Дело № 2-1950/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.10.10 г. Ленинский районный суд г.Томска в составе:
Председательствующего:Дубиной Н.В.,
при секретаре:Шушаковой Е.П.
с участием истца, представителей ответчиков,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Горбушкиной Н.Б. к Администрации Томской области, Администрации Томского района Томской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указывая, что она является сиротой. Решением Томского районного суда от дата обезличена её мать М. лишена родительских прав, ранее в дата обезличена решением Томского районного суда было вынесено решение об отобрании у М. дочери Натальи, отца у неё нет. дата обезличена на основании постановления Главы Администрации Томского района она была определена в детское учреждение. До дата обезличена истец являлась воспитанницей ОГОУ «/данные изъяты/», в настоящее время является домохозяйкой, воспитывает /данные изъяты/ детей, жилья не имеет, живет на съемной квартире. При определении истца в детский дом за ней было закреплено жилое помещение по адресу: адрес обезличен, однако позднее пункт о закреплении за ней жилого помещения был отменен Постановлением Главы администрации Томского района, так как жилое помещение оказалось не пригодным для проживания. Решением Администрации Турунтаевского сельского округа она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Просит суд обязать администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации Томского района Томской области финансовых средств, необходимых для обеспечения истца жилым помещением не менее /данные изъяты/ кв. м., обязать администрацию Томского района Томской области за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения истца жилым помещением, приобрести и предоставить Горбушкиной вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, общей площадью не менее /данные изъяты/ кв. м.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации ТО, действующая на основании доверенности, предоставила суду отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании.
Представитель ответчика Администрации Томского района Панова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержала пояснения предыдущего представителя. Суду пояснила, что на администрацию Томского района не возложена обязанность предоставления жилья. Администрация только распределяет субвенцию между поселениями. Считает, что предоставить жилье истцу обязана администрация Турунтаевского сельского поселения.
Представитель третьего лица Департамента по вопросам семьи и детей ТО, действующий на основании доверенности, суду пояснила, что право истца на жилое помещение по указанной льготной категории она не оспаривается.
Представители третьих лиц администрации Турунтаевского сельского поселения, Управления финансов Администрации Томского района, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица Департамента финансов Томской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об отложении дела не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.
Участвуя ранее в судебном заседании, представитель третьего лица Управления финансов Администрации Томского района, действующая на основании доверенности, поддержала пояснения представителя администрации Томского района.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении следует, что Горбушкина родилась дата обезличена, её отцом является Г., матерью М. Согласно решению Томского районного суда от дата обезличена М. лишена родительских прав в отношении Горбушкиной Н.Б. Согласно справке от дата обезличена данные об отце истца записаны со слов матери. Постановлением главы администрации Томского района от дата обезличена номер обезличен Горбушкина была определена в детский дом с содержанием ребенка на полном государственном обеспечении, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: адрес обезличен. Постановлением главы администрации Томского района от дата обезличена номер обезличен внесены изменения в постановление Главы Администрации Томского района от дата обезличена номер обезличен «Об определении в детский дом Горбушкиной Натальи»: п. 3 о закреплении за Горбушкиной жилого помещения признан утратившим силу. Т.е., истец закрепленного жилья не имеет.
Согласно справке ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «/данные изъяты/» Горбушкина являлась воспитанницей указанного детского дома и находилась на полном государственном обеспечении с дата обезличена по дата обезличена. Указанный факт так же подтверждается архивной справкой от дата обезличена, копиями приказов о зачислении и отчислении истца из состава воспитанников ОГОУ «/данные изъяты/». Из материалов дела следует, что Горбушкина признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как относящаяся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и включена в очередь на улучшение жилищных условий (решение администрации Турунтаевского сельского поселения от дата обезличена). Распоряжением администрации Турунтаевского сельского поселения номер обезличен от дата обезличена истец поставлена на льготную очередь для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке администрации Турунтаевского сельского поселения от дата обезличена Горбушкина состоит в очереди на получение жилья с дата обезличена, номер очереди номер обезличен.
Из уведомления Управления Росреестра по Томской области от дата обезличена следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Горбушкиной на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Согласно сообщению от дата обезличена по данным Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на дата обезличена сведения о наличии прав на недвижимое имущество Горбушкиной отсутствуют.
Таким образом, Горбушкина относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Таким образом, истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в с.Турунтаево Томского района Томской области.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Конституционный Суд РФ в определении от 05.02.2009 года № 250-О-П « По жалобе муниципального образования- городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснил, что полномочие по предоставлению жилья указанной категории граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только путем принятия закона субъекта РФ, который в обязательном порядке должен содержать, в том числе, вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты. Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу названного Закона администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и представлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций ( ч.1 ст. 3).
Частями 2, 3 статьи 3 указанного Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ч.4 ст. 3 указанного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно ст. 7 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010 по 31.12.2010. Муниципальному образованию «Томский район», на территории которого находится, в том числе и Турунтаевское сельское поселение, выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2010 год.
Из приведенного следует, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО «Томский район», обладающее в рамках осуществления переданных государственных полномочий правом и обязанностью по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Горбушкиной к Администрации Томского района Томской области о предоставлении ей вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению. Что касается нормы предоставления жилья, то суд считает, что истец должна быть обеспечена жилым помещением площадью не менее /данные изъяты/ кв.м.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее- норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, истец подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.
Согласно Постановлению Турунтаевского сельского поселения № 12 от 11.02.2008 «Об установлении учетной нормы и норм предоставления жилого помещения по договору социального найма» Горбушкина должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере /данные изъяты/ кв.м. общей площадью на одиноко проживающего гражданина.
На основании изложенного, суд считает, что ответчик Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме этого, исковые требования к Администрации Томской области удовлетворению не подлежат, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку – сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей, либо лицам из их числа.
В соответствии со ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, на основании норм действующего законодательства должна быть возложена на администрацию Томского района.
Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право истца на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03. Кроме того, как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.
Нормами ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других детей указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени их постановки на учет, в данных статьях нет положения о предоставлении жилой площади указанной категории граждан в порядке очередности, напротив, в них содержится положение о предоставлении жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, нормы названных выше законов являются нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации и подлежат непосредственному применению.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Горбушкиной подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Томского района Томской области предоставить Горбушкиной Н.Б. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее /данные изъяты/ м2 на территории Турунтаевского сельского поселения. В остальной части иска отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области о предоставлении финансовых средств, необходимых для приобретения Горбушкиной Н.Б. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в Турунтаевском сельском поселении отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна: Судья