решение по делу № 2-2135/09 вступило в законную силу 25.05.10



Дело № 2-2135/09РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27.02.10 г. Ленинский районный суд г.Томска в составе:

Председательствующего: Дубиной Н.В.,

при секретаре Вахрушевой О.Н.,

с участием истца, его представителя, представителей ответчиков, представителей третьих лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Подгаецкой Оксаны Петровны к администрации Томского района, Администрации Томской области, Администрации Корниловского сельского поселения о понуждении предоставить денежные средства, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, указывая, что ее мать К. умерла дата обезличена, отец П. умер дата обезличена. После смерти родителей обязанности попечителя исполняла Л., затем попечителем была назначена А. Так как родителей жилья не было, за ней жилье не закреплялось. В дата обезличена истец окончила школу, в дата обезличена закончила <данные изъяты>. Во время обучения она была зарегистрирована и проживала в общежитии <данные изъяты> по адресу: адрес обезличен. В связи с окончанием учебы истец была выселена из общежития. дата обезличена истец была поставлена на очередь на предоставление жилья в администрации Корниловского сельского поселения, номер очереди номер обезличен. Своего жилья не имеет, в связи с отсутствием постоянной регистрации она не может устроиться на работу. Имеет статус лица, из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители умерли. В окончательном варианте исковых требований истец просит суд обязать администрацию Томской области предоставить финансовые средства, необходимые для приобретения Подгаецкой О.П. вне очереди, благоустроенного жилого помещения, не менее утвержденной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Корниловском сельском поселении; обязать администрацию Томского района Томской области предоставить за счет средств, предоставленных администрацией Томской области вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее утвержденной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Корниловском сельском поселении; обязать администрацию Корниловского сельского поселения предоставить Подгаецкой вне очереди, по договору социального найма, в установленном законом порядке благоустроенное жилое помещение не менее утвержденной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Корниловском сельском поселении, приобретенное за счет средств Администрации Томской области.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что в настоящее время проживает в адрес обезличен, указанную квартиру снимает вместе с двоюродной сестрой. Регистрация в адрес обезличен продлена на год.

В судебном заседании представитель истца исковые требования, пояснения истца поддержала. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации ТО предоставила суду отзыв, из которого следует, что исковые требования Подгаецкой администрация ТО, не признает, т.к. считает себя не надлежащим ответчиком.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ТО, действующая на основании доверенности, доводы отзыва поддержала, суду пояснила, что надлежащим ответчиком является Администрация Томского района, через которую направляются деньги на весь район, истец состоит на учете в Корниловском сельском поселении.

Представитель ответчика Администрации Томского района предоставила суду отзыв, из которого следует, что исковые требования Подгаецкой Администрация Томского района, не признает, так как считает себя ненадлежащим ответчиком. Считает обоснованными требования истца, предъявленные к Администрации Томской области о предоставлении финансовых средств для осуществления государственных полномочий в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Томского района, действующая на основании доверенности, доводы отзыва поддержала, дополнительно пояснила, что на администрацию Томского района не возложена обязанность предоставления жилья. Администрация только распределяет субвенцию между поселениями, на дата обезличена выделено <данные изъяты>. Считает, что предоставить жилье истцу должна администрация Корниловского сельского поселения.

Представитель ответчика администрации Корниловского сельского поселения, действующий на основании доверенности, представил суду возражения на исковые требования Подгаецкой, которые поддержал в судебном заседании. Считает, что администрация Корниловского сельского поселения не наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями, следовательно, администрация Корниловского сельского поселения ответчиком по иску Подгаецкой не является.

Представитель Управления финансов администрации Томского района, действующий на основании доверенности, представил суду отзыв, доводы которого поддержал в судебном заседании. Считает, что ни Администрация Томского района, ни Администрация Корниловского сельского поселения не могут выступать ответчиком по данному делу, поскольку согласно ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и денежных средств. Требование истицы о предоставлении Администрацией Корниловского сельского поселения жилого помещения может быть выполнено только при условии корреспондиррующей обязанности Администрации Томской области обеспечить предоставление финансовых средств, необходимых для исполнения данных государственных полномочий.

Представитель Департамента по вопросам семьи и детей ТО, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что требования истца подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

Представитель Департамента финансов Томской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации г.Томска, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил суду отзыв, из которого следует, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма муниципальным образованием «Томский район» за счет средств областного бюджета, так как истец является лицом из числа детей-сирот, состоит в списке на улучшение жилищных условий. Просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Томска.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Подгаецкой О.П. следует, что она родилась дата обезличена, ее отцом является П., матерью К. Согласно свидетельству о смерти К. умерла дата обезличена, П. умер дата обезличена, что подтверждается свидетельствами о смерти. Постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от дата обезличена номер обезличен над несовершеннолетней Подгаецкой было установлено попечительство, попечителем истца вместо Л. была назначена А., у которой истец проживала.

Из искового заявления, пояснения истца следует, что после окончания в дата обезличена <данные изъяты>, истец обучалась в <данные изъяты>, ей присвоена квалификация <данные изъяты>, что подтверждается аттестатом, дипломами.

дата обезличена Подгаецкая включена в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на очередь для получения жилой площади по Корниловскому сельскому округу, номер очереди номер обезличен, что подтверждается пояснениями истца, списком главы поселения. Согласно справке от дата обезличена истец состоит на учете на улучшение жилищных условий, ее очередь номер обезличен, закрепленного жилья не имеет.

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания номер обезличен следует, что истец имеет регистрацию по адресу: адрес обезличен с дата обезличена, где проживают и имеют регистрацию еще <данные изъяты> человек. Жилой дом не благоустроенный, общей площадью <данные изъяты>. Права на жилой дом по адресу: адрес обезличен за истицей не зарегистрированы, что подтверждается сообщением УФРС по ТО от дата обезличена. Согласно сведениям о регистрации права собственности от дата обезличена по состоянию на дата обезличена Подгаецкая О.П. не имела в частной собственности объектов недвижимости. В соответствии с сообщением УФРС по ТО от дата обезличена в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним права истца на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Таким образом, Подгаецкая О.П. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Таким образом, истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в с.Корнилово Томского района Томской области.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В силу названного Закона администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и представлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 статьи 3 указанного Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ч.4 ст. 3 указанного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Конституционный Суд РФ в определении от 05.02.2009 года № 250-О-П « По жалобе муниципального образования- городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснил, что полномочие по предоставлению жилья указанной категории граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только путем принятия закона субъекта РФ. При этом законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год должно предусматриваться предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление таких полномочий. Без соответствующего закона субъекта РФ такие полномочия органам местного самоуправления переданы быть не могут.

Согласно ст. 7 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. Муниципальному образованию «Томский район» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2010г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование Подгаецкой к Администрации Корниловского сельского поселения об обеспечении ее вне очереди жилой площадью на территории Корниловского сельского поселения подлежит удовлетворению.

Суд считает, что истец должна быть обеспечена жилым помещением площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003г. № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее-норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Подгаецкая О.П. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.

Согласно решению Совета муниципального образования «Корниловское сельское поселение» № 68 от 30.11.2006г. «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Подгаецкая должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере <данные изъяты> кв.м. общей площадью на одиноко проживающего гражданина.

Что касается требования истца о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, то в этой части оно удовлетворению не подлежит, поскольку законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (ст. 15) предусмотрено обеспечение указанной категории граждан жилым помещением. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Применительно к этой норме Закона истец и подлежит обеспечению жилым помещением.

На основании изложенного, суд считает, что указанные в иске ответчики- Администрация Томской области, Администрация Томского района являются ненадлежащими ответчиками по делу. Кроме этого, исковые требования Подгаецкой к Администрации Томской области удовлетворению не подлежат, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку - сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность предоставить истцу вне очереди за счет субвенций субъекта Федерации жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, на основании норм действующего законодательства должна быть возложена на администрацию Корниловского сельского поселения.

Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право истца на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03. Кроме того, как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

Нормами ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с последующими изменениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других детей указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени их постановки на учет, в данных статьях нет положения о предоставлении жилой площади указанной категории граждан в порядке очередности, напротив, в них содержится положение о предоставлении жилого помещения вне очереди.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, нормы названных выше законов являются нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации и подлежат непосредственному применению.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Подгаецкой подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Корниловского сельского поселения подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Корниловского сельского поселения обеспечить Подгаецкую Оксану Петровну за счет средств областного бюджета вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> м2 на территории Корниловского сельского поселения. В остальной части иска отказать.

Взыскать с Администрации Корниловского сельского поселения в пользу Подгаецкой Оксаны Петровны государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области о предоставлении финансовых средств, необходимых для приобретения Подгаецкой Оксане Петровне вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в Корниловском сельском поселении отказать.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томского района о предоставлении Подгаецкой Оксане Петровне за счет средств областного бюджета вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в Корниловском сельском поселении отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья