Дело № 2-103/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьиБутенко Г.Е.
при секретареЗолотовской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Степаненко В.А. к Администрации Томской области, Администрации Томского района Томской области, Администрации Итатского сельского поселения о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Степаненко В.А. (Гришанова В.А. – до вступления в брак) в окончательном варианте исковых требований обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации Томского района Томской области, Администрации Итатского сельского поселения об обеспечении передачи финансовых средств, предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма, указывая в обоснование заявленных требований, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. Ее родители: Х. и Н. решением Томского районного суда Томской области от /дата обезличена/ лишены родительских прав. На основании Постановления Главы Администрации Томского района /номер обезличен/ от /дата обезличена/ она была определена в детское учреждение. С /дата обезличена/ по /дата обезличена/ она находилась в детском учреждении, с /дата обезличена/ до совершеннолетия находилась под опекой. В /дата обезличена/ окончила ОГОУ «Томский областной колледж культуры им. В.Я. Шишкова». В настоящее время находится в декретном отпуске и проживает на съемной квартире, собственного жилья не имеет. При помещении в детское учреждение за ней было закреплено жилое помещение в /адрес обезличен/. Однако постановлением Главы Администрации Томского района Томской области /номер обезличен/ от /дата обезличена/ постановление Главы Администрации Томского района /номер обезличен/ от /дата обезличена/ в части закрепления за ней жилой площади отменено, т.к. жилое помещение сгорело. Решением жилищной комиссии /номер обезличен/ Администрации Итатского сельского поселения Томского района Томской области от /дата обезличена/ она принята на учет и поставлена на льготную очередь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма под номером 17. Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», истец просит обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации Томского района Томской области финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением не менее /данные изъяты/ кв.м., обязать Администрацию Томского района Томской области и Администрацию Итатского сельского поселения Томского района Томской области за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения ее, Степаненко В.А., жилым помещением, приобрести и предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм по Томскому району Томской области в с.Итатка Томского района Томской области.
В судебное заседание истец Степаненко В.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствием с участием представителя Гришановой Т.Е.
Представитель истца Гришанова Т.Е., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ со сроком полномочий три года, исковые требования в судебном заседании поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что она являлась опекуном Степаненко В.А. Жилое помещение по адресу: /адрес обезличен/, которое было закреплено за истицей, сгорело. В настоящее время истица с семьей, в т.ч. малолетним ребенком, проживает в съемной квартире.
Представитель ответчика – Администрации Томской области Плешакова Ж.В., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/ со сроком полномочий один год, исковые требования Степаненко В.А. не признала. В судебном заседании не оспаривала, что Степаненко В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Указала, что в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации городских округов наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. В части 7 статьи 6 закона установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Кроме того, указала, что постановка Степаненко В.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении при наличии закрепленного жилого помещения по адресу: /адрес обезличен/, в соответствии с постановлением Главы Администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/к, является незаконной.
Представитель ответчика Администрации Томского района, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель Администрации Итатского сельского поселения, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Администрации Итатского сельского поселения Бакланова Т.Н., действующая на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/ со сроком полномочий один год, указала, что исковые требования Степаненко В.А. в части предоставления жилья признает в полном объеме. Степаненко В.А. состоит на льготной очереди для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № 16 в администрации Итатского сельского поселения, на основании решения жилищной комиссии от /дата обезличена/ /номер обезличен/. Администрация Итатского сельского поселения предоставит Степаненко В.А. жилое помещение по адресу: /адрес обезличен/, общей площадью /данные изъяты/ кв.м.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчиков Администрации Томского района и Администрации Итатского сельского поселения.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Степаненко В.А. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает возможным принять признание исковых требований ответчиком Администрацией Итатского сельского поселения и вынести решение об удовлетворении заявленных истцом в этой части требований. Признание иска ответчиком Администрацией Итатского сельского поселения не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, совершено уполномоченным лицом.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009 № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении /номер обезличен/, выданного повторно /дата обезличена/ на имя Гришановой В.А. следует, что она родилась /дата обезличена/, ее отцом является Х., а матерью – Н..
Согласно свидетельству о перемене имени /номер обезличен/ Хлопова В.С., /дата обезличена/ года рождения, переменила фамилию, имя, отчество на Гришанова В.А..
Как следует из свидетельства о заключении брака /номер обезличен/ от /дата обезличена/ после заключения брака со Г. Гришановой В.А. присвоена фамилия «Степаненко».
Согласно решению Томского районного суда Томской области от /дата обезличена/ Н. и Х. лишены родительских прав в отношении дочери Хлоповой В.С., /дата обезличена/ года рождения.
Свидетельством о смерти /номер обезличен/ подтверждается, что Н. умерла /дата обезличена/. Х. умер в /дата обезличена/, что подтверждается свидетельством о смерти /номер обезличен/.
Постановлением Главы Администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Хлопова В. была определена в детское учреждение. Из пункта 2 указанного постановления следует, что за несовершеннолетними Хлоповыми была закреплена жилая площадь по адресу: /адрес обезличен/.
Постановлением Главы Администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ пункт 3 постановления Главы Администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ «Об определении в детское учреждение И. и Хлоповой В.» признан утратившим силу.
Из постановления Главы администрации Кировского района г.Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ следует, что Гришанова Т.Е. была назначена опекуном над несовершеннолетней Хлоповой В.С.
По сведениям Управления Росреестра по Томской области от /дата обезличена/, Томского отделения ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» от /дата обезличена/ /номер обезличен/, Бакчарского отделения ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Степаненко В.А. не имеет на праве собственности объектов недвижимости.
Сообщением Администрации Итатского сельского поселения от /дата обезличена/ /номер обезличен/ в адрес Гришановой В.А. подтверждается, что решением жилищной комиссии от /дата обезличена/ Гришанова В.А. поставлена на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Согласно сообщению Администрации Итатского сельского поселения от /дата обезличена/ /номер обезличен/ номер очереди на получение жилья /номер обезличен/.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Степаненко В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закончила ОГОУ СПО «Томский областной колледж культуры и искусств им В.Я.Шишкова», нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Степаненко В.А. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 13.10.2010) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:
осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 4 указанного закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону муниципальному образованию «Томский район» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере /данные изъяты/ тыс. руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску является Администрация Итатского сельского поселения, исковые требования Степаненко В.А. к Администрации Итатского сельского поселения об обеспечении ее вне очереди жилой площадью в с.Итатка Томского района Томской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Степаненко В.А. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Совета Итатского сельского поселения от 15.04.2010 № 53 «О внесении изменений в решение № 62 от 27.12.2006 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Степаненко В.А. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере /данные изъяты/ кв. м. общей площади.
Исковые требования Степаненко В.А. к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Степаненко В.А. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено статьей 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Как следует из отзыва представителя ответчика Администрации Итатского сельского поселения администрация предоставит Степаненко В.А. жилое помещение по адресу: /адрес обезличен/ общей площадью /данные изъяты/ кв. м.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 173 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Степаненко В.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Итатского сельского поселения обеспечить Степаненко В.А. вне очереди на территории /адрес обезличен/ жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее /данные изъяты/ квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области, Администрации Томского района отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
ПредседательствующийГ.Е. Бутенко