решение по делу № 2-2234/10 вступило в законную силу 02.11.10



Дело № 2-2234/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.10.10 г. Ленинский районный суд г.Томска в составе:

Председательствующего:Дубиной Н.В.,

при секретареШушаковой Е.П.

с участием истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Гусельниковой Г.Е. к Администрации Томской области, Администрации г.Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, указывая, что она имеет статус сироты. Ее мать М. умерла дата обезличена, отец Г. был лишен родительских прав решением Чаинского районного суда Томской области от дата обезличена, затем умер. Истец была определена в детский приют адрес обезличен, затем в ОГОУ «<данные изъяты>», которую закончила в дата обезличена. Затем она обучалась в <данные изъяты> по профессии - <данные изъяты> и в <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>. После окончания второго училища из общежития она была выселена и оказалась на улице, т.к. жилья у нее никогда не было, и нет. Родители жилья не имели, т.к. вели аморальный образ жизни, пьянствовали, скитались по разным деревням. Распоряжением Главы Администрации она была включена в список детей-сирот для получения жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время ее очередь по списку номер обезличен. Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит обязать ответчиков за счет средств, предоставленных администрацией Томской области, предоставить ей вне очереди на условиях социального найма, жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г.Томску.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что в настоящее время проживает в адрес обезличен, указанную квартиру снимает, а зарегистрирована в квартире знакомой по адресу: адрес обезличен.

Представитель ответчика Администрации ТО, действующая на основании доверенности, предоставила суду отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании. Считает, что надлежащим ответчиком является Администрация г.Томска. Право истца на получение жилья не оспаривает.

Представитель Администрации г.Томска, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об отложении дела не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.

Из отзыва представителя Администрации г.Томска следует, что действующее законодательство фактически ставит право истца на внеочередное обеспечения жилым помещением в зависимость от соответствующего обеспечения органами власти субъекта этого права соответствующими денежными средствами на его реализацию. Законом Томской области от 11.09.2007 №188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении. Согласно ч.2 ст. 2 указанного Закона исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. В силу ст. 3 указанного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Таким образом, несмотря на возложение на администрацию г. Томска, указанными выше нормативно правовыми актами, обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы исполнительной власти Томской области. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения, соответственно ввиду изложенной выше позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на Администрацию г. Томска возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства.

Представитель Департамента финансов администрации г.Томска, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы отзыва представителя Администрации г.Томска. Право истца на получение жилья не оспаривает.

Представитель Департамента по вопросам семьи и детей ТО, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что требования истца подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

Представитель Департамента финансов Томской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил отзыв, из которого следует, что субвенция на дата обезличена Администрации г.Томска была выделена на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил рассмотреть дело в отсутствии представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Гусельниковой Г.Е. следует, что она родилась дата обезличена, ее отцом указан Г., матерью М.. Свидетельством о смерти подтверждается, что М. умерла дата обезличена. Согласно решению Чаинского районного суда Томской области от дата обезличена Г. был лишен родительских прав в отношении дочери Гусельниковой Г.Е., дата обезличена года рождения. Согласно свидетельству о смерти Г. умер дата обезличена.

Из искового заявления, пояснений истца в судебном заседании следует, что она была определена в детский приют адрес обезличен. Из справки ОГОУ «<данные изъяты>» от дата обезличена следует, что Гусельникова Г.Е. обучалась в учебном учреждении в период с дата обезличена, закончила <данные изъяты> классов и была отчислена в связи с окончанием школы дата обезличена. В период с дата обезличена по дата обезличена она обучалась в <данные изъяты> адрес обезличен, что подтверждается справкой от дата обезличена, свидетельством, а в период с дата обезличена по дата обезличена в <данные изъяты>, что подтверждается справкой от дата обезличена, свидетельством.

Сообщением Администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена подтверждается, что Гусельникова Г.Е. распоряжением главы администрации от дата обезличена номер обезличен включена в список учета детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в льготном списке номер обезличен.

Согласно копии паспорта истец имеет регистрацию по адресу: адрес обезличен. Гусельникова Г.Е. не имеет в собственности объектов недвижимости, что подтверждается сведениям о регистрации права собственности от дата обезличена, уведомлением от дата обезличена.

Таким образом, Гусельникова Г.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Таким образом, истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В силу названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 статьи 3 указанного Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Конституционный Суд РФ в определении от 05.02.2009 года № 250-О-П « По жалобе муниципального образования- городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснил, что полномочие по предоставлению жилья указанной категории граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только путем принятия закона субъекта РФ. При этом законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год должно предусматриваться предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление таких полномочий. Без соответствующего закона субъекта РФ такие полномочия органам местного самоуправления переданы быть не могут.

Согласно ст. 7 Закона № 188-ОЗ закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010 по 31.12.2010. Муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год.

Следовательно, надлежащим ответчиком по иску Гусельниковой является Администрация г. Томска.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Гусельниковой к Администрации г. Томска об обеспечении ее вне очереди жилой площадью на территории г. Томска подлежат удовлетворению. Суд считает, что истец должна быть обеспечена жилым помещением площадью не менее <данные изъяты> кв. м.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, истец подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Гусельникова должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере <данные изъяты> кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.

На основании изложенного, суд считает, что Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме этого, исковые требования Гусельниковой к Администрации Томской области удовлетворению не подлежат, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку – сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей.

В соответствии со ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, на основании норм действующего законодательства должна быть возложена на администрацию г.Томска.

Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право истца на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03. Кроме того, как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

Нормами ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с последующими изменениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других детей указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени их постановки на учет, в данных статьях нет положения о предоставлении жилой площади указанной категории граждан в порядке очередности, напротив, в них содержится положение о предоставлении жилого помещения вне очереди.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, нормы названных выше законов являются нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации и подлежат непосредственному применению.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Томска предоставить Гусельниковой Г.Е. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> м2 на территории г.Томска. В остальной части в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна: Судья