Дело № 2-154/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года Ленинский районный суд города Томска в составе:
председательствующего судьи Вотиной В.И.
при секретаре Мавлютове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Шакулова Р. об оспаривании бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Шакулов Р. обратился в суд с заявлением о восстановлении его нарушенных прав. В обоснование требований указал, что является уроженцем /данные изъяты/, прожил до /данные изъяты/ в г. Ташкенте. В начале /данные изъяты/ прибыл в г. Москву, обращался в миграционную службу г. Москвы, откуда был направлен в п. Богашево в /данные изъяты/, где получил удостоверение /данные изъяты/ и /данные изъяты/. В /данные изъяты/ убыл в Липецкую область. В /данные изъяты/ вновь прибыл в г. Томск для получения документов и начал проходить различные инстанции на протяжении данного времени. Полагает, что УФМС России по Томской области были нарушены его права и свободы невыполнением своей функции по документированию и социализации /данные изъяты/, что повлекло нарушение Конституционных прав и Европейской Конвенции по правам человека. Просил восстановить его нарушенное право, взыскать с УФМС России по Томской области расходы за составление искового заявления в сумме /данные изъяты/ рублей, расходы по оплате госпошлины.
В ходе рассмотрения дела Шакулов Р. заявленные требования поддержал. Уточнил, что просит признать незаконным бездействие УФМС России по Томской области. В обоснование заявленных требований пояснил, что он родился дата обезличена в /данные изъяты/ где проживал до /данные изъяты/ В республике Узбекистан в тот момент была сложная политическая обстановка, нарушались права человека, в связи с чем он уехал. На момент его выезда его личность удостоверял паспорт СССР, который ему был выдан в /данные изъяты/ В /данные изъяты/ прибыл в г. Москву, откуда его направили в г. Томск в /данные изъяты/. В г. Томске ему присвоили статус /данные изъяты/ он получил паспорт гражданина СССР. В /данные изъяты/ он выбыл в /данные изъяты/ в /данные изъяты/ прибыл в г. Томск. В настоящий момент паспорт, выданный ему в /данные изъяты/ является недействительным. Другого документа, удостоверяющего его личность, не имеется. Он хотел получить любой документ, удостоверяющий личность, получить гражданство РФ, за этим обращался в УФМС России по Томской области, сначала устно, затем письменно. дата обезличена в ответ на его заявление об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство Российской Федерации начальником УФМС России по Томской области ему было рекомендовано предоставить справку о наличии либо отсутствии гражданства республики Узбекистан. Факт его обращения в УФМС с данными вопросами подтверждается самим ответом. Он поехал в г. Новосибирск, где пытался оформить отказ от гражданства Узбекистана и получить затребованную УФМС России по Томской области справку, однако получить не смог, так как имеющийся у него паспорт недействительный. УФМС России по Томской области самоустранились от разрешения его вопроса, хотя по законодательству Российской Федерации самостоятельно должны были запрашивать необходимые документы. УФМС России по Томской области, отказав ему дата обезличена в разрешении вопроса об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство Российской Федерации, с указанного момента незаконно бездействовали. УФМС России по Томской области самостоятельно должны были запросить справку о наличии у него или отсутствии гражданства республики Узбекистан. В связи с незаконным бездействием УФМС России по Томской области он лишен всех прав. Не может работать, получать пенсию, лечиться. Просит признать бездействие УФМС России по Томской области незаконным.
Представитель УФМС России по Томской области Башмаков Е.И., действующий на основании доверенности от дата обезличена, в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что заявление Шакулова Р. о бездействии УФМС России по Томской области безосновательно. На все поступающие от Шакулова Р. заявления были даны исчерпывающие ответы. Обращения Шакулова Р. не содержат четкой просительной части, позволяющей определить просьбу заявителя. С заявлениями установленной формы для получения гражданства Шакулов Р. не обращался. Административный регламент не возлагает на УФМС обязанности истребовать документы. Обязанность предоставлять документы возлагается на заявителя. Органы ФМС вправе делать запросы в компетентные органы с целью проверки уже представленных заявителем документов.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п. 9 Постановление Пленума Верховного Суда РВ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» определение вида судопроизводства (исковое или по делам, вытекающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требования лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В судебном заседании установлено, что Шакулов Р. родился дата обезличена в /данные изъяты/. В /данные изъяты/ Шакулов Р. прибыл на территорию РФ в г. Томск, где дата обезличена ему Отделом внутренних дел Томского района Томской области был выдан паспорт гражданина СССР образца /данные изъяты/, дата обезличена им был получен статус /данные изъяты/ на территории РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, копией паспорта, ответом прокуратуры Томской области от дата обезличена номер обезличен.
Заявитель в судебном заседании утверждал, что в /данные изъяты/ он выбыл в Липецкую область, в /данные изъяты/ прибыл в г. Томск.
Из пояснений Шакулова Р. следует, что им оспаривается бездействие УФМС России по Томской области, должностными лицами которого было отказано в разрешении вопроса об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство Российской Федерации, по его заявлению от дата обезличена.
дата обезличена Шакулов Р. письменно обратился к начальнику УФМС России по Томской области, указывая, что второй месяц не решается его вопрос- получение Российского гражданства или замена Советского паспорта на удостоверение /данные изъяты/. Указанное обращение зарегистрировано за входящим номером номер обезличен
дата обезличена начальником УФМС России по Томской области на данное обращение дан письменный ответ за номер обезличен в котором указано, что рассмотрение вопроса об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство Российской Федерации возможно после предоставления Шакуловым Р. в УФСМ России по Томской области справки из Генерального Консульства Республики Узбекистан о наличии либо отсутствии гражданства Республики Узбекистан.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Согласно п. 2 ст. 29 указанного Федерального закона Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона Указом Президента РФ 14 ноября 2002 года N 1325 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (далее по тексту - Положение).
Настоящим Положением, принятым в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 п.п.1, 2, 4, 5, 8, 9 Положения заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Заявление об изменении гражданства составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации. При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя. Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление, а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора. Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации, приводятся в настоящем Положении.
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. Если в силу обстоятельств, указанных в статье 32 Федерального закона и подтвержденных документально, заявитель передает заявление и необходимые документы через другое лицо либо направляет их по почте, заявление считается принятым к рассмотрению со дня его получения полномочным органом при условии, что это заявление и прилагаемые к нему документы оформлены надлежащим образом. Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии п. 36 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации., утвержденного приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 40, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России заявления с приложением всех необходимых документов. Указанным регламентом установлен перечень документов, одновременно прилагаемых с подачей заявления.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела было установлено, что Шакулов Р. в Управление ФМС России по Томской области с заявлением по установленной форме о приобретении гражданства Российской Федерации, о выдаче разрешения на временное проживание в установленном законом порядке не обращался.
Данное обстоятельство не оспаривается Шакуловым Р., подтверждается сообщением УФМС России по Томской области от дата обезличена.
Довод Шакулова Р. о том, что ссылка в ответе УФМС России по Томской области на рассмотрение его вопроса об оформлении разрешения на временное проживание и приеме в гражданство Российской Федерации, свидетельствует о том, что он обращался в указанные органы с данными заявлениями, суд находит несостоятельным.
Из регистрационного номера данного ответа следует, что он был дан на обращение Шакулова Р. от дата обезличена, что не оспаривалось Шакуловым Р. в судебном заседании. Вместе с тем данное обращение Шакулова Р. не является заявлением установленной нормативными актами формы о приобретении гражданства Российской Федерации, о выдаче разрешения на временное проживание.
Довод Шакулова Р. о том, что он не мог обратиться в установленном законом порядке с заявлением в УФМС России по Томской области, так как в ответе на его обращение от дата обезличена ему было указано на выполнение условия о предоставлении справки из Генерального Консульства Республики Узбекистан о наличии либо отсутствии гражданства Республики Узбекистан, суд находит несостоятельным.
Указание в ответе УФМС России по Томской области о необходимости предоставления данного документа не является условием принятия от Шакулова Р. заявления, а носит разъяснительный характер.
Данное разъяснение УФМС России по Томской области не противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 10 Положения при приеме в гражданство в общем порядке с заявлением предоставляются среди прочих документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя.
Довод заявителя Шакулова Р. о том, что УФМС России по Томской области обязано самостоятельно запрашивать документы необходимые для решения вопроса о приобретении им гражданства Российской Федерации, о выдаче иного документа, удостоверяющего личность, суд находит несостоятельным.
В соответствии с п. 16.1, 16.3 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС РФ от 19 марта 2008 года № 64, заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом, надлежащее оформление требуемого пакета документов, надлежащее заполнение бланков заявления, подготовку необходимых копий документов, уплату государственной пошлины. Должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ в общем порядке и восстановлении в гражданстве РФ запрашивает заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит соответствующие проверки.
Согласно ст. 30 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод, что органы миграционной службы запрашивают дополнительные сведения в рамках проведения работы по поступившему от гражданина заявлению в установленном законом порядке.
Заявление Шакуловым Р. о приеме в гражданство не подавалось, принято УФМС России по Томской области не было, в связи с чем какой – либо обязанности у Управления ФМС России по Томской области по истребованию документов не возникло.
Из имеющихся материалов дела, представленных сторонами, следует, что на обращения Шакулова Р. в УФМС России по Томской области, ему были в установленные законом сроки даны соответствующие ответы.
Все представленные заявления Шакулова Р. в УФМС России по Томской области не являются заявлением установленной нормативными актами формы о приобретении гражданства Российской Федерации, о выдаче разрешения на временное проживание.
Таким образом, с учетом того, что Шакулов Р. в Управление ФМС России по Томской области с заявлением установленной нормативными актами формы о приобретении гражданства Российской Федерации, о выдаче разрешения на временное проживание не обращался, суд не усматривает бездействия УФМС России по Томской области по решению вопросов, связанных с рассмотрением вопроса по оформлению Шакулову Р. разрешения на временное проживание и приеме его в гражданство Российской Федерации. Следовательно, требования заявителя о признании бездействия УФМС России по Томской области незаконным, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с п. 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд.
Принимая во внимание, что Шакуловым Р. обжалуется бездействие УФМС РФ по Томской области, которое является длящимся, суд полагает, что срок обращения в суд Шакуловым Р. не пропущен.
С учетом того, что в удовлетворении требований Шакулову Р. отказано, в соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ требования о взыскании расходов по составлению искового заявления, расходов по оплате госпошлины удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Шакулову Р. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Томской области, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Вотина В.И.
Копия верна.
Судья