом помещении, расположенном по адресу /адрес обезличен/ проживал Ш совместно с членами своей семьи. Спорная квартира носит статус служебной квартиры. Ш досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно -штатными мероприятиями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что В. были соблюдены все условия по предоставлению жилого помещения Хомякову, установленные п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Жилое помещение, расположенное по адресу /адрес обезличен/ как в момент первоначального предоставления, так и в настоящее время относится к муниципальному жилищному фонду, что подтвердила в своем отзыве представитель ответчика.

Письмом главы Администрации Ленинского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Хомякову отказано в заключении с ним договора социального найма на спорное жилое помещение, поскольку администрация не наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.

Порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен ЖК РФ.

Положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающие возможность предоставления жилых помещений военнослужащим, полностью соответствуют ст. 49 ЖК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям, нуждающимся в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Исходя из ст. 93 ГПК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Военнослужащие относятся к гражданам, признаваемым нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно п. п. 5,10 п.2 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных образований относятся вопросы содержания и использования муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 года № 453-О указано, что согласно Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132). Конкретизируя на основе Конституции РФ принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований. Военная служба, по смыслу ст. 59 и 71 Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Данные положения также отражены в ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия. если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Таким образом, суд считает, что возложение обязанности предоставления жилых помещений военнослужащим на органы местного самоуправления не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.1.3 Положения об администрации Ленинского района г. Томска (Приложение № 2 к решению Думы г. Томска от 15.09.2005 год №1000), Администрация Ленинского района г. Томска выполняет функции наймодателя в отношении социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Хомякова К.В. к Администрации Ленинского района г.Томска о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключить договор социального найма служебного жилого помещения удовлетворить.

Признать за Хомяковым К.В. право пользования жилым помещением- квартирой по адресу /адрес обезличен/ по договору найма служебного жилого помещения.

Обязать Администрацию Ленинского района г. Томска заключить с Хомяковым К.В. договор найма служебного жилого помещения- квартиры по адресу /адрес обезличен/.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна: Судья