Дело№ 2-706/11
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.04.2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А.,
при секретаре Даниловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 27 г. Томска, Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации г. Томска о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 27 г. Томска (МОУ СОШ № 27), Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, указав что МОУ СОШ № 27 расположено в здании по адресу: г. Томск, ул. 5-й Армии, 24. В соответствии с Уставом МОУ СОШ № 27 его имущество является муниципальной собственностью г. Томска и закреплено за учреждением на праве оперативного управления, при этом МОУ СОШ № 27 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (смету), лицевые и банковские счета, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Согласно акту проверки готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 27 к 2010-2011 учебному году приемочной комиссией сделан вывод о том, что зданию школы требуется капитальный ремонт. Здание школы находится в муниципальной собственности (договор о передаче имущества в оперативное управление от 13.01.1994). В соответствии с Уставом, учредителем (собственником) МОУ СОШ № 27 является муниципальное образование «Город Томск», которое несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам при недостаточности находящихся в ее распоряжении денежных средств. Следовательно, финансирование расходов МОУ СОШ № 27, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, по приведению здания учреждения в соответствие с требованиями Санитарных правил, должно быть возложено на собственника - муниципальное образование «Город Томск». Неисполнение требований санитарно-эпидемиологического надзора ставит под угрозу права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся, находящихся в здании школы. Просит обязать МОУ СОШ № 27 в здании школы, расположенном по адресу: г. Томск, ул. 5-й Армии, 24 произвести капитальный ремонт кровли, установить питьевые фонтанчики на каждом этаже, оборудовать систему вытяжной вентиляции в актовом зале, в спортивном зале, в столовой, в медпункте, в санитарных узлах, в помещениях для обработки и хранения уборочного инвентаря, в гардеробе провести капитальный ремонт стен, потолка, пола, оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды, оборудовать санитарные узлы кабинами с дверями без запоров, дополнительно оборудовать гардероб для учащихся начальных классов; в кабинетах № 13, 15, 24 заменить линолеум, установить приточно-вытяжную вентиляцию в варочном зале, моечном отделении пищеблока, провести ремонт стен, потолков во всех помещениях столовой, установить разумный срок для проведения указанных работ – до 01.09.2011 года, а также обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска осуществить финансирование расходов по проведению вышеуказанных мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования «город Томск».
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Соколова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала, что срок, указанный в исковом заявлении является разумным и достаточным для проведения указанных работ, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Представитель ответчика директор МОУ СОШ № 27 Аминский П.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что действительно школе требуется ремонт в указанном в иске объеме, но на настоящий момент финансирования для данного объема нет. Департаментом образования администрации г. Томска в департамент капитального строительства администрации г. Томска был направлен запрос на примерные расчеты с указанием сумм и возможных сроков производства капитального ремонта МОУ СОШ № 27 г. Томска. В полученном ответе от 15.04.2011 указано, что общая ориентировочная стоимость проектно-изыскательных строительно-монтажных работ – /данные изъяты/ руб. Предложение по корректировке плана бюджетного финансирования г. Томска на 2012-2013 гг., в части внесения в перечень объектов социального назначения затрат на изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МОУ СОШ № 27 в объеме /данные изъяты/ руб. Средняя продолжительность всего цикла работ – 10 месяцев. При условии определения источников финансирования работы по проектированию и капитальному ремонту МОУ СОШ № 27 г. Томска должны быть заверены к 01.09.2013 г. На основании вышеизложенного, просит суд предоставить срок для выполнения требований по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска до 01.09.2013 г.
Ответчик Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации г. Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель ответчика Горовцова И.В., действующая на основании доверенности № 987 от 24.02.2011 года представил отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация г. Томска возражает против удовлетворения исковых требований. Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации г. Томска считает себя ненадлежащим ответчиком, полагает, что в процессе необходимо привлечь департамент образования администрации г. Томска как главного распорядителя бюджетных средств, в качестве ответчика, департамент экономического развития и управления и департамент финансов как финансовый орган администрации г. Томска. Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации г. Томска просит частично отказать в исковых требованиях, а именно в отношении ответчика МО «Город Томск».
Представитель третьего лица Департамента образования Администрации г. Томска Ермошкина Е.С., действующая на основании доверенности от 21.03.2011, в судебном заседании исковые требования не признала. В письменном отзыве на иск прокурора указала, что при проверке готовности МОУ СОШ № 27 г. Томска к новому 2010-2011 учебному году комиссией в составе представителей департамента образования, а также ОГПН и УФСН по ТО образовательное учреждение было признано к новому 2010-2011 учебному году годным, что подтверждается актом проверки готовности МОУ СОШ № 27 г. Томска к 2010-2011 учебному году от 31.08.2010. Нарушения, заявленные в исковом заявлении прокурора Ленинского района г. Томска, которые не были устранены в срок до 24.02.2011, относятся к капитальному ремонту. Устранить нарушения в срок до 01.09.2011 не представляется возможным, поскольку в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2011 году, утвержденный решением Думы г. Томска от 07.12.2010 № 31 «О бюджете МО «Город Томск» на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов, МОУ СОШ № 27 г. Томска не была включена. На основании вышеизложенного, просит суд отложить срок исполнения предписания № 49 и выполнение требований по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска до 31.12.2012 г.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя администрации г. Томска, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Невыполнение МОУ СОШ № 27 требований санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ.
МОУ СОШ № 27 является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Директором образовательного учреждения является Аминский П.Н. Учреждение имеет самостоятельный баланс (смету), от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные не имущественные права и обязанности, а также в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ч. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании»).
В силу п. 2.2 Устава МОУ СОШ № 27 задачами учреждения являются в том числе осуществление обучения и воспитания, создание условий для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, в связи с чем ежедневно школу посещают как лица, работающие в учреждении, так и несовершеннолетние учащиеся.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, также мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ч.1 ст.11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из п.п.1.1 и 2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного постановлением Главного государственного врача РФ № 44 от 28.11.2002 г., следует, что санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к зданию общеобразовательного учреждения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, МОУ СОШ № 27 г. Томска расположена в здании по адресу: г. Томск, ул. 5-й Армии, 24 (договор о передаче имущества в оперативное управление от 13.01.1994 года).
Согласно п. 7.1 Устава МОУ СОШ № 27 его имущество является муниципальной собственностью города Томска и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
В результате проверки 05.03.2009 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 49 здания школы по ул. 5-й Армии, 24 установлено, что для готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 27 к 2010-2011 учебному году зданию школы требуется капитальный ремонт.
В целях устранения выявленных нарушений директору МОУ СОШ № 27 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ТО от 05.03.2009 выдано предписание № 49, в соответствии с которым необходимо было в срок до 10.08.2009 провести капитальный ремонт кровли здания школы (раздел 2.4.8., 2.5.1 СанПиН 2.4.2. 1178-02), установить питьевые фонтанчики на каждом этаже (п. 2.7.3. СанПиН 2.4.2. 1178-02), оборудовать систему вытяжной вентиляции в актовом зале, в спортивном зале, в столовой, в медпункте, в санитарных узлах, в помещениях для обработки и хранения уборочного инвентаря (пп. 2.5.2., 2.5.8., 2.5.9. СанПиН 2.4.2. 1178-02), в гардеробе провести капитальный ремонт стен, потолка, пола (пп. 2.4.8., 2.4.9. СанПиН 2.4.2. 1178-02), оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды (п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2. 1178-02), оборудовать санитарные узлы кабинами с дверями без запоров (п.2.3.23 СанПиН 2.4.2. 1178-02), дополнительно оборудовать гардероб для учащихся начальных классов (П. 2.3.5. СанПиН 2.4.2. 1178-02), в кабинетах № 13, 15, 24 заменить линолеум (П.2.4.9. СанПиН 2.4.2. 1178-02), установить приточно-вытяжную вентиляцию в варочном зале, моечном отделении пищеблока (п.4.4. СанПиН 2.4.2. 1178-02), провести ремонт стен, потолков во всех помещениях столовой (п. 5.6. СанПиН 2.4.2. 1178-02).
Таким образом требование о возложении на МОУ СОШ № 27 обязанности по проведения капитального ремонта подлежат удовлетворению в полном объеме.
Для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов необходимо провести работы по капитальному ремонту здания.
Как следует из отзыва директора МОУ СОШ № 27 от 15.04.2011, его пояснений в судебном заседании, в настоящее время у МОУ СОШ № 27 отсутствуют денежные средства для выполнения работ по устранению нарушений СанПиН.
Таким образом, выполнение указанных в искровом заявлении мероприятий в здании школы по ул. 5-й Армии, 24 возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 1.7 Устава МОУ СОШ № 27 учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Суд полагает, что требование об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г.Томска к финансированию расходов по проведению капитального ремонта здания школы №27 г.Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.4 ст.31 Закона "Об образовании" №3266-1 от 10.07.1992г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст.161 БК РФ бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств сметой доходов и расходов, и самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Таким образом, проведение капитального ремонта за счет средств общеобразовательного учреждения не предусмотрено, поскольку это не относится к компетенции такого учреждения.
Согласно ст.ст.38, 40 Устава г. Томска администрация г.Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Томск, выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета города Томска; обеспечивает исполнение бюджета города Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета города Томска, в порядке, установленном Думой г.Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.
Как следует из п. 1.2, 1.3 Устава МОУ СОШ № 27, учредителем (собственником) учреждения является муниципальное образование «Город Томск», от имени которого своими действиями осуществляют права и обязанности учредителя (собственника) мэр г. Томска, администрация г. Томска, Департамент недвижимости и Департамент образования администрации г. Томска в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов.
Согласно п.7.9 Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются имущество и денежные средства, переданные учреждению собственником или уполномоченным им органом в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
В соответствии с п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", п.10 ст. 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п.1 указанной статьи БК РФ. В соответствии с п.2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно ст. 60 Устава г. Томска под бюджетом города Томска понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования «город Томск» (ч.1). Бюджет города Томска утверждается в форме решения Думы г. Томска (ч.2).
Согласно Решению Думы г. Томска от 01.12.2009 г. № 1355 главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для финансирования капитального ремонта объектов образования, является администрация г. Томска. При этом МОУ СОШ №27 г. Томска не включена в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2010 г., 2011, 2012 г.г..
Согласно ст. 38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Суд принимает во внимание, что здание МОУ СОШ № 27 г.Томска находится в муниципальной собственности, его обеспечение и содержание в технически безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации г.Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования, таким образом финансирование расходов МОУ СОШ № 27 г. Томска на проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника МО «Город Томск в лице Администрации г. Томска.
Учитывая, что выявленные нарушения СанПиН создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации г. Томска, суд считает требования прокурора Ленинского района г. Томска о понуждении ответчиков устранить эти нарушения до 01.09.2011 разумным и подлежащими удовлетворению.
Надлежащих доказательств невозможности проведения указанных в исковых требованиях работ в вышеуказанный срок суду не представлено. Письмо департамента капитального строительства Администрации г.Томска суд надлежащим доказательством не признает, поскольку из него не следует для какого вида работ требуется какой срок и чем этот срок обусловлен.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем с ответчиков подлежит взысканию в муниципальный бюджет, на основании ст.ст. 61.1, 61.2 БК РФ, государственная пошлина в размере /данные изъяты/ рублей.
По правилам ст. 322 ГК РФ обязанность ответчиков возместить судебные расходы является солидарной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27», Администрации г.Томска о понуждении к совершению действий и финансировании работ удовлетворить в полном объеме.
1.Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Томска» в здании школы, расположенном по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, 24:
1) Произвести капитальный ремонт кровли здания школы.
2) Установить питьевые фонтанчики на каждом этаже.
3) Оборудовать систему вытяжной вентиляции в актовом зале, в спортивном зале, в столовой, в медпункте, в санитарных узлах, в помещениях для обработки и хранения уборочного инвентаря.
4) В гардеробе провести капитальный ремонт стен, потолка, пола.
5) Оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды.
6) Оборудовать санитарные узлы кабинами с дверями без запоров.
7) Дополнительно оборудовать гардероб для учащихся начальных классов.
8) В кабинетах № 13,15,24 заменить линолеум.
9) Установить приточно-вытяжную вентиляцию в варочном зале,
моечном отделении пищеблока.
10) Провести ремонт стен, потолков во всех помещениях столовой.
Установить срок для проведения - до 01 сентября 2011 года.
2. Обязать муниципальное образование «Город Томск» за счет средств
бюджета муниципального образования «Город Томск» осуществить финансирование расходов по производству в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Томска», расположенном по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, 24:
1) капитального ремонта кровли здания школы.
2) установлению питьевых фонтанчиков на каждом этаже.
3) оборудованию системы вытяжной вентиляции в актовом зале, в спортивном зале, в столовой, в медпункте, в санитарных узлах, в помещениях для обработки и хранения уборочного инвентаря.
4) проведению в гардеробе капитального ремонта стен, потолка, пола.
5) оборудованию кабинета начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды.
6) оборудованию санитарных узлов кабинами с дверями без запоров.
7) дополнительному оборудованию гардероба для учащихся начальных классов.
8) замене в кабинетах №13,15,24 линолеума.
9) установлению приточно-вытяжной вентиляции в варочном зале, моечном отделении пищеблока.
10) проведению ремонта стен, потолков во всех помещениях столовой.
Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Томска», Администрации г. Томска в доход бюджета городского округа «Город Томск» госпошлину в размере /данные изъяты/ рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий (подпись) Ю.А. Ходус
Мотивированный текст решения изготовлен /дата обезличена/.