Дело № 2-2443/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.12.10 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Дубиной Н.В.,
при секретаре Шушаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Теущаковой И.Н. к Администрации г.Томска, Администрации Ленинского района г.Томска о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, понуждении приобрести вне очереди жилое помещение, понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указывая, что постановлением главы администрации Ленинского и Октябрьского округов от дата обезличена над Марковой (Теущаковой) было установлено попечительство. дата обезличена ей исполнилось /данные изъяты/ лет, закрепленного за ней жилого помещения нет. В настоящее время она со своей семьей проживает в квартире бывшего попечителя и занимает комнату /данные изъяты/ кв.м. В окончательном варианте исковых требований истец просит суд признать за ней право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязать Администрацию г.Томска приобрести для предоставления истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, обязать Администрацию Ленинского района г.Томска предоставить истцу по договору социального найма приобретенное жилое помещение, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что /данные изъяты/. В настоящее время истец учится в /данные изъяты/ и находится на полном государственном обеспечении. Проживает с ребенком и мужем в квартире К по адресу: адрес обезличен. Имеет /данные изъяты/ долю в праве собственности на указанную квартиру. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, также поддержал пояснения истца.
Представитель ответчика Администрации г.Томска, действующая на основании доверенности, представила суду отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании. Считает, что истец не имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по указанному основанию, так как имеет закрепленное жилье и обучается в образовательном учреждении. В связи с чем, просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Ленинского района г.Томска, действующий на основании доверенности, предоставил суду письменный отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании. Считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку истец не относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья по указанному основанию.
Представитель Администрации Томской области, действующий на основании доверенности, так же представляющая на основании доверенности интересы Департамента по вопросам семьи и детей ТО в судебном заседании поддержал пояснения представителя Администрации г. Томска. Считает, что у истца отсутствуют законные основания на предоставление ему жилого помещения вне очереди по указанному основанию, так как истец является собственником /данные изъяты/ доли в праве собственности на жилое помещение и в настоящее время учиться.
Представитель департамента финансов Администрации г.Томска, действующий на основании доверенности, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента финансов Администрации г.Томска. Из отзыва представителя Департамента финансов Администрации г.Томска следует, что в настоящее время основания для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди отсутствуют, истец является собственником доли в трехкомнатной квартире.
Представитель Управления социальной политики Администрации г.Томска, действующий на основании доверенности, представил суду отзыв, доводы которого поддержал в судебном заседании.
Выслушав пояснения участников процесса, опросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Маркова родилась дата обезличена, ее мать Е, отец М дата обезличена Маркова вступила в брак, ей присвоена фамилия Теущакова. Решением Кожевниковского районного суда Томской области от 04.02.04 Е лишена родительских прав в отношении дочери Марковой (Теущаковой) И.Н., дата обезличена г.р. Постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от дата обезличена номер обезличен над Марковой И.Н. установлена опека, опекуном назначена К Указанные факты подтверждаются пояснениями истца, материалами дела и не оспорены представителями ответчиков, третьих лиц.
Из материалов дела следует, что Е (брат истицы) стоит в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеет состав семьи: Теущакова (Маркова) И.Н. Данные факты подтверждаются справкой от дата обезличена номер обезличен, письмом от дата обезличена, списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на дата обезличена, пояснениями свидетеля У, которая суду пояснила, что Е были поставлены на учет как семья, а не отдельно каждый ребенок. В настоящее время на учете стоит Е, как член его семьи указана истец. Остальным детям были предоставлены квартиры. У истца имеется /данные изъяты/ доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Согласно справкам /данные изъяты/ от дата обезличена, от дата обезличена истец является студенткой /данные изъяты/, категория дети, оставшиеся без попечения родителей, /данные изъяты/ общежития не имеет. Согласно выписке из ЕГРП от 12.10.10 истец имеет /данные изъяты/ долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: адрес обезличен.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Таким образом, в законе содержится прямое указание на то, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 статьи 3 указанного Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Из анализа указанных норм в совокупности следует, что указанные категории граждан (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), однократно обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по окончании их пребывания в образовательном учреждении при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения.
Между тем, из материалов дела следует, что истец обучается в общеобразовательном учреждении и имеет на праве общей долевой собственности 1/6 долю в праве собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: адрес обезличен. Указанный факты подтверждаются пояснениями стороны истца, Постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от дата обезличена, договором купли-продажи от дата обезличена. Согласно письму от дата обезличена К была выделена материальная помощь для приобретения жилья для детей, находящихся под ее опекой, в общей сумме /данные изъяты/ руб.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец не имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по указанному основанию.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Теущаковой И.Н. к Администрации г.Томска, Администрации Ленинского района г.Томска о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, понуждении приобрести вне очереди жилое помещение, понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна: судья