Дело № 2-850/11Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующий Ходус Ю.А.
при секретаре Даниловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисенко М.С. к Администрации г. Томска, Администрации Томской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Денисенко М.С. обратился в суд с иском к Администрации г.Томска, Администрации Томской области о предоставлении жилого помещения, указывая, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от 07.06.2004 над ним установлено попечительство. Попечителем назначена бабушка ФИО1. Родители ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав. При лишении родительских прав и установлении попечительства за ним не было закреплено жилое помещение. Постановлением Главы администрации Октябрьского района г.Томска от 08.04.2008 <номер обезличен> принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за <номер обезличен>, по состоянию на 2010 учетный номер соответствует <номер обезличен>, в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очередь <номер обезличен>. Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, п.1 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., в редакции от 22.08.2004 г., ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 90-ОЗ от 08.06.2005 г. ( в редакции от 11.09.2007 г. № 189-ОЗ), истец просит обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации г.Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения его жилым помещением не ниже установленных социальных норм по г.Томску, обязать Администрацию г.Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области приобрести и предоставить ему Денисенко М.С. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм по г.Томску.
Истец Денисенко М.С. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в собственности жилого помещения не имеет, его родители также своего жилья не имели. В настоящее время он проживает у родителей жены.
Ответчик - администрация г. Томска, в лице своего представителя Родиковой Л.А., действующей на основании доверенности № 2137 от 13.04.2011, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала свою позицию, изложенную в ранее представленном отзыве на исковое заявление.
Ответчик - администрация Томской области, в лице своего представителя Шапаревой М.А., действующей на основании доверенности № 3 от 13.01.2011 г., исковые требования не признала, поддержала позицию, ранее изложенную ею в отзыве.
Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Денисенко М.С. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009 г. № 315-ФЗ)«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении II-ОМ <номер обезличен> следует, что Денисенко М.С. родился <дата обезличена>, его отцом является ФИО3, матерью – ФИО4.
Согласно решению Верхнекетского районного суда Томской области от 01.12.2004 г. ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО11, <дата обезличена> года рождения, и сына ФИО12, <дата обезличена> года рождения.
Согласно решению Ленинского районного суда г.Томска от 08.12.2004 г. ФИО3 лишен родительских прав в отношении сына ФИО12, <дата обезличена> года рождения.
Из удостоверения имеющего в материалах дела следует, что согласно постановлению Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от 07.06.2004 г. <номер обезличен> ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетним Денисенко М.С., <дата обезличена> г.р.
Постановлением Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от 19.01.2005 г. № 32-О, с учетом того, что отец ФИО3 и мать ФИО4 лишены родительских прав, опекуну ФИО1 назначено пособие на содержание подопечного Денисенко М.С., <дата обезличена> г.р.
Из сообщения главы администрации Октябрьского района г. Томска от 11.03.2011 г. № 131 следует, что Денисенко М.С. принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, а также включен в льготный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, истец Денисенко М.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось, равно как и факт отсутствия у Денисенко М.С. закрепленного за ним жилья. При этом выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Уведомлением от 25.02.2011 г. № 01/079/2011-725 и Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 05.04.2011 года № 7328301 подтверждается отсутствие у Денисенко М.С., родившегося <дата обезличена>, зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества. Согласно данным паспорта Денисенко М.С. (серия <номер обезличен>), последний был зарегистрирован по адресу: г.Томск <адрес обезличен> с 10.07.2009 по 04.03.2011 г.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ОМ <номер обезличен>, выданному отделом ЗАГС г.Томска Комитета ЗАГС Томской области, <дата обезличена> Денисенко М.С., <дата обезличена> заключил брак с ФИО5 (после регистрации брака фамилия Денисенко).
Из представленного суду Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 18.04.2011 г. № 01/186/2011-329 и Сведений Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 19.04.2011 № 7456101 следует, что ФИО5 также не обладает правами на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилоепомещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно справки директора Томского индустриального техникума от 08.04.2011 г., Денисенко М.С., <дата обезличена> г.р. обучался в Профессиональном технико-коммерческом лицее <номер обезличен> по профессии «<данные изъяты>».
Об окончании Денисенко М.С. данного образовательного учреждения свидетельствует представленный суду диплом 90 НН 0067019, выданный 30.06.2009 г.
Таким образом, Денисенко М.С. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).
В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; на запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 ст.3 указанного Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилогопомещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилыепомещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что Законом Томской области от 28.12.2010 г. № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере <данные изъяты>. руб.
Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 г. № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска.
Следовательно, при указанных обстоятельствах надлежащим ответчиком по иску Денисенко М.С. является Администрация г. Томска, в связи с чем доводы представителя ответчика Администрации г.Томска об обратном являются необоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Денисенко М.С. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм для обеспечения его вне очереди жилым помещением подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Денисенко М.С. подлежит обеспечению жилымпомещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Денисенко М.С. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Требования Денисенко М.С., предъявленные к администрации Томской области, удовлетворению не подлежат, поскольку она надлежащим ответчиком по данному иску не является. Кроме того, исковые требования Денисенко М.С. к администрации Томской области суд считает неподлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Денисенко М.С. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ.
Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Доводы представителя ответчика администрации г. Томска о том, что выделенной на 2011 год субвенции недостаточно для приобретения жилого помещения всем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с Администрации г.Томска в пользу истца подлежит взысканию уплаченная сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Денисенко М.С. удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Томска обеспечить Денисенко М.С. вне очереди на территории г.Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 кв.м.
В удовлетворении остальной части требований Денисенко М.С. отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области об обеспечении передачи муниципальному образованию «Город Томск» финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением Денисенко М.С. отказать.
Взыскать с администрации г.Томска в пользу Денисенко М.С. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья: (подпись) Ю.А.Ходус
Мотивированный текст решения изготовлен <дата обезличена>.