Дело № 2-738/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.04.2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
при секретаре Даниловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района Томской области к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти - Администрации Томской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти Администрации Томской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов. В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Первомайский район» в части размещения и хранения на территории Первомайского района пестицидов и агрохимикатов 1, 2 и 3 класса опасности, создающих угрозу для окружающей среды: почвы, водных объектов, в том числе источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также жизни и здоровью граждан. Установлено, что на территории муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» в населенных пунктах с. Сергеево Первомайского района Томской области (окраина населенного пункта по ул. Трактовая на территории ООО КХ «Маяк») и д. Петровск Первомайского района ТО (окраина населенного пункта, на расстоянии около 250 м вправо от автомобильной дороги с. Ежи – д. Петровск, в непосредственной близости от зерносушильного комплекса ООО «Томлесдрев») в бревенчатых сооружениях хранятся пестициды и агрохимикаты 1, 2, 3 класса опасности с истекшим сроком годности, а также запрещенных к применению в количестве 2 тонн, а именно гранозан – 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфит (далее ТМТД) – 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос – 2 класса опасности., нитрофен – 3 класса опасности. Укакзанные пестициды и агрохимикаты являются бесхозяйными, что установлено решением суда Первомайского района Томской области от 23.09.2010 года. На сегодняшний день оборот указанных пестицидов на территории РФ запрещен. Хранение пестицидов и агрохимикатов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ является незаконным. Вышеуказанные пестициды и агрохимикаты 1,2,3 класса опасности с истекшим сроком хранения и запрещенные к применению на территории РФ, являются опасными отходами, поскольку утратили свои потребительские свойства и содержат вредные вещества потенциально опасные для человека и окружающей среды, некоторые из них являются взрывоопасными и токсичными. Кроме того, условия хранения пестицидов и агрохимикатов не отвечают предъявляемым требованиям, в результате чего, пестициды и агрохимикаты, расположенные в населенных пунктах Первомайского района Томской области, создают реальную угрозу наступления чрезвычайной ситуации. Указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Устава Томской области Администрация области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Непринятие Администрацией Томской области мер по ликвидации указанных выше нарушений является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку, чем нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит признать бездействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Администрации Томской области по не устранению факторов вредного воздействия пестицидов и агрохимикатов 1, 2 и 3 класса опасности: гранозан - 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфит (далее ТМТД) - 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос - 2 класса опасности, нитрофен - 3 класса опасности в количестве 2 тонн с истекшим сроком годности и запрещенных к применению на территории Российской Федерации, тем самым создающих реальную угрозу для загрязнения окружающей среды и причинения вреда жизни и здоровью граждан незаконным.
Обязать орган государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Администрации Томской области организовать утилизацию пестицидов и агрохимикатов: гранозан – 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфит (далее ТМТД) - 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос - 2 класса опасности, нитрофен -3 класса опасности в количестве 2 тонн с истекшим сроком годности и запрещенных к использованию на территории Российской Федерации, хранящихся в бревенчатом сооружении в с. Сергеево Первомайского района Томской области (окраина населенного пункта по ул. Трактовая на территории ООО КХ «Маяк») и бревенчатом сооружении в д. Петровск Первомайского района Томской области (окраина населенного пункта, на расстоянии около 250 м вправо от автомобильной дороги с. Ежи - д. Петровск, в непосредственной близости от зерносушильного комплекса ООО «Томлесдрев»). Установить разумный срок для совершения вышеуказанных действий не позднее 1 октября 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Соколова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов лежит на органе государственной власти субъекта РФ – Администрации Томской области, при этом орган местного самоуправления не может быть надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку порядок обращения с данными видами отходов регулируется специальным законодательством, не возлагающим обязанности в указанной сфере на администрацию района.
Представитель ответчика – Администрация Томской области Титов В.Г., действующий на основании доверенности № 44 от 25.08.2010, сроком на один год, исковые требования не признал, поддержал письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии со ст. 24 ФЗ от 19.07.1997 года № 109-ФЭ обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ. Ни одним нормативным актом обязанность по организации утилизации указанных в иске отходов на Администрацию Томской области не возложена, кроме того, прокурором не указаны доказательства того, что именно Администрация Томской области, как высший исполнительный орган государственной власти Томской области – субъекта РФ, а не другие органы государственной власти Томской области, должна принять меры по утилизации бесхозяйных, запрещенных к применению на территории РФ пестицидов и агрохимикатов.
Представитель третьего лица - Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Алексеева Н.Н., действующая на основании доверенности № 03 от 25.03.2011, сроком на два года, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Согласно письменному отзыву указала, что правовые основании обязывающие Администрацию ТО производить действия по утилизации агрохимикатов и пестицидов, признанных бесхозными, отсутствуют.
Третье лицо - Администрация Первомайского района, в судебное заседание не явилось. Представитель третьего лица Салаватулина Л.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2010, сроком на три года, просила рассмотреть дело в их отсутствие, представила отзыв, согласно которому указывают, что полномочиями в области организации и утилизации пестицидов и агрохимикадов обладают органы государственной власти субъекта РФ, что подтверждается решением Первомайского районного суда Томской области от 23.09.2010 года, вступившим в законную силу.
Третье лицо – Администрация МО «Сергеевское сельское поселение», надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявивщихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Стать 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от дата обезличена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Федеральный закон от дата обезличена №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.
Статья 1 указанного Закона определяет, что пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений; агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
Согласно положениям ст. 19 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» в населенных пунктах с. Сергеево Первомайского района Томской области (окраина населенного пункта по ул. Трактовая на территории ООО КХ «Маяк») и д. Петровск Первомайского района ТО (окраина населенного пункта, на расстоянии около 250 м вправо от автомобильной дороги с. Ежи – д. Петровск, в непосредственной близости от зерносушильного комплекса ООО «Томлесдрев») в бревенчатых сооружениях хранятся пестициды и агрохимикаты 1, 2, 3 класса опасности с истекшим сроком годности, а также запрещенных к применению в количестве 2 тонн, а именно гранозан – 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфит (далее ТМТД) – 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос – 2 класса опасности., нитрофен – 3 класса опасности. Данные обстоятельства подтверждаются актами совместной проверки прокуратуры Первомайского района Томской области от 15.12.2009 года, от 28.06.2010 года, Актами осмотра Управления Россельхознадзора по Томской области от 28.06.2010 года, от 13.08.2009 года, от 06.06.2007 года, от 22.07.2009 года, от 26.08.2009 года.
Результатами исследования химической экспертизы от 07.07.2010 № 68265 – 68269 и от 07.07.2010 года № 68262- 68264 подтверждено, что обнаруженные вещества являются пестицидами и агрохимикатами.
Судом установлено, что 13.08.2009 года в соответствии с распоряжением № 1057 от 31.07.2009 г. была проведена плановая проверка ООО «СХФ «Томлесдрев», в результате чего было установлено, что предприятие на момент проверки сельскохозяйственную деятельность (в том числе применение пестицидов и агрохимикатов) не осуществляет. В ходе проведения проверки была осмотрена территория зерносушильного комплекса, расположенного в д. Петровск, на котором располагается склад с устаревшими пестицидами, выявленными специалистами отдела в 2007 г. Со слов генерального директора предприятия ФИО6 зерносклады были взяты в аренду у ЛПО «Томлесдрев» до 2008 г., в настоящее время договор аренды расторгнут, а к складу пестицидов, находящемуся на территории зерносушильного комплекса предприятие отношения не имеет. Склад с устаревшими пестицидами на момент проверки был закрыт, свободного доступа в него не было. По результатам проверки был составлен акт № 185 от 13.08.2009 г.
Также 18.08.2009 года в соответствии № 1155 от 31.07.2009 г. была проведена внеплановая проверка ООО «КХ Маяк» по контролю исполнения предприятия № 93 от 27.07.2009 г., в результате чего было установлено, что склад с устаревшими пестицидами, одна стена которого была разобрана, отремонтирован, свободный доступ в него посторонним лицам устранен, внутри склада наведен порядок, пестициды и агрохимикаты с нарушенной упаковкой были перезатарены, нанесены опознавательные надписи на упаковку. Однако, со слов директора предприятия и исходя из объяснения агронома ООО «КХ Маяк» ФИО7, данный склад на балансе хозяйства не числится, в связи с чем исполнение предписания в части составления инвентаризационной ведомости и обеспечения ответственного хранения пестицидов с дальнейшей их утилизацией силами данного хозяйства не представляется возможным.
Судом установлено, что Коллективное предприятие «Маяк» с ограниченной ответственностью был ликвидирован 05.01.2004 г. по Определению Арбитражного суда ТО от 15.12.2003 г. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Вознесенский» прекратил деятельность 30.04.2008 г. путем реорганизации в форме преобразования (правопреемник данной организации ООО «Маяк»). ООО «КХ «Маяк» по состоянию на 16.09.2010 г. является действующим юридическим лицом.
Согласно представленным сведениям ООО «Крестьянское хозяйство «Маяк», ООО «Томлесдрев», и объяснениям директоров организаций указанные здания на балансе организации не состоят, пестициды и агрохимикаты последними при осуществлении производственной деятельности не используются.
Согласно решению Первомайского районного суда Томской области от 23.09.2010 года, кассационному определению от 12.11.2010 года также установлено, что указанные агрохимикаты и пестициды являются бесхозяйными.
Учитывая, что сведений о собственнике пестицидов, находящихся на складе, в судебном заседании сторонами не представлено и судом не установлено, суд приходит к выводу о том, что данные пестициды являются бесхозяйными.
Согласно п. 1.2. СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» от 02.03.2010 № 12, особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и окружающей среды, являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения.
Следовательно, хранящиеся в населенных пунктах с. Сергеево, д. Петровск пестициды и агрохимикады 1, 2, 3 класса опасности тетраметилтиурам дисульфит, хлорэтанол и хлорофос, нитрофен, гранозан с истекшим сроком хранения и запрещенные к применению на территории РФ, являются опасными отходами, поскольку опасные для человека и окружающей среды, а также некоторые из них являются взрывоопасными и токсичными.
Пунктом 5.1 СанПиН 1.2.2584-10, установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил.
Согласно п. 5.7. СанПиН 1.2.2584-10 в случае наличия веществ первого класса опасности для их хранения и отпуска предусматривается отдельное изолированное помещение или выделенный отсек помещения под замком, которое после окончания работы должно быть опечатано; такое же помещение должно быть выделено для хранения и отпуска пожаро- и взрывоопасных веществ.
Таким образом, суд соглашается с доводами искового заявления о том, что отсутствие собственников сооружений, пестицидов и агрохимикатов и отсутствие надлежащей охраны, препятствующей свободному доступу посторонних лиц на указанную территорию, нарушение правил хранения пестицидов и агрохимикатов являются условиями, создающими реальную угрозу для загрязнения окружающей среды: почвы, водных объектов, в том числе источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для осуществления экстремисткой и террористической деятельности.
Согласно ст. 24 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 5 указанного ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относятся: исполнение законодательства РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законодательству РФ и контроль за его исполнением; другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Согласно ст. 6 данного закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством РФ.
Однако, поскольку закон не предусматривает прямой обязанности органов местного самоуправления по принятию мер по утилизации пестицидов, эти полномочия им не переданы в предусмотренном законом порядке, предоставление субвенций Администрации Первомайского района на осуществление этих полномочий Законом Томской области от 29.12.2009 №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» не предусмотрено, суд полагает, что надлежащим ответчиком является Администрация Томской области, как исполнительный орган субъекта РФ, в связи с чем доводы представителя ответчика об обратном являются несостоятельными.
Кроме того, решением Первомайского районного суда Томской области от 23.09.2010 года, кассационным определением от 12.11.2010 года в удовлетворении исковых требования прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Первомайский район» в лице администрации Первомайского района Томской области о признании бездействий по неустранению факторов вредного воздействия указанных пестицидов и агрохимикатов отказано, ввиду того, что орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком.
Согласно п.1 ст.81 Устава (Основного Закона) Томской области Администрация области осуществляет свои полномочия в следующих отраслях и сферах: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, поэтому довод в возражениях на исковое заявление о том, что нормативными актами на Администрацию Томской области не возложены обязанности, по организации утилизации данных отходов не может быть принят во внимание, как противоречащий федеральному законодательству и Уставу Томской области.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Хранение на территории муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» пестицидов и агрохимикатов 1, 2 и3 класса опасности, собственник которых не установлен, а также хранение указанных веществ в бесхозяйных сооружениях и в отсутствии надлежащей охраны сооружений, создает реальную угрозу для загрязнения окружающей среды.
Учитывая, что непринятие Администрацией Томской области мер по ликвидации нарушений законодательства в части утилизации бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку на территории района, создает опасность массового распространения инфекционных заболеваний, причинения вреда здоровью граждан и животных, суд приходит к выводу, что у прокурора имелись основания для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора об обязании Администрации Томской области принять меры по утилизации бесхозяйных, запрещенных к применению на территории РФ пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» в населенных пунктах с. Сергеево Первомайского района ТО и д. Петровск Первомайского района ТО, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Первомайского района Томской области к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти - Администрации Томской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Администрации Томской области по неустранению факторов вредного воздействия пестицидов и агрохимикатов 1, 2 и 3 класса опасности: гранозан - 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфит (далее ТМТД) - 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос - 2 класса опасности, нитрофен - 3 класса опасности в количестве 2 тонн с истекшим сроком годности и запрещенных к применению на территории Российской Федерации, тем самым создающих реальную угрозу для загрязнения окружающей среды и причинения вреда жизни и здоровью граждан незаконным.
Обязать орган государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Администрации Томской области организовать утилизацию пестицидов и агрохимикатов: гранозан – 1 класса опасности, тетраметилтиурам дисульфит (далее ТМТД) - 2 класса опасности, хлорэтанол и хлорофос - 2 класса опасности, нитрофен -3 класса опасности в количестве 2 тонн с истекшим сроком годности и запрещенных к использованию на территории Российской Федерации, хранящихся в бревенчатом сооружении в с. Сергеево Первомайского района Томской области (окраина населенного пункта по ул. Трактовая на территории ООО КХ «Маяк») и бревенчатом сооружении в д. Петровск Первомайского района Томской области (окраина населенного пункта, на расстоянии около 250 м вправо от автомобильной дороги с. Ежи - д. Петровск, в непосредственной близости от зерносушильного комплекса ООО «Томлесдрев») в срок не позднее 1 октября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий (подпись) Ю.А. Ходус
Мотивированный текст решения изготовлен дата обезличена.