решение по делу № 2-594/11 не вступило в законную силу



Дело № 2-594/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2011 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мурованной М.В.

при секретаре Степановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Макридина А.А. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска, Администрации Советского района г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением, возложении обязанности предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, возложении обязанности заключить вне очереди договор социального найма,

установил:

Макридин А.А. обратился в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска, Администрации Советского района г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением не менее /данные изъяты/, возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди на условиях социального найма за счет средств, выделенных Администрацией Томской области, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее /данные изъяты/, расположенное в границах Советского района г. Томска, и заключить с администрацией указанного района вне очереди договор социального найма жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать А. умерла /дата обезличена/, сведения об отце были внесены в свидетельство о рождении со слов матери. С /дата обезличена/ по /дата обезличена/ он обучался и воспитывался в школе-интернате /номер обезличен/, по окончании которой поступил в /данные изъяты/, где проучился до /дата обезличена/. Во время обучения в училище он проживал в общежитии по адресу: /адрес обезличен/. До настоящего времени он жильем так и не обеспечен, постоянного места жительства не имеет, ночует на рабочем месте. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Советского района г. Томска от /дата обезличена/ он был включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его учетный номер в общем списке составляет /номер обезличен/. Так как очередь в списке продвигается медленно, просит предоставить ему жилое помещение, право на получение которого вне очереди у него возникло с /дата обезличена/.

В судебном заседании истец Макридин А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации Томской области Ш., действующая на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, который приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика Администрации г. Томска Г., действующий на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, представил письменный отзыв.

Представитель ответчика Администрации Советского района г. Томска С., действующий на основании доверенности от /дата обезличена/, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и поддержал письменный отзыв, в котором предъявленные требования не признал.

Суд в соответствии с ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Администрации г. Томска и Администрации Советского района г. Томска.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении истца Макридина А.А. /номер обезличен/ следует, что он родился в /адрес обезличен/ /дата обезличена/, его отцом является Н., а матерью – А.

Постановлением главы Администрации Советского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Макридин А.А. был определен в детское государственное учреждение, так как остался без попечения родителей. Его мать А. уклонялась от исполнения своих родительских обязанностей по воспитанию и содержанию сына, а отец был записан в свидетельство о рождении со слов матери, о чем указано также в записи акта о рождении истца /номер обезличен/.

Согласно свидетельству о смерти /номер обезличен/ А. умерла /дата обезличена/.

В соответствии со справкой от /дата обезличена/ /номер обезличен/ истец Макридин А.А. в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ проходил обучение и воспитывался в школе – интернате /номер обезличен/ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении. По окончании обучения он получил аттестат об основном общем образовании от /дата обезличена/, снят с государственного обеспечения в связи с поступлением в профессиональное училище /номер обезличен/ г. Томска.

Согласно справке /номер обезличен/ от /дата обезличена/ Макридин А.А. в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ получал образование в /данные изъяты/ по профессиям /данные изъяты/, в подтверждение чего ему были выданы дипломы от /дата обезличена/ и от /дата обезличена/. Во время обучения он проживал в общежитии училища по адресу: /адрес обезличен/.

Из справки Главы администрации Советского района г. Томска /номер обезличен/ от /дата обезличена/ усматривается, что Макридин А.А. постоянного места жительства не имеет.

По данным Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от /дата обезличена/, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от /дата обезличена/ Макридин А.А. не владеет объектами недвижимости на территории Томской области.

По сообщению Главы администрации Советского района г. Томска от /дата обезличена/ /номер обезличен/ истец Макридин А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, решением общественной комиссии по жилищным вопросам /дата обезличена/ (протокол /номер обезличен/ утвержден распоряжением администрации /номер обезличен/ от /дата обезличена/) и поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно сведениям, истребованным у Главы администрации Советского района г. Томска, по состоянию на /дата обезличена/ учетный номер Макридина А.А. в общем списке составляет – /номер обезличен/, а в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - /номер обезличен/.

Таким образом, судом установлено, что Макридин А.А. относится к лицам из числа детей-сирот, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

П. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Макридину А.А. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Макридина А.А. к Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем в удовлетворении иска к Администрации Томской области суд считает необходимым отказать, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, финансовые средства в виде субвенций предоставляются местным бюджетам не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Кроме того, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Макридина А.А. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ч.7 ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

Также не могут быть признаны обоснованными требования истца к Администрации Советского района г. Томска о понуждении к заключению вне очереди договора социального найма, поскольку предоставление льготной категории граждан жилых помещений осуществляется за счет жилья, приобретаемого на территории Муниципального образования «Город Томск» путем закупки с проведением открытого аукциона в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поскольку до проведения открытого аукциона и подведения его итогов место нахождения приобретаемого жилого помещения, подлежащего передаче истцу по договору социального найма, неизвестно, то есть отсутствуют какие-либо основания полагать, что данное жилье будет приобретено в Советском районе г. Томска, требования истца в этой части являются преждевременными и необоснованными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Макридина А.А. подлежат удовлетворению только в части возложения на Администрацию г. Томска обязанности предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение. Поскольку местом принятия истца на учет нуждающихся в жилом помещении является муниципальное образование «Город Томск», именно на его территории в силу ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» жилое помещение ему должно быть предоставлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), то есть составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Макридин А.А. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Макридин А.А. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере /данные изъяты/. общей площади на одиноко проживающего гражданина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Макридина А.А. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска предоставить Макридина А.А. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска, общей площадью не менее /данные изъяты/.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области, Администрации Советского района г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением, возложении обязанности заключить вне очереди договор социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Мурованная М.В.

Копия верна. Судья: Мурованная М.В.