Дело № 2-2598/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бутенко Г.Е.
при секретаре Золотовской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Клепикова В.В. к Администрации Томской области, Администрации г.Томска о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Клепиков В.В. обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав в обоснование исковых требований, что имеет статус сироты, т.к. его мать, А., была лишена родительских прав на основании решения Томского районного суда Томской области от /дата обезличена/, а отец, В., умер /дата обезличена/. Постановлением Муниципалитета Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/, ему, как сироте, был назначен попечитель Д., его старшая сестра. Пунктом 3 данного постановления за ним незаконно было закреплено жилье его бабушки. Постановлением Администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ пункт 3 постановления Муниципалитета Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ был отменен. В /дата обезличена/ он закончил среднюю общеобразовательную школу /номер обезличен/, в /дата обезличена/ закончил Томский политехнический профессиональный лицей /номер обезличен/. На период обучения учебные заведения снабжали его койко-местом в общежитии. Родители жилья не имели. Решением жилищной комиссии он был включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Он неоднократно обращался в Администрацию Кировского района, Администрацию Томской области, Администрацию г. Томска, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. С учетом уточнения исковых требований и ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» истец просит обязать ответчиков Администрацию Томской области и Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, предоставить ему, Клепикову В.В., вне очереди на условиях социального найма, жилое помещение, не ниже установленных социальных норм по г. Томску, на территории г.Томска.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что после окончания школы проживал то у сестры - опекуна, то в общежитии. Жилая площадь, которая была за ним закреплена по адресу: /адрес обезличен/, ранее принадлежала бабушке, после ее смерти дом был унаследован ее дочерьми.
Представитель ответчика – Администрации Томской области Плешакова Ж.В., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/ со сроком полномочий один год, исковые требования Клепикова В.В. не признала. В судебном заседании не оспаривала, что Клепиков В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Указала, что в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации городских округов наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. В части 7 статьи 6 закона установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Кроме того, Дума г. Томска решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания… осуществляются администрацией г. Томска.
Представитель ответчика Администрации г. Томска, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Томска.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Осипова К.А., действующая по доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/ со сроком полномочий один год, указала, что требование к администрации г. Томска об обеспечении жилым помещением Клепикова В.В. может быть удовлетворено только при условии предоставления достаточных средств Администрацией Томской области. Субвенция, выделенная из областного бюджета на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, уже была израсходована на приобретение жилого помещения для ребенка, оставшегося без попечения родителей, Б. Согласно абз. 2 ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Аналогичная норма содержится в ч. 7 ст. 6 Закона Томской области № 188-03 от 11.09.2007 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Администрация г. Томска не вправе использовать собственные средства, поскольку Устав г. Томска не предусматривает случая, позволяющего использовать собственные средства на осуществление государственных полномочий, как обеспечение жильем сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка использования собственных средств. Поэтому полагает, что норма абз. 2 ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не распространяется на администрацию г. Томска. Согласно п. 3 ст. 20 названного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. По мнению представителя ответчика, если средства не выделены, значит, администрация г. Томска не должна нести ответственность за осуществление государственного полномочия.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Клепикова В.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009 № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Клепикова В.В. /номер обезличен/ следует, что он родился /дата обезличена/, его отцом является В., а матерью – А..
Свидетельством о смерти /номер обезличен/ подтверждается, что В. умер /дата обезличена/.
Согласно решению Томского районного суда Томской области от /дата обезличена/ А. лишена родительских прав в отношении сына Клепикова В.В., /дата обезличена/ года рождения.
Постановлением Главы Муниципалитета Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/-К Д. была назначена попечителем над несовершеннолетним Клепиковым В.В.
Из пункта 3 указанного постановления следует, что за несовершеннолетним Клепиковым В.В. была закреплена жилая площадь по адресу: /адрес обезличен/. Постановлением Главы администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ пункт 3 постановления Главы Муниципалитета Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ «Об установлении попечительства над несовершеннолетним Клепиковым В.» отменен.
По сведениям Управления Росреестра от /дата обезличена/, Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Клепиков В.В. не имеет на праве собственности объектов недвижимости.
Сообщением Администрации Кировского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ в адрес Клепикова В.В. подтверждается, что решением жилищной комиссии от /дата обезличена/ Клепиков В.В. поставлен на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Таким образом, Клепиков В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закончил ОГОУ НПО «Томский политехнический профессиональный лицей /номер обезличен/», нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Клепикову В.В. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 13.10.2010) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:
осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 29.12.2009 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010 по 31.12.2010. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 22) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год, в размере 996, 2 тыс. руб.
Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания …осуществляются администрацией г. Томска. Следовательно, надлежащим ответчиком по иску Клепикова В.В. является Администрация г. Томска.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Клепикова В.В. к Администрации г. Томска об обеспечении его вне очереди жилой площадью на территории г. Томска подлежат удовлетворению частично. Суд считает, что истец должен быть обеспечен жилым помещением площадью не менее 17, 00 кв. м. на территории г. Томска, поскольку проживает в г. Томске.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Клепиков В.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Клепиков В.В. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Исковые требования Клепикова В.В. к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Клепикова В.В. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено статьей 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Доводы представителя ответчика Администрации г. Томска о том, что выделенная из областного бюджета субвенция на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже была израсходована на приобретение жилого помещения для Б., не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Более того, в случае недостаточности финансовых средств, Администрация г. Томска вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Клепикова В.В. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Томска обеспечить Клепикова В.В. вне очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17, 0 квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Г.Е. Бутенко