решение по делу № 2-1003/2011 не вступило в законную силу



Дело № 2-1003/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

при секретаре Даниловой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Беляева А.А. к Романенко Т.Д. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство и признании имущества не входящим в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

Беляев А.А. обратился в суд с иском к Романенко Т.Д., указывая, что 29.12.2009 нотариусом г.Томска Гордиенко Е.В. ответчику было выдано свидетельство о праве на наследство на долю в уставном капитале ЗАО «Подземметаллзащита», состоящую из обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 50 штук номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая на основании завещания ФИО7. умершего <дата обезличена>. Истец считает данное свидетельство незаконным, нарушающим его права, а указанное завещание не распространяющимся на имущество, заключающееся в акциях, поскольку до государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг объекта гражданских прав не возникает, поэтому акции ЗАО «Подземметаллзащита» не могли являться имуществом, входящим в наследственную массу ни на момент составления завещания, ни на момент открытия наследства. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций ЗАО «Подземметаллзащита» обыкновенных именных бездокументарных в количестве 100 штук была осуществлена уполномоченным лицом только 20.10.2010 г. Соответственно, указанные акции и права на них не могли быть завещаны в силу прямого запрета, установленного п.1 ст.27.6 ФЗ «О РЦБ». Права ответчика на акции в реестре акционеров ЗАО «Подземметаллзащита» на данный момент не отражены. Истец считает, что данное имущество должно наследоваться по закону на общих основаниях среди наследников соответствующей очереди. Наследниками первой очереди являются: сам истец, приходясь сыном ФИО7, а также ФИО14 и ФИО5 Ссылаясь на ст.ст.167, 168 ГК РФ, истец просит признать свидетельство о праве на наследство на долю в уставном капитале ЗАО «Подземметаллзащита», состоящую из обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 50 штук номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая, выданное 29.12.2009 г. нотариусом Гордиенко Е.В. на основании завещания, недействительным. Кроме этого, истец просит признать имущество в виде доли в уставном капитале ЗАО «Подземметаллзащита», состоящую из обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 50 штук номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая, не входящим в наследственную массу по завещанию ФИО7

Истец в судебном заседании поддержал свои требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что регистрация акций осуществлена в 2010 г. уже после смерти ФИО7 У Романенко Т.Д. есть право зарегистрировать право на акции по наследованию по закону, но не по завещанию.

Ответчик Романенко Т.Д. исковые требования не признала.

Представитель ответчика Бабушкин Ю.С., действующий на основании доверенности № 70-01/111202 от 16.04.2010 г., выданной сроком на 3 года, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, в представленном ранее отзыве указал, что Романенко Т.Д. приобрела права на акции Общества в порядке наследования после смерти своего супруга ФИО7 Директором ЗАО «Подземметаллзащита» ей была выдана выписка из реестра акционеров от 12.01.2010 г., подтверждающая зачисление на ее счет 50 обыкновенных именных акций ЗАО «Подземметаллзащита». Данная выписка была выдана после получения от Романенко Т.Д. перечисленных в п.7.3.2. Положения о ведении реестра документов: свидетельство о праве на наследство; документ, удостоверяющий личность; подлинник или нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права уполномоченного представителя; сертификаты ценных бумаг, принадлежащие прежнему владельцу при документарной форме выпуска. Данное обстоятельство свидетельствовало о признании истцом юридической силы свидетельства о праве на наследство. Отсутствие государственной регистрации выпуска ценных бумаг влечет невозможность совершения сделок по отчуждению прав на акции, но не является препятствием для приобретения прав на акции наследниками, которые в порядке универсального правопреемства фактически замещают выбывшего из гражданских правоотношений умершего субъекта и становятся вместо него носителями гражданских прав и обязанностей, составивших в совокупности определенное наследство. Поскольку наследодатель имел приобретенные в установленном порядке права на акции ЗАО «Подземметаллзащита», то является правомерным включение этих прав в свидетельство о праве на наследство, оспариваемое истцом. Единственным нарушением нотариуса было включение в наследственную массу всех 50 акций, поскольку ФИО7 обладал лишь ? долей в праве общей собственности с Романенко Т.Д.. Данное нарушение было устранено решением Ленинского районного суда г.Томска от 21.12.2010 г., вступившим в законную силу. Которым было признано за Романенко Т.Д. право на 25 обыкновенных именных акций ЗАО «Подземметаллзащита», а также признано недействительным свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Гордиенко Е.В. от 29.12.2009 г. в отношении 25 обыкновенных именных акций. Кроме этого, доводы, на которые истец ссылается, фактически были исследованы Арбитражным судом Томской области, которым 15.02.2011 г. был рассмотрен по существу иск Романенко Т.Д. к ЗАО «Подземметаллзащита», судом постановлено решение о признании незаконными действий регистраторов – ЗАО «Подземметаллзащита» по списанию с лицевого счета Романенко Т.Д. 50 обыкновенных именных акций и обязании ЗАО «Подземметаллзащита» внести в реестр акционеров запись о наличии у Романенко Т.Д. права собственности на 50 обыкновенных именных акций ЗАО «Подземметаллзащита».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с уставом ЗАО «Подземметаллзащита», утвержденного решением общего собрания, протокол от 26.09.2001 года, учредителями общества являются ФИО7 и Беляев А.А. Уставной капитал общества составляет <данные изъяты> рублей и состоит из 100 обыкновенных акций с номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая, выпущенных в бездокументарной форме и полностью размещенных среди учредителей, оплата акций произведена путем передачи имущества стоимостью по <данные изъяты> рублей от каждого учредителя, руководству общества по акту приема-передачи.

Таким образом, ФИО7 приобрел право собственности на долю в уставном капитале номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей и состоящую из 50 обыкновенных акций ЗАО «Подземметаллзащита».

ФИО7 скончался <дата обезличена>.

Согласно копии свидетельства о праве наследство по завещанию от 29.12.2009 года, зарегистрированного в реестре за № 12106, наследственное дело № 179/09 выданного нотариусом г. Томска Гордиенко Е.В. наследником имущества ФИО7 умершего <дата обезличена> является – жена Романенко Т.Д. Наследство на которое выдано данное завещание состоит, в том числе, из доли уставного капитала ЗАО «Подземметаллзащита» состоящей из обыкновенных акций в количестве 50 штук, номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей, принадлежащих наследодателю на основании Устава, зарегистрированного ИФНС по г. Томску от 04.10.2002 года ОГРН 1027000868630.

Истец просит признать вышеуказанное свидетельство о праве на наследство по завещанию на долю в уставном капитале ЗАО «Подземметаллзащита», состоящую из обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 50 штук номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая недействительным.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Статья 1110 ГК РФ устанавливает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Наследование осуществляется по завещанию и по закону. При этом, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. (ст. 1111 ГК РФ).

Согласно ст.1176 ГК РФ).

Статья 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Как следует из уведомления о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, 20.10.2010 года была осуществлена государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ЗАО «Подземметаллзащита» в количестве 100 штук.

Однако, довод искового заявления о недействительности свидетельства о праве на наследство в силу вышеуказанных норм закона "О рынке ценных бумаг" со ссылкой на ст.ст.167, 168 ГК РФ суд признает необоснованным по следующим причинам.

Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Из представленных в суд документов следует, что имущество ФИО7 на момент смерти состояло из доли в уставном капитале номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей и состоящей из 50 обыкновенных акций ЗАО «Подземметаллзащита».

В завещании, составленном ФИО7, указано, что в перечень имущества включено все имущество, принадлежащее ФИО7

Свидетельство о праве на наследство выдано также на долю уставного капитала ЗАО «Подземметаллзащита» состоящую из обыкновенных акций в количестве 50 штук, номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Романенко Т.Д. возникло право собственности на долю в уставном капитале со дня смерти наследодателя - дня открытия наследства, поскольку отсутствие государственной регистрации выпуска ценных бумаг на момент смерти ФИО7 влечет невозможность совершения сделок по отчуждению прав на акции, но не является препятствием для приобретения прав на долю в уставном капитале, состоящую из акций, которая в порядке универсального правопреемства переходит наследнику по завещанию и фактически замещает выбывшего из гражданских правоотношений умершего субъекта. Обратное противоречило бы принципу устойчивости гражданского оборота, предусмотренного ч. 4 ст. 1152 ГК РФ.

Довод истца о невозможности наследования по завещанию объектами право распоряжения которыми умерший не получил, также не основан на законе, так как согласно нормам ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Факт принадлежности на праве собственности умершему доли в уставном капитале в виде акций в указанном размере истец не отрицал.

На основании изложенного оснований для удовлетворения исковых требований о признании свидетельства о праве на наследство по завещанию на долю в уставном капитале ЗАО «Подземметаллзащита», состоящую из обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 50 штук номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая недействительным нет.

По этим же основаниям не подлежит удовлетворению требование о признании имущества в виде доли в уставном капитале ЗАО «Подземметаллзащита», состоящей из обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 50 штук номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая, не входящим в наследственную массу по завещанию ФИО7.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Беляева А.А. к Романенко Т.Д. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство и признании имущества не входящим в наследственную массу отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья: (подпись) Ю.А.Ходус

Мотивированный текст решения изготовлен <дата обезличена>.