решение по делу № 2-987/11 не вступило в законную силу



Дело № 2-987/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Вотиной В.И.,

при секретаре Поваренкиной О.С.,

с участием представителя заявителя Тарханова Е.В.,

представителя заинтересованного лица ИФНС России по г. Томску Тонких А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Сиволова Л.Ф. о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску,

УСТАНОВИЛ:

Сиволов Л.Ф. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, изложенного в форме письма № 19-22/08440 от 18 марта 2011 года, возложении на ИФНС РФ по г. Томску обязанности устранить нарушение путем возврата излишне уплаченной суммы земельного налога в размере /сумма обезличена/ руб.

В обоснование заявления Сиволов Л.Ф. указал, что 28 апреля 2010 года по налоговому уведомлению ИФНС РФ по г. Томску он уплатил земельный налог за 2009 год за земельный участок по адресу адрес обезличен, в сумме /сумма обезличена/ руб. В дальнейшем он обнаружил, что сумма земельного налога к уплате составляет /сумма обезличена/ руб., то есть /сумма обезличена/ руб. являлись переплатой. 18.02.2011 г. он обратился в ИФНС РФ по г. Томску с заявлением о перерасчете и возврате налога. ИФНС РФ по г. Томску 22.03.2011 г. прислала ему письмо за № 19-22/08440 от 18.03.2011 г., в котором было указано, что земельный налог за 2009 год исчислен верно, оснований для перерасчета нет. Излишняя уплата налога произошла потому, что в налоговом уведомлении № 76973 ИФНС РФ по г. Томску исчисляла земельный налог с кадастровой стоимости, указанной в Постановлении администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г., в то время как на 01 января 2009 г. данная кадастровая стоимость в отношении земельного налога применяться не могла. Постановление № 262а не действовало с 01.01.2009 г. по 30.06.2009 г., то есть на 01.01.2009 г. Согласно ст. 391 НК РФ действовали кадастровые стоимости земельных участков, определенные до принятия Постановления № 262а. Кроме того, исходя из особого порядка вступления в силу актов о налогах и сборах, новые кадастровые стоимости, утвержденные Постановлением № 262а, вступали бы в действие или с 01.02.2009 г., или с 01.01.2010 г. В связи с тем, что принятым решением об отказе в возврате излишне уплаченного налога налоговые органы нарушили его права, обратился в суд с настоящим заявлением.

Заявитель Сиволова Л.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Представитель заявителя Тарханов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ИФНС России по г. Томску Тонких А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные отношения и в силу п.3 ст.2 ЗК РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации, регулируют земельные отношения и в силу п. 3 ст. 2 ЗК РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в ст.2 НК РФ. Постановление № 262a касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) гражданам и юридическим лицам земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст.2 НК РФ, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ. Считает, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а. Кроме того, указал, что материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка Сиволова Л.Ф., постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а не оспорены и не признаны недействительными. Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а опубликовано для всеобщего сведения до начала налогового периода. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность их внесения в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не опровергнута. Следовательно, оснований для перерасчета земельного налога не имелось.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из ст.ст. 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006 года.

Согласно п. 1.1 Положения «О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск"», утвержденного решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006 года, ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог является местным налогом и обязателен к уплате с момента его введения на территории муниципального образования "Город Томск" всеми юридическими и физическими лицами, признаваемыми Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками земельного налога.

В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1.2 вышеуказанного постановления, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно п. 1, п. 4, п. 5 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Как следует из п. 3 и п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В силу п. 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Сиволов Л.Ф. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес обезличен, кадастровый номер обезличен, что подтверждается налоговыми уведомлениями и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

ИФНС РФ по г. Томску направила Сиволову Л.Ф. налоговое уведомление № 76973 от 13.03.2010 на уплату земельного налога за 2009 год в размере /сумма обезличена/ руб. в срок до 30.04.2010.

Сиволов Л.Ф. оплатил земельный налог за 2009 год 28 апреля 2010 года в размере /сумма обезличена/ руб., что подтверждается квитанцией и чеком-ордером.

Согласно ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, для исчисления земельного налога за 2009 год, при определении налоговой базы в отношении земельного участка, принадлежащего Сиволову Л.Ф., должна быть использована кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2009.

Направляя налоговое уведомление, ответчик исчислил размер земельного налога, подлежащего уплате Сиволовым Л.Ф., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, согласно кадастровой оценке земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области».

Вместе с тем указанное Постановление является нормативным правовым актом и носит комплексный характер, осуществляя правовое регулирование налогового и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.

Данная правовая позиция приведена в Определении Конституционного Суда

Российской Федерации от 03.02.2010 года № 165-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности п.1 ст.4 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, на данное Постановление распространяется порядок вступления в законную силу, предусмотренный ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В этой связи постановление, принятое 24.12.2008 и опубликованное 31.12.2008 в Собрании законодательства Томской области, вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не paнee 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Учитывая изложенное, суд полагает, что на 01.01.2009 г. указанное постановление не вступило в законную силу, и оснований применять содержащиеся в постановлении Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 положения для исчисления Сиволову Л.Ф. земельного налога за 2009 год не имелось.

Доводы представителя ответчика об обратном суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права.

В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что исходя из кадастрового плана земельного участка, расположенного по адресу адрес обезличен, налоговых уведомлений об уплате земельного налога за 2007, 2008 г., кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, на дата обезличена составляла /сумма обезличена/ руб.

Размер земельного налога, подлежащего уплате с указанной кадастровой стоимости участка, составляет /сумма обезличена/ руб., что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Таким образом, Сиволову Л.Ф. следовало уплатить земельный налог за 2009 года в размере /сумма обезличена/ руб.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

18 февраля 2011 года Сиволов Л.Ф. обратился в ИФНС РФ по г. Томску с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога за 2009 год.

Учитывая, что Сиволовым Л.Ф. земельный налог за 2009 год оплачен в сумме /сумма обезличена/ руб., суд полагает, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, изложенное в форме письма № 19-22/08440 от 18 марта 2011 года, об отказе в пересчете земельного налога за 2009 год и возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год, является необоснованным, нарушает права Сиволова Л.Ф. и подлежит признанию недействительным.

В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Томску возвратить Сиволову Л. Ф. излишне уплаченный земельный налог в сумме /сумма обезличена/ руб. (/сумма обезличена/ руб. - /сумма обезличена/ руб.).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Сиволова Л.Ф. удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску, оформленное письмом от 18.03.2011 г. № 19-22/08440 в части отказа в возврате переплаты по земельному налогу.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Томску возвратить Сиволову Л.Ф. излишне уплаченный земельный налог в сумме /сумма обезличена/ руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска.

Председательствующий подпись Вотина В.И.

Копия верна.

Судья

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.