Дело № 2-901/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2011 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Прохоренко Т.А.
при секретаре Шушаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Аникина И.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Аникин И.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании решения администрации г. Томска от 03.02.2011 об отказе в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование своих требований указал, что 09.11.2010 он обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением от 18.11.2010 на заседании /данные изъяты/ администрацией г. Томска Аникину И.В. было отказано в постановке на учет в связи с регистрацией в его квартире членов семьи якобы в целях искусственного создания нуждаемости. Указанное решение им было обжаловано в Ленинский районный суд г. Томска, 09.02.2011 г. решением Ленинского районного суда г. Томска требования были удовлетворены - решение администрации г. Томска признано незаконным. Однако администрация г. Томска инициировала повторную комиссию по его заявлению и решением администрации г. Томска от 03.02.2011 Аникину И.В. было повторно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает, что данное решение от 03.02.2011 г. является незаконным, необоснованным и нарушающим его право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит признать решение администрации г. Томска от 03.02.2011 незаконным, обязать администрацию г. Томска устранить в полном объеме нарушение прав Аникина И.В. путем принятия решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заявитель Аникин И.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителей.
Представители заявителя Струкова О.Ю., Лаптев Д.Б., действующие на основании доверенности от 09.12.2010, в судебном заседании требования заявления поддержали по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что решением Ленинского районного суда г. Томска от 09.02.2011 г. установлено: факт того, что на Аникина И.В. приходилось /данные изъяты/ кв. м. жилой площади, что менее учетной нормы; факт отчуждения доли в праве собственности ФИО2; факт отчуждения Аникиным И.В. доли в праве собственности дочери ФИО3, с момента которого прошло более 5 лет; регистрация и проживание в квартире двух внучек заявителя, на основании чего представитель администрации г. Томска пришел к выводу о том, что Аникин И.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия, не могут являться основанием для отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как эти действия не были совершены лично Аникиным И.В., ФИО1 и ФИО2 были вселены в квартиру по адресу: /адрес обезличен/ дочерью заявителя-ФИО3, являющейся собственником квартиры, при этом Аникин И.В. не давал своего согласия на вселение и регистрацию внучек, он против их проживания в квартире дочери.
Представитель органа местного самоуправления администрации г. Томска Горовцова И.В., действующая на основании доверенности от 24.02.2011 г. № 987, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснила, что решение было принято в пределах компетенции администрации г. Томска, по содержанию не противоречит нормам действующего законодательства. Заявитель является членом семьи собственника квартиры по адресу: /адрес обезличен/, следовательно, он должен был выразить свое согласие на регистрацию в данной квартире внучек, а потому считает, что заявителем намеренно ухудшены жилищные условия для постановки его на учет.
Представитель заинтересованного лица администрации Ленинского района г. Томска Кучмасова И.В., действующая на основании доверенности от 31.12.2010 № 2, в судебном заседании требования заявления не признала и пояснила, что администрация Ленинского района г. Томска полагает, что обжалуемое решение было вынесено на законных основаниях.
Заинтересованное лицо Аникина Н.И., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представив суду пояснения, из которых следует, что она не возражает против удовлетворения требований Аникина И.В. и просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 255 ГК РФ оспариванию подлежат те решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которыми нарушаются права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Оспариваемым решением администрации г. Томска от 03.02.2011, изложенным в письме администрации г.Томска от 18.02.2011 № 878, которым заявление Аникина И.В. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида Великой отечественной войны отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, нарушено право заявителя на получение гарантированного ему законом жилья. Данное решение может быть обжаловано в порядке главы 25 ГПК РФ.
Одной из мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010 № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» является обеспечение их жильем при условии, что они нуждаются в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно письму заместителя мэра г. Томска ФИО5 №878 от 18.02.2011 заявителю, выписке из протокола №27 от 03.02.2011 /данные изъяты/ заявителю отказано в удовлетворении его заявления от 09.11.2010 о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны. Отказ мотивирован тем, что в квартире по адресу: /адрес обезличен/, в которой заявитель зарегистрирован и проживает, с 10.08.2010 зарегистрированы совместно с заявителем, его женой и дочерью ФИО3, которая является собственником вышеуказанной квартиры, ФИО1 И ФИО2, при этом ФИО2 ранее принадлежала /данные изъяты/ доли в праве собственности на квартиру по адресу: /адрес обезличен/, данное право было прекращено 14.10.2010, ранее обеспеченность общей площадью на члена семьи составляла по /данные изъяты/ кв.м, т.е. заявитель не мог быть признанным нуждающимся в жилом помещении. После отчуждения ФИО2 своей доли в жилом помещении в /адрес обезличен/ и регистрации по месту жительства заявителя ФИО2 и ФИО1, 09.11.2010 заявитель обратился в администрацию г.Томска с заявлением о постановке его на учет. Администрация г. Томска усмотрела, что действия заявителя по регистрации в вышеуказанной квартире ФИО1 и ФИО2 и отчуждению совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. А потому заявитель может быть принят на учет в соответствии со ст. 53 ЖК РФ не ранее, чем через пять лет со дня совершения намеренных действий.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 20 постановления № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось представителем органа местного самоуправления, решение которого оспаривается, а также представителем заинтересованного лица администрации Ленинского района г.Томска, что заявитель Аникин И.В. является ветераном Великой Отечественной Войны согласно удостоверению серия Б №945361 от 23.10.1980, не имеет в собственности никакого жилья, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним №01/231/2010-871 от 18.10.2010, проживает в квартире /адрес обезличен/ по адресу: /адрес обезличен/.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права /номер обезличен/ от /дата обезличена/ собственником квартиры по адресу: /адрес обезличен/ является Аникина Н.И..
Как следует из ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Обстоятельство дарения заявителем принадлежащей ему доли в квартире по адресу: /адрес обезличен/ по договору дарения от 06.05.2004 года не может являться основанием для отказа в постановке заявителя на учет по причине совершения действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, так как с момента заключения договора дарения и до обращения с заявлением в администрацию прошло 6 лет 6 месяцев.
Согласно справкам ООО «Компания «Жилсервис» от 08.11.2010 и от 12.04.2011 в квартире по адресу: /адрес обезличен/ зарегистрированы Аникина Н.И.- собственник жилого помещения, Аникин И.В.- ее отец, ФИО4- мать, ФИО2- племянница, ФИО1- племянница. Из данной справки также следует, что Аникина Н.И. зарегистрирована данном жилом помещении с 14.11.1975, Аникин И.В., ФИО4 зарегистрированы с 14.12.1975, ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы с 10.08.2010.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Как следует из представленных ООО «Компания «Жилсервис» по запросу суда копий заявлений №4338 от 10.08.2010 о регистрации по месту жительства ФИО8 и №4342 от 10.08.2010 о регистрации по месту жительства ФИО2 согласие на их регистрацию и проживание выразила только собственник жилого помещения- Аникина Н.И. Из представленной суду справки о составе семьи следует, что ФИО1 И ФИО2 зарегистрированы и проживают в данном жилом помещении. Таким образом, собственником жилого помещения Аникиной Н.И. реализованы ее права на вселение в качестве членов ее семьи племянниц ФИО1, ФИО2 в принадлежащее ей жилое помещение. Доказательств тому, что зарегистрированные 10.08.2010 в квартире граждане фактически не были вселены собственником Аникиной Н.И. в качестве членов семьи или их регистрация носит формальный характер, представителем органа местного самоуправления. В нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ссылка администрации г. Томска при вынесении решения об отказе заявителю в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на то, что им лично совершены действия по регистрации ФИО1 и ФИО2 в квартире по адресу: /адрес обезличен/ с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении несостоятельна.
Равно как представителем администрации не представлено доказательств тому, что действия ФИО2, которая произвела отчуждение принадлежащей ей на праве собственности /данные изъяты/ доли в праве собственности на квартиру по адресу: /адрес обезличен/ ( право собственности было прекращено 14.10.2010) имеют какое-либо отношение к заявителю, проживающему в г.Томске и не являющемуся собственником жилого помещения в /адрес обезличен/ и членом семьи ФИО2
Таким образом, в судебном заседании не нашло своего подтверждения основание отказа администрации г.Томска в постановке Аникина И.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а именно не представлено доказательств совершения Аникиным И.В. действий, совершенных с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма установлена в размере 10,0 квадратных метра общей площади на одного члена семьи.
Поскольку заявитель на момент подачи заявления был обеспечен площадью жилого помещения менее учетной нормы (/данные изъяты/ кв.м) и отвечал иным требованиям, предъявляемым к гражданам для признания их нуждающимися в жилье, комиссия администрации г. Томска необоснованно отказала ему в постановке на учет.
При таких обстоятельствах, суд признает решение Администрации г. Томска от 03.02.2011, указанное в письме от 18.02.2011, незаконным, а заявление Аникина И.В. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Аникина И.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г. Томска от 03.02.2011 (письмо от 18.02.2011) об отказе Аникин И.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать администрацию г. Томска устранить в полном объеме нарушение прав Аникина И.В. путем принятия решения о постановке Аникина И.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного текста решения.
Председательствующий (подпись)
Копия верна
Судья