Дело № 2-1054/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующий Ходус Ю.А.
при секретаре Бондаревой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галанцевой М.М., действующей в своих интересах и в интересах Галанцева И.А., к администрации г. Томска, администрации Томской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Галанцева М.М., действующая в своих интересах и в интересах Галанцева И.А., обратилась в суд с иском к Администрации г.Томска, Администрации Томской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, указывая, в окончательном варианте исковых требований от дата обезличена, что вместе с сыновьями Галанцева И.А. и Галанцевым И.А. проживает в студенческом общежитии по адресу: г.Томск адрес обезличен площадью 17 кв.м. В общежитии общий душ, туалет, умывальная комната. Галанцев И. является инвалидом 1 группы, 3 степени, недееспособный. Он не разговаривает, страдает нарушением слуха на оба уха, у него хроническая сенсорная тугоухость, резкая повышенная чувствительность на высокие звуки и шум. Врачами рекомендована отдельная площадь для его проживания, тишина и покой. Кроме этого, он с большим трудом передвигается. Также Галанцева И.А. состоит на учете у психиатра с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание. Ссылаясь на ст.ст.49, 57 ЖК РФ, Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», просит обязать ответчиков предоставить ей на семью с учетом Галанцева И.А. и Галанцева И.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее норм предоставления в 11 кв.м. на территории г.Томска, соответствующее санитарным и техническим нормам.
Истец Галанцева М.М., действующая в своих интересах и в интересах Галанцева И.А., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям в нем изложенным. Дополнительно пояснила, что в настоящее время проживает в маленькой комнате служебного общежития с двумя детьми. Один из них - Галанцева И.А. страдает тяжелой формой заболевания. Дальнейшее проживание в таких условиях опасно для его жизни, поскольку он признан недееспособным и самостоятельно не может себя обслуживать. Она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Галанцев И.А. состоит в льготной очереди на внеочередное получение жилого помещения. Так же с ними совместно проживает Галанцевым И.А., который осуществляет постоянный уход за больным.
Представитель истца Галанцевой М.М. – Денде Л.В. исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что в судебном заседании полностью нашли подтверждение обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Истец имеет право на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с законом, а потому исковые требования должны быть удовлетворены.
Представитель ответчика - администрации Томской области – Т.В.Г. исковые требования не признал, дал пояснения аналогичные письменному отзыву, согласно которому в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (не малоимущим) определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Закона № 181-ФЗ). Законодательством не установлено такое полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации, как обеспечение инвалидов жилыми помещениями. Кроме того, обеспечиваются жилыми помещениями только инвалиды, а не члены их семей, для чего инвалид должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на соответствующий учет, обеспечение жильем производится в порядке, установленном жилищным законодательством. Также истцы не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения. Жилое помещений, в которомпроживаютистцыпредоставлено им по договору найма жилого помещения в студенческом общежитии от 01.08.2006 Томским техникумом информационных технологий, истцы проживают одной семьей, принадлежащее им жилое помещение не занято несколькими семьями, в связи с чем, права на внеочередное предоставление жилого помещения истцы не имеют.
Представитель ответчика - администрации г. Томска О.А.О., действующий на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена исковые требования истца не признал. Пояснил, что, не оспаривая права истца на предоставление ей жилого помещения, полагает, что она не имеет право на внеочередное получение жилой площади, поскольку при этом будут нарушены права иных лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также указал, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, так как законом на органы местного самоуправления не возложена обязанность предоставления жилых помещений данной категории граждан.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения и социального развития РФ В.С.Ф., действующий на основании доверенности № номер обезличен от дата обезличена, выданной сроком до дата обезличена без права передоверия, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, представил отзыв на исковое заявление Галанцевой М.М., действующей в своих интересах и в интересах Галанцева И.А., в котором указал, что требование истицы о предоставлении ей жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации незаконно и основано на неправильном толковании норм материального права, в представленных документах отсутствуют сведения о постановке Галанцевой М.М., членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принимая во внимание, что нормы ЖК РФ не определяют порядок и полномочия органов власти по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень, то в рассматриваемой ситуации следует применять положения Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон - № 184-ФЗ) и Федерального закона от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон -№ 195-ФЗ). Согласно статье 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 195-ФЗ под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, инвалидам, страдающим заболеваниями, включенными в Перечень, жилые помещения должны предоставляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Третье лицо Галанцевым И.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо – администрация Кировского района г.Томска, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебно заседание не явилось.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании Галанцева М.М. и члены ее семьи Галанцева И.А., Галанцевым И.А. занимают жилое помещение – комнату номер обезличен в студенческом общежитии по адрес обезличен в г.Томске по договору найма, заключенному дата обезличена
По сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от дата обезличена Галанцевой М.М., Галанцева И.А. не имеют в частной собственности объектов недвижимости в г.Томске.
Согласно справки ВТЭК от дата обезличена Галанцева И.А. признан инвалидом 1 группы- инвалид с детства- бессрочно.
Согласно врачебным справкам от дата обезличена, дата обезличена номер обезличен, от 2006 г. номер обезличен, от дата обезличена номер обезличен Галанцева И.А. по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, ст.ст. 51,57 ЖК РФ).
Решением жилищной комиссии администрации Кировского района г.Томска от дата обезличена Галанцевой М.М. признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях за номер обезличен, а также включена в список на внеочередное получение жилья номер обезличен.
Согласно ответа администрации Кировского района г.Томска номер обезличен от дата обезличена Галанцева И.А. в связи с проверкой, проведенной прокуратурой Кировского района г.Томска и представлением об устранении нарушений норм жилищного законодательства, решением общественной комиссии по жилищным вопросам от дата обезличена был включен в списки на внеочередное предоставление жилой площади вместо Галанцевой М.М.
Статьей 49 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом. Указом президента РФ или законом субъекта РФ.
К таковым категориям граждан относятся инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ч.4 чт.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.28.2 этого же Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Как было установлено в судебном заседании Галанцева М.М., была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г.
Поскольку в отношении инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений, при разрешении заявленных требований следует руководствоваться положениями ч.2 ст.49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Галанцева И.А. относится согласно перечню, предусмотренному п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ к указанной в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ категории граждан и состоит в льготной очереди на внеочередное предоставление жилой площади.
Таким образом, поскольку Галанцева М.М. имеет ребенка- инвалида с детства, относящегося к категории граждан, установленной п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, признана в установленном порядке малоимущей, ей на основании ч.2 ст.49, ч.2 ст.57 ЖК РФ на семью должно быть предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона-собственник жилого помещения государственного фонда или муниципального жилищного фонда (действующего от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ст.17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» принятого постановлением Государственной Думы Томской области от 25.09.2003 г. № 834, жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее- норма предоставления), установленным органами местного самоуправления.
Решением Думы г.Томска от 13.12.2005 г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» определена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма-11,0 кв.м. общей площади на одного члена семьи состоящей из 2-х и более человек.
Учитывая изложенное, Галанцевой М.М. на семью из трех человек, с учетом Галанцева И.А., Галанцевым И.А., должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 11,0 кв.м.на территории г.Томска.
Обязанность по предоставлению Галанцевой М.М. жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании ч.1 ст.60 ЖК РФ на орган местного самоуправления, то есть на администрацию г.Томска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Галанцевой М.М., действующей в своих интересах и в интересах Галанцева И.А., удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Томска предоставить Галанцевой М.М. на семью с учетом Галанцева И.А., Галанцевым И.А., вне очереди на территории г.Томска жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 11,0 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований Галанцевой М.М. отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать.
Взыскать с Администрации г.Томска в пользу Галанцевой М.М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение десяти дней.
Судья:(подпись)Ю.А.Ходус
Мотивированный текст решения изготовлен дата обезличена