решение по делу №2-731/2011 не вступило в законную силу



Дело № 2-731/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Прохоренко Т.А.

при секретаре Шушаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти администрации Томской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации утилизации биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти администрации Томской области о возложении обязанности по организации утилизации биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников). В обоснование заявленного требования указывает, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, которой установлено, что на территории муниципального образования «Первомайский район Томская область» в следующих населенных пунктах: с. Первомайское, п. Новый, с. Крутоложное, с. Берёзовка, д. Малиновка, д. Ломовицк, д. Калмаки, с. Куяново, д. Уйданово, с. Комсомольск, с. Сергеево, д. Вознесенка, д. Успенка, с. Новомариинка, п. Орехово, д. Туендат, д. Рождественка расположены объекты утилизации (захоронения) биологических отходов, которые используются жителями данных населенных пунктов путем захоронения трупов животных. Согласно актам обследования мест утилизации (захоронения) биологических отходов главного государственного ветеринарного инспектора Асиновского и Первомайского районов за период 2009-2010, указанные объекты не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, их эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций, что нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья.

Объекты утилизации (захоронения) биологических отходов, находящиеся в надлежащем состоянии и соответствующие ветеринарно-санитарным правилам на территории муниципального образования «Первомайский район» отсутствуют, жителями района эксплуатируются имеющиеся объекты.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, щите населения от болезней, общих для человека и животных. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

В окончательной форме заявленных требований истец просит признать бездействие государственного органа исполнительной власти субъекта в лице администрации Томской области по непринятию мер к организации на территории муниципального образования «Первомайский район» объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, к надлежащему содержанию и приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников), расположенных в следующих населенных пунктах муниципального образования « Первомайский район»: с. Первомайское, п. Новый, с. Крутоложное, с. Берёзовка, д. Малиновка, д. Ломовицк, д. Калмаки, с. Куяново, д. Уйданово, с, Комсомольск, д. Узень, с. Сергеево, д. Вознесенка, д. Успенка, с. Новомариинка, п. Орехово, д. Туендат, д. Рождественка незаконным; обязать государственный орган исполнительной власти субъекта в лице администрации Томской области организовать на территории муниципального образования «Первомайский район» объекты утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, принять меры к надлежащему их содержанию; на основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить ответчику разумный срок для совершения сказанных действий, но не более поздний, чем 01.12.2011 года.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г.Томска Соколова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Томской области Редькина К.В., действующая на основании доверенности №31 от 29.03.2011, исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление и в дополнениях к нему, указывая, что администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком, обязанность по принятию мер к организации мест утилизации и уничтожению биологических отходов, расположенных на территории Первомайского района Томской области, возложена на администрации муниципальных образований, на территории которых расположены скотомогильники. Территории, на которых расположены указанные скотомогильники, в собственности Томской области не состоят, таким образом, администрация Томской области в силу закона не обязана осуществлять охрану территории, занятой скотомогильниками и ликвидировать последствия загрязнения, не обязана приводить в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние указанные бесхозяйные скотомогильники.

Представитель ответчика Управления ветеринарии Томской области Ильева Н.М., действующая на основании доверенности от 08.04.2011, считает, что заявление прокурора Первомайского района Томской области не подлежит удовлетворению, указывая, что действующее законодательство не содержит прямого указания, к полномочиям какого уровня власти (федерального, регионального, муниципального) относятся вопросы создания, обустройства и содержания скотомогильников. Из анализа законодательства можно сделать вывод о том что, объекты утилизации (скотомогильники) могут находиться в муниципальной собственности. Управление ветеринарии Томской области не является надлежащим ответчиком по иску, так как к полномочиям Управления ветеринарии Томской области отнесено осуществление контроля за выполнением требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а не оборудование и содержание скотомогильников(биотермических ям).

Представитель третьего лица администрации Первомайского района Томской области Салаватуллина Л.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2010, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду отзыв на исковое заявление, из которого следует, что полномочиями в области организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных обладают органы государственной власти Томской области в лице администрации Томской области. Законодательство не предусматривает нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления, а ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Заслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, к которым, согласно ст. 1 названного ФЗ относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико- санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Согласно ст. 8 указанного ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 3 вышеуказанного закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Согласно объяснениям глав муниципальных образований «Первомайское сельское поселение», «Куяновское сельское поселение», «Новомариинское сельское поселение», «Комсомольское сельское поселение», «Сергеевское сельское поселение», справкам администрации указанных сельских поселений, справкам Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Первомайского района, выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество объекты утилизации (захоронения) биологических отходов, расположенных на территории муниципального образования «Первомайский район Томская область» в следующих населенных пунктах: с. Первомайское, п. Новый, с. Крутоложное, с. Берёзовка, д. Малиновка, д. Ломовицк, д. Калмаки, с. Куяново, д. Уйданово, с. Комсомольск, с. Сергеево, д. Вознесенка, д. Успенка, с. Новомариинка, п. Орехово, д. Туендат, д. Рождественка на балансе муниципальных образований сельских поселений и района не состоят, земельные участки под объекты утилизации (захоронения) биологических отходов не выделялись и не отводились, права собственности на указанные объекты не регистрировались.

В соответствии с п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Согласно п. 6.10 вышеуказанных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Как следует из ответов прокуратуре Первомайского района Томской области Главы муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» от 22.11.2010, Главы администрации Муниципального образования «Первомайское сельское поселение» от 07.12.2010, Главы администрации муниципального образования «Куяновское сельское поселение» от 08.12.2010; Главы муниципального образования «Новомариинского сельского поселения»; Главы муниципального образования «Комсомольское сельское поселение» от 22.02.2011 скотомогильники на территории вышеуказанных муниципальных образований и в реестрах муниципального имущества не значатся, земельные участки для них не выделялись, на учет, как объекты бесхозяйного имущества, не ставились.

Согласно ответам Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Первомайского района от 30.11.2010 и от 19.12.2010 земельные участки под скотомогильники в д. Ломовицк, п. Новый, д. Крутоложное, с. Куяново, д. Малиновка, д. Уйданово, с. Сергеево, с. Первомайское, д. Березовка, д. Калмаки, с. Комсомольское, д. Вознесенка, д. Успенка, с. Новомариинка, п. Орехово, д. Туендат, д. Рождественка не выделялись. Указанные объекты в перечисленных населенных пунктах не состоят на балансе в администрации Первомайского района, права собственности на них не зарегистрированы, на учете как бесхозяйное имущество они не состоят.

Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что информация о правах собственности на скотомогильники в вышеперечисленных населенных пунктах отсутствует.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, объекты утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биометрических ям (скотомогильников), расположенные на территории муниципального образования «Первомайский район Томская область» в указанных населенных пунктах ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены, никто не следит за их состоянием, в связи с чем являются бесхозяйными, к ним имеется свободный доступ, чем создается реальная угроза распространения инфекционного начала на окружающей территории с возникновением заболеваний животных и людей.

В соответствии с п. 1 ст. 81 Устава ТО, принятого решением Томской Думы от 26.07.1995 № 136, Администрация области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусмотрена.

В соответствии с п. п. 8, 23 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимости – скотомогильники в указанных населенных пунктах, согласно положениям ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ, относятся к собственности субъекта РФ, а именно администрации Томской области.

Согласно актам проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя Управления ветеринарии Томской области №19 от 28.09.2009, №20 от 28.09.2009, №21 от 29.09.2009, №22 от 29.09.2009, №23 от 29.09.2009, актам обследования органом государственного контроля (надзора) мест утилизации (захоронения) биологических отходов Главного государственного ветеринарного инспектора Асиновского и Первомайского районов Томской области №6 от 27.09.2010, №7 от 30.09.2010, №8 от 05.10.2010, №9 от 28.10.2010, №10 от 29.10.2010 объекты утилизации (захоронения) биологических отходов в вышеуказанных населенных пунктах не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, а именно: отсутствуют выбор и отвод земельных участков для строительства скотомогильников, огораживание глухим забором высотой не менее 2х метров с въездными воротами, траншеи по всему внутреннему периметру заборов, отсутствуют валы из внутреннего грунта, пристраиваемые помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и инструментов, на ямами отсутствуют навесы.

Свидетель ФИО1 суду пояснил, что является <данные изъяты>. Действительно, на территории Первомайского района Томской области есть скотомогильники, проверку состояния которых на соответствие требованиям ветеринарных правил проводил свидетель. На скотомогильниках, находящихся на территории Первомайского района Томской области, есть нарушения, а именно: отсутствие паспортов объектов, отсутствие ограждающих заборов, крышек на ямах, обваловки. Данные нарушения могут повлечь угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и людей.

Свидетель ФИО2 пояснила, что является <данные изъяты> и осуществляла проверки мест захоронения биологических отходов на территории Первомайского района с сентября по октябрь 2010, объехала и осмотрела 11 скотомогильников, находящихся в указанных выше населенных пунктах, все они не соответствуют Ветеринарным правилам, что может повлечь за собой распространение инфекционных заболеваний для человека и животных. У кого данные объекты находятся на балансе, ей не известно.

Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования «Первомайский район» имеются нарушения ветеринарно-санитарного законодательства по надлежащему обустройству и содержанию объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников).

В соответствии с Законом Томской области от 12.10.2005 № 182-03 «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области» организацию проведения на территории Томской области ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического благополучия и защиты населения от болезней, общих для человека и животных относит к полномочиям уполномоченного в области ветеринарии исполнительного органа государственной власти Томской области (статья 4).

Согласно ст. 74 Устава Томской области, систему исполнительных органов государственной власти Томской области образуют администрация Томской области и иные исполнительные органы государственной власти Томской области, не входящие в состав администрации Томской области. Систему исполнительных органов государственной власти Томской области и структуру администрации Томской области устанавливает Закон Томской области от 07.02.2006 № 17-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре администрации Томской области».

В соответствии с ч. 2 ст. 81 Устава Томской области полномочия структурных подразделений администрации области, иных органов исполнительной власти Томской области, не входящих в состав администрации области, (в том числе по управлению в сфере охраны окружающей среды) определяются положениями о них.

Согласно региональной целевой программе «Система химической и биологической безопасности населения Томской области на 2011-2013 годы», утвержденной распоряжением администрации Томской области от 30.11.2010 №1030-ра, в целях дальнейшего включения в Программу мероприятий по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами в рамках надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников исполнительными органами государственной власти Томской области будет осуществлена подготовка, включающая проведение инвентаризации скотомогильников, разработка плана работ по приведению их в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, разработка методики распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными районами и городскими округами Томской области на обустройство скотомогильников и так далее.

Из ч. 3 вышеуказанной Программы следует, что финансирование мероприятий Программы планируется осуществить за счет средств областного бюджета - 8896,1 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 2041820 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 2050716,1 тыс. рублей.

Таким образом, и из указанных положений целевой программы, прописывающей финансирование мероприятий программы в части приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами за счет средств областного бюджета также следует, что надлежащим ответчиком по иску является администрация Томской области.

В силу постановления Губернатора Томской области от 26.10.2007 N 145 «Об утверждении Положения об Управлении ветеринарии Томской области»: Управление ветеринарии Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным в области ветеринарии, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета (пункт 1). Целью деятельности данного органа является эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие на территории Томской области, профилактика, диагностика и лечение инфекционных, инвазионных и массовых незаразных болезней животных и болезней, общих для людей и животных (пункт 2). Управление ветеринарии Томской области организует проведение на территории Томской области ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического благополучия и защите населения от болезней, общих для человека и животных (подпункт 9 пункта 9 Положения об Управлении ветеринарии Томской области, утвержденного указанным постановлением).

Кроме того, согласно ч. 4 указанной выше Программы реализация мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям: мероприятия по осуществлению модернизации и технического перевооружения опасных химических и биологических объектов организациями, в ведении которых они находятся (по согласованию); мероприятия по организации разработки и внедрения современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов; мероприятия по организации работы исполнительными органами государственной власти Томской области по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами в рамках надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников (по согласованию); мероприятия по созданию резервов лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Для реализации каждого направления планируется проведение комплекса мероприятий в соответствии с Планом согласно приложению к Программе, из которого следует, что на Управление Ветеринарии Томской области возложена обязанность по надзору и контролю за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников, который финансируется за счет областного бюджета и проводится два раза в год.

Исходя из изложенного, судом не установлено обязанности Управления ветеринарии Томской области в части обустройства объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) на территории Первомайского района Томской области и организации деятельности по вопросам обустройства вышеуказанных объектов, на Управление ветеринарии возложена только функция надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников, а потому суд приходит к выводу о том, что Управление ветеринарии Томской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Администрация Томской области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, следовательно, исходя из указанных выше нарушений, ею ненадлежащим образом организована работа по исполнению возложенных на нее законом обязанности по проведению на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Таким образом, ответственность за нарушение ветеринарного законодательства на территории Томской области несет администрация Томской области, а с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, а именно того, что биотермические ямы (скотомогильники), имеющееся на территории муниципального образования «Первомайский район», на балансе администрации муниципального района не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались, суд приходит к выводу, что в этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности оборудовать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

На основании изложенного довод представителя администрации Томской области о том, что принятие мер к организации на территории муниципальных образований объектов утилизации в виде биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, к надлежащему содержанию и приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) относится к полномочиям органов местного самоуправления не состоятелен, равно как и ссылка представителя на имеющиеся решения суда.

Действительно, решениями Первомайского районного суда Томской области от 26.09.2007 по заявлениям прокурора Первомайского района о признании бездействия по непринятию мер к организации мест утилизации и уничтожению биологических отходов незаконным и обязании администраций муниципальных образований принять меры к организации мест утилизации и уничтожению биологических отходов, расположенных на территории администрации муниципальных образований «Сергеевское сельское поселение», администрации муниципального образования «Комсомольское сельское поселение», администрации муниципального образования «Куяновское сельское поселение», администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение», администрации муниципального образования «Новомариинское сельское поселение» удовлетворены требования прокурора Первомайского района Томской области к администрациям муниципальных образований.

Однако, как указано выше, финансирование данных мероприятий осуществляется из бюджета субъекта РФ, т.е. из бюджета Томской области, где распорядителем средств является администрация Томской области, доказательств передачи полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальным образованиям и их финансирования ответчиком не представлено.

Учитывая, что непринятие администрацией Томской области мер к организации на территории муниципального образования «Первомайский район объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку на территории района, создает опасность массового распространения инфекционных заболеваний, причинения вреда здоровью граждан и животных, суд приходит к выводу, что у прокурора имелись основания для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах требования прокурора к администрации Томской области о признании бездействия администрации Томской области незаконным, об обязании организовать на территории муниципального образования «Первомайский район» объекты утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил и принятии мер к надлежащему их содержанию, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом требуемый прокурором срок-до 01.12.2011 суд расценивает как разумный и обоснованный.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Первомайского района Томской области к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти администрации Томской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации утилизации биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации в лице администрации Томской области по принятию мер к организации на территории муниципального образования «Первомайский район» объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, к надлежащему содержанию и приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников), расположенных в следующих населенных пунктах: с. Первомайское, п. Новый, с. Крутоложное, с. Берёзовка, д. Малиновка, д. Ломовицк, д. Калмаки, с. Куяново, д. Уйданово, с, Комсомольск, д. Узень, с. Сергеево, д. Вознесенка, д. Успенка, с. Новомариинка, п. Орехово, д. Туендат, д. Рождественка незаконным.

Обязать государственный орган исполнительной власти субъекта в лице администрации Томской области организовать на территории муниципального образования «Первомайский район» объекты утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, принять меры к надлежащему их содержанию в срок не позднее 01.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий (подпись)

Копия верна

Судья Т.А. Прохоренко