решение по делу № 2-85/11 вступило в законную силу 04.02.2011



Дело № 2-85/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2011 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мурованной М.В.

при секретареСтепановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Шайдуровой В.С. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением, возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение,

установил:

Шайдурова В.С. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу последней финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением не менее /данные изъяты/, и возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди на условиях социального найма за счет средств, выделенных Администрацией Томской области, благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Томска, общей площадью не менее /данные изъяты/. В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать М. умерла /дата обезличена/, отец неизвестен. Постановлением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ над ней была установлена опека. При этом какое-либо жилье при установлении опеки за ней не закреплялось. После прекращения опеки /дата обезличена/ жильем она так и не обеспечена. Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. По состоянию на /дата обезличена/ ее учетный номер в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, составляет /номер обезличен/, а в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, - /номер обезличен/. Однако очередь в списке продвигается медленно, поэтому просит предоставить ей жилое помещение, право на получение которого вне очереди у нее возникло с /дата обезличена/.

В судебном заседании истец Шайдурова В.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Томской области П., действующая на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, который приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика Администрации г. Томска О., действующий на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Суд в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении истицы Шайдуровой В.С. следует, что она родилась /дата обезличена/, ее отцом является С., матерью – М. При этом согласно сообщению Управления ЗАГС по месту ее рождения от /дата обезличена/ сведения об отце Шайдуровой В.С. указаны со слов матери.

Как следует из справки /данные изъяты/ от /дата обезличена/, М. являлась матерью – одиночкой и умерла /дата обезличена/, что подтверждается копией свидетельства о смерти /номер обезличен/ от /дата обезличена/.

Постановлением /номер обезличен/ от /дата обезличена/ истице Шайдуровой В.С. был назначен опекун А., что также подтверждается удостоверением опекуна.

Сообщением Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от /дата обезличена/ /номер обезличен/, сообщением Управления Росреестра по Томской области от /дата обезличена/ подтверждается, что истица не имеет в собственности объектов недвижимости.

В настоящее время Шайдурова В.С. окончила образовательное учреждение – /данные изъяты/ и получила аттестат о среднем (полном) общем образовании, что следует из справки от /дата обезличена/.

По сообщению Администрации Октябрьского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Шайдурова В.С. состоит в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за /номер обезличен/.

Таким образом, судом установлено, что Шайдурова В.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

П. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Шайдуровой В.С. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются Администрацией г. Томска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Шайдуровой В.С. к Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, в удовлетворении иска к Администрации Томской области суд считает необходимым отказать, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, финансовые средства в виде субвенций предоставляются местным бюджетам не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Кроме того, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Шайдуровой В.С. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ч.7 ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шайдуровой В.С. подлежат удовлетворению только в части возложения на Администрацию г. Томска обязанности предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение. Поскольку местом жительства Шайдуровой В.С. является муниципальное образование «Город Томск», на его территории в силу ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» истице должно быть предоставлено жилое помещение.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), то есть составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Шайдурова В.С. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Шайдурова В.С. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере /данные изъяты/ общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Согласно ст.98 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать эту сумму с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шайдуровой В.С. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска предоставить Шайдуровой В.С. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска, общей площадью не менее /данные изъяты/ квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:(подпись)Мурованная М.В.

Копия верна. Судья:Мурованная М.В.