решение по делу №2-967/2011 не вступило в законную силу



Дело № 2-967/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Прохоренко Т.А.

при секретаре Шушаковой Е.П..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах определенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя образовательная школа №30 г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя образовательная школа №30 г. Томска (МОУ СОШ №30 г. Томска), муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, указав, что МОУ СОШ № 30 г. Томска расположено в здании по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 11, в котором установлены нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при эксплуатации названного объекта. В целях устранения выявленных нарушений директору МОУ СОШ №30 г. Томска Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области 26.02.2009 выдано предписание №42, в соответствии с которым необходимо было в срок до 01.08.2009 провести капитальный ремонт кровли здания школы (раздел 2.5 СанПиН 2.4.2. 1178-02), оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды (п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2. 1178-02), установить вытяжную вентиляцию в трудовых мастерских для мальчиков (п. 2.5.9. СанПиН 2.4.2. 1178-02). На 24.02.2011 указанные нарушения не устранены в полном объеме. Согласно акту проверки готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ №30 г. Томска к 2010-2011 учебному году приемочной комиссией также сделан вывод о том, что в здании школы требуется провести капитальный ремонт кровли. МОУ СОШ №30 г. Томска является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о государственной регист­рации юридического лица. Учреждение имеет самостоятельный баланс (смету), от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В целях охраны жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения администрация МОУ СОШ №30 г. Томска обязана произвести капитальный ремонт кровли здания школы, оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды.

Здание школы находится в муниципальной собственности. В соответствии с Уставом учредителем (собственником) МОУ СОШ №30 г. Томска является муниципальное образование «Город Томск», следовательно, финансирование расходов МОУ СОШ №30 г. Томска, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, по приведению здания учреждения в соответствие с требованиями санитарных правил, должно быть возложено на собственника - муниципальное образование «Город Томск». Неисполнение требований санитарно-эпидемиологического надзора ставит под угрозу права неопределенного круга лиц: работников, учащихся в МОУ СОШ №30 г. Томска, лиц, которые будут приняты в указанное образовательное учреждение для прохождения обучения, а также законных представителей несовершеннолетних учащихся и других посетителей школы. Истец просит обязать МОУ СОШ №30 г. Томска произвести в здании школы, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 11, капитальный ремонт кровли, оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды. Установить разумный срок выполнения требований до 01 сентября 2011 года. Обязать муниципальное образование «Город Томск» за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск» осуществить финан­сирование расходов по производству в здании муниципального общеобразо­вательного МОУ СОШ №30 г.Томска, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 11 капитального ремонта кровли здания школы, по оборудованию кабинетов начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Мельникова А.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала, что срок, указанный в исковом заявлении является разумным и достаточным для проведения указанных работ, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Представитель ответчика директор МОУ СОШ №30 г. Томска Степанов Е.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что считает МОУ СОШ №30 ненадлежащим ответчиком в части обязания проведения капитального ремонта кровли. Кроме того, не согласен с указанным прокурором сроком исполнения работ, полагая его нереальным ввиду необходимости выполнения требований закона об организации аукциона для определения подрядной организации.

Ответчик Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель ответчика Герасимов В.В., действующий на основании доверенности, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация г. Томска возражает против удовлетворения исковых требований. Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска считает себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Томска Ермошкина Е.С., действующая на основании доверенности от 21.03.2011, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что при проверке готовности МОУ СОШ № 30 г. Томска к новому 2010-2011 учебному году комиссией в составе представителей департамента образования, а также ОГПН и УФСН по ТО образовательное учреждение было признано к новому 2010-2011 учебному году готовым, кроме того, выполнить указанные в иске работы в срок 01.09.2011 не представляется возможным. В настоящее время департаментом образования администрации г. Томска в адрес департамента капитального строительства администрации г. Томска направлен план капитального ремонта образовательных учреждений в перспективе на 5 лет (2012-2016), в который включено и МОУ СОШ №30 г. Томска. Считает, что работы по капитальному ремонту здания МОУ СОШ №30 г. Томска не могут быть выполнены за счет собственных финансовых средств учреждения, финансирование должно быть осуществлено администрацией г. Томска.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя администрации г. Томска, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

МОУ СОШ №30 г. Томска является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Директором образовательного учреждения является Степанов Е.В. Учреждение имеет самостоятельный баланс (смету), от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ч. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

В силу п. 2.2 Устава МОУ СОШ № 30 задачами учреждения являются, в том числе, осуществление обучения и воспитания, создание условий для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, в связи с чем ежедневно школу посещают как лица, работающие в учреждении, так и несовершеннолетние учащиеся.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, также мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ч.1 ст.11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Из п.п.1.1 и 2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ № 44 от 28.11.2002, следует, что санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к зданию общеобразовательного учреждения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, МОУ СОШ № 30 г. Томска расположено в здании по адресу: г. Томска, ул. Интернационалистов, 11 (договор о передаче имущества в оперативное управление от 13.12.1993 года).

Согласно п. 7.1 Устава МОУ СОШ № 30 г. Томска его имущество является муниципальной собственностью города Томска и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

По результатам проверки 26.02.2009 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МОУ СОШ №30 г. Томска выдано предписание № 42, из которого следует, что МОУ СОШ №30 г. Томска необходимо произвести работы по ремонту кровли здания школы; ремонт пола в кабинетах и коридорах, оборудовать светопроемы учебных кабинетов регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов; оборудовать кабинеты начальных классов подводом холодного и горячего водоснабжения, установить раковины; оборудовать санузлы кабинами с дверями без запоров; подобрать школьную мебель согласно особенностям учащихся; предусмотреть установку вытяжной вентиляции в трудовых мастерских мальчиков; оборудовать лампы накаливания плафонами закрытого типа; произвести отделку стен помещений материалами, позволяющими осуществлять их уборку влажным способом и дезинфекцию; оборудовать отопительные приборы в спортивном зале съемными деревянными решетками; на пище блоке установить электрополотенца в обеденном зале, провести ремонт холодильного оборудования, вытяжной вентиляции, упорядочить хранение разделочного инвентаря.

В соответствии с актом проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2010-2011 учебному году от 29.06.2010 в здании МОУ СОШ №30 г. Томска требуется провести капитальный ремонт кровли.

Невыполнение МОУ СОШ № 30 г. Томска требований санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ.

Таким образом, требование о возложении на МОУ СОШ №30 г. Томска обязанности по проведению капитального ремонта кровли, оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды подлежат удовлетворению в полном объеме. Необходимость проведения указанных работ не отрицается представителями ответчиков и третьего лица. При этом доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что МОУ СОШ № 30 г. Томска не является надлежащим ответчиком по требованию о проведении капитального ремонта кровли здания, не доказаны в судебном заседании. Согласно п.2.6 Устава МОУ СОШ № 30 учреждение несет ответственность, среди прочего, за обеспечение требований охраны жизни и здоровья учащихся. Ссылка представителя третьего лица на Положение о департаменте капитального строительства администрации г.Томска, согласно которому департамент капитального строительства является отраслевым органом администрации г.Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере капитального строительства на территории муниципального образования «Город Томск», не является основанием для освобождения ответчика МОУ СОШ №30 г. Томска от обязанности произвести капитальный ремонт кровли издания, так как согласно договору о передаче имущества в оперативное управление от 13.12.1993 года Учреждение (МОУ СОШ №30 г. Томска) обязуется в установленном порядке содержать и эксплуатировать закрепленные основные фонды, осуществлять их своевременный ремонт, реконструкцию и обновление.

Как следует из объяснений директора от 22.04.2011, его пояснений в судебном заседании, в настоящее время у МОУ СОШ № 30 отсутствуют денежные средства для выполнения работ по устранению указанных нарушений.

Таким образом, выполнение указанных в искровом заявлении мероприятий в здании МОУ СОШ №30 г. Томска по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 11 возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 1.7 Устава МОУ СОШ № 30 г. Томска учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Суд полагает, что требование об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска осуществить финансирование расходов по проведению капитального ремонта здания МОУ СОШ № 30 г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.31 Закона "Об образовании" №3266-1 от 10.07.1992г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст.161 БК РФ бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств сметой доходов и расходов, и самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Таким образом, проведение капитального ремонта за счет средств общеобразовательного учреждения не предусмотрено.

Согласно ст.ст.38, 40 Устава г. Томска администрация г. Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск», выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета г. Томска; обеспечивает исполнение бюджета г. Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета г. Томска, в порядке, установленном Думой г. Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.

Как следует из п. 1.2, 1.3 Устава МОУ СОШ № 30 г. Томска, учредителем (собственником) учреждения является муниципальное образование «Город Томск», от имени которого своими действиями осуществляют права и обязанности учредителя (собственника) мэр г. Томска, администрация г. Томска, Департамент недвижимости и Департамент образования администрации г. Томска в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов.

Согласно п.7.9 Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются имущество и денежные средства, переданные учреждению собственником или уполномоченным им органом в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

В соответствии с п.2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Согласно ст. 60 Устава г. Томска под бюджетом города Томска понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования «город Томск» (ч.1). Бюджет г. Томска утверждается в форме решения Думы г. Томска (ч.2).

Согласно Решению Думы г. Томска от 01.12.2009 № 1355 главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для финансирования капитального ремонта объектов образования, является администрация г. Томска. При этом МОУ СОШ № 30 г. Томска не включена в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2010, 2011 г.г.

Согласно ст. 38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Суд принимает во внимание, что здание МОУ СОШ № 30 г. Томска находится в муниципальной собственности, обеспечение его содержания в технически безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации г. Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования, таким образом, финансирование расходов МОУ СОШ № 30 г. Томска на проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника МО «Город Томск» в лице администрации г. Томска.

Суд считает требования прокурора Ленинского района г. Томска о понуждении ответчиков устранить указанные в иске нарушения до 01.09.2011 не обоснованным, исходя из большого объема проводимых работ по подводу водоснабжения, ремонту кровли, необходимости проведения аукциона, заключения муниципального контракта на выполнение муниципального заказа, а считает потому считает, что разумным является срок до 01.12.2011.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 30, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 30 г. Томска произвести в здании школы, расположен­ном по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 11, капитальный ремонт кровли здания, оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды.

Установить срок для проведения работ до 01.12.2011.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» за счет средств
бюджета муниципального образования «Город Томск» осуществить финан­сирование расходов по проведению в здании муниципального общеобразо­вательного учреждения средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 11капитального ремонта кровли здания школы,по оборудованию кабинетов начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий (подпись)

Копия верна

Судья Т.А. Прохоренко