Дело № 2-862/10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10.08.10 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Дубиной Н.В.,
при секретаре Дмитриевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Синькевича Е.В. к Администрации Томской области, Администрации Копыловского сельского поселения, Администрации Томского района о понуждении предоставить денежные средства, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указывая, что его мать В. умерла /дата обезличена/, отец умер /дата обезличена/. После смерти матери, поскольку отец был инвалид 3 группы, воспитывать и содержать ребенка он не мог, истец был определен в приют /адрес обезличен/. В /дата обезличена/ после окончания школы он поступил в <данные изъяты>, во время обучения проживал в общежитии училища. В настоящее время жить ему негде. В связи с отсутствием свободного муниципального жилья, администрация Копыловского сельского поселения не может предоставить ему жилое помещение. Просит суд обязать администрацию Томской области обеспечить передачу муниципальному образованию «Томский район» финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению его жильем, обязать администрацию Копыловского сельского поселения обеспечить его вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в Копыловском сельском поселении с учетом предоставления субвенции.
В процессе рассмотрения дела был привлечен ответчик Администрация Томского района. Однако истец к указанному ответчику исковые требования не предъявил.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что в настоящее время проживает в г.Томске у друга, после окончания училища жил у сестры в /адрес обезличен/. Исковые требования предъявляет только к двум ответчикам: Администрации Томской области, Администрации Копыловского сельского поселения.
Представитель ответчика Администрации ТО, действующая на основании доверенности, предоставила суду отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании.
Представитель ответчика Администрации Томского района, действующая на основании доверенности, предоставила суду письменные пояснения, которые поддержала в судебном заседании. Дополнительно пояснила, что на администрацию Томского района не возложена обязанность предоставления жилья. Администрация только распределяет субвенцию между поселениями, на 2010 год выделено /сумма обезличена/. Считает, что исковые требования в части передачи финансовых средств подлежат удовлетворению, предоставить жилье истцу должна администрация Копыловского сельского поселения.
Представитель ответчика администрации Копыловского сельского поселения, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что администрация Копыловского сельского поселения наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями, следовательно, администрация Копыловского сельского поселения является ответчиком по иску Синькевича. Но реализация полномочий возможна только в случае предоставления субвенции.
Представитель Управления финансов Администрации Томского района, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об отложении дела не просил. Представил суду отзыв, из которого следует, что ни Администрация Томского района, ни Администрация Копыловского сельского поселения не могут выступать ответчиком по данному делу, поскольку согласно ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и денежных средств. Требование истца о предоставлении Администрацией Копыловского сельского поселения жилого помещения может быть выполнено только при условии корреспондирующей обязанности Администрации Томской области обеспечить предоставление финансовых средств, необходимых для исполнения данных государственных полномочий. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.
Представитель Департамента по вопросам семьи и детей ТО, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что требования истца подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.
Представитель Департамента финансов Томской области, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку денежные средства из областного бюджета выделены Томскому району в виде субвенции.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении следует, что Синькевич он родился /дата обезличена/, его отцом является С., матерью В. Согласно свидетельствам о смерти В. умерла /дата обезличена/, С. умер /дата обезличена/.
Постановлением главы администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Синькевич определен в детское учреждение с содержанием ребенка на государственном обеспечении и за ним закреплена жилая площадь по адресу: /адрес обезличен/. Постановлением главы администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ внесены изменения в постановление Главы Администрации Томского района от /дата обезличена/ /номер обезличен/ «Об определении в детское учреждение Синькевич Е.В.»: п. 3 о закреплении за Синькевичем жилого помещения считается утратившим силу.
Согласно справке директора школы-интерната от /дата обезличена/ Синькевич в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ обучался в <данные изъяты>, при этом находился на полном государственном обеспечении.
Из материалов дела следует, что закрепленное за Синькевич жилое помещение по адресу: /адрес обезличен/ в результате пожара сгорело, восстановлению не подлежит, что подтверждается, актом обследования, справкой от /дата обезличена/ /номер обезличен/. Из справки администрации Копыловского сельского поселения от /дата обезличена/ следует, что жилое помещение по адресу: /адрес обезличен/ на балансе у Администрации Копыловского сельского поселения не состояло и не состоит. Решением жилищной комиссии Копыловского сельского поселения от /дата обезличена/, постановлением главы администрации Копыловского сельского поселения /номер обезличен/ от /дата обезличена/ Синькевич был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из сообщения УФРС по Томской области от /дата обезличена/ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Синькевича на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. В архиве Томского отделения ОГУП «ТОЦТИ» отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в период до /дата обезличена/ на имя Синькевича, что подтверждается сообщением /номер обезличен/ от /дата обезличена/.
Таким образом, Синькевич относится к категории лиц, из числа детей-сирот, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Таким образом, истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в /адрес обезличен/.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Конституционный Суд РФ в определении от 05.02.2009 года № 250-О-П « По жалобе муниципального образования- городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснил, что полномочие по предоставлению жилья указанной категории граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только путем принятия закона субъекта РФ, который в обязательном порядке должен содержать, в том числе, вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты. Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу названного Закона администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и представлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций ( ч.1 ст. 3).
Частями 2, 3 статьи 3 указанного Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ч.4 ст. 3 указанного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно ст. 7 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010 по 31.12.2010. Муниципальному образованию «Томский район», на территории которого находится, в том числе и Копыловское сельское поселение, выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2010.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчики Администрация Томской области, Администрация Копыловского сельского поселения не являются надлежащими ответчиками по данному делу. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО «Томский район», обладающее в рамках осуществления переданных государственных полномочий правом и обязанностью по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Однако, истцом не были предъявлены исковые требования к Администрации Томского района, что не лишает Синькевича права обратиться с таковыми к указанному ответчику.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Синькевича Е.В. к Администрации Томской области, Администрации Копыловского сельского поселения, Администрации Томского района о понуждении предоставить денежные средства, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения
Председательствующий: подпись
Копия верна: судья