Дело № 2-959/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Ходус Ю.А. при секретаре Даниловой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти администрации Томской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Александровского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к субъекту Российской Федерации «Томская область» в лице государственного органа исполнительной власти администрации Томской области о возложении обязанности по устройству на территории Александровского сельского поселения скотомогильника (биотермической ямы). В обоснование заявленного требования указывает, что прокуратурой Александровского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, которой установлено, что на территории Александровского сельского поселения в районе 5 км. автодороги с.Александровское – б.н.п. Медведево имеется скотомогильник. Указанный объект не отвечает требованиям санитарно – ветеринарного законодательства РФ, направленного на защиту населения от распространения болезней, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Объекты утилизации (захоронения) биологических отходов, находящиеся в надлежащем состоянии и соответствующие ветеринарно-санитарным правилам на территории муниципального образования «Александровский район» отсутствуют. Установленный объект не является собственностью муниципального образования и является бесхозным. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Истец просит обязать государственный орган исполнительной власти субъекта в лице администрации Томской области принять меры к устройству на территории Александровского сельского поселения скотомогильника (биотермической ямы), отвечающего требованиям «Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/496, на основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить ответчику разумный срок для совершения указанных действий, но не более поздний, чем 31.08.2011 года. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г.Томска Заплатина Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Томской области Хазова А.Ю., действующая на основании доверенности № 35 от 27.04.2011, исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление и в дополнениях к нему, указав, что Администрация Томской области не является надлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, на территории Александровского района Томской области расположено 2 скотомогильника, один из которых расположен на территории Александровского сельского поселения, собственником которого является Администрация Александровского сельского поселения, другой в г.Стрежевом, собственником которого является МО г.Стрежевой, что подтверждается учетными данными Управления ветеринарии по Томской области. Третье лицо Администрация Александровского сельского поселения Томской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилось. Заслушав объяснения представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, к которым, согласно ст. 1 названного ФЗ относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико- санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Согласно ст. 8 указанного ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Согласно ст. 3 вышеуказанного закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В соответствии с п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно п. 6.10 вышеуказанных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Согласно акту выбора земельного участка под строительство биотермической ямы от 03.07.1989 г. и плана земельного участка, месторасположением данного объекта на территории Александровского района Томской области выбран район 5 км. автодороги Александровское - Медведево. Постановлением Главы администрации Александровского района Томской области № 62 от 02.03.2000 г. земельный участок площадью 0,03 га под восстановление и обустройство биотермической ямы (скотомогильника) передан в постоянное пользование Александровской сельской администрации Однако, до настоящего времени на территории Александровского района скотомогильник (биометрическая яма), оборудованный с соблюдением всех действующих требований к подобного рода объектам не образован, право собственности на указанный объект не регистрировалось, доказательств нахождения спорного объекта на балансе муниципального образования сельского поселения и района не представлено. Сведения, представленные ответчиком о том, что на территории Александровского района Томской находятся два скотомогильника, не могут быть приняты судом во внимание для решения вопроса об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку из представленных сведений следует, что они находятся в ненадлежащем состоянии. Кроме того, внесение сведений о данных объектах в реестр Управления ветеринарии по Томской области не исключает обязанность по регистрации данных объектов в установленном законом порядке. Также вывод об отсутствии собственника у данных объектах подтверждается ответом администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области № 1965 от 30.11.2010 г. прокуратуре Александровского района Томской области из которого следует, что в собственности администрации Александровского сельского поселения скотомогильник не значится, на балансе поселения не состоит; а также Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на объект недвижимого имущества – земельный участок, расположенный по адресу: Томская область Александровский район, район 5 км автодороги с.Александровское –б.и.п. Медведево. Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, объект утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биометрической ямы (скотомогильника), расположенного на территории муниципального образования «Александровский район Томская область» в указанных населенных пунктах ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен, никто не следит за его состоянием, в связи с чем является бесхозяйным, к нему имеется свободный доступ, чем создается реальная угроза распространения инфекционного начала на окружающей территории с возникновением заболеваний животных и людей. В соответствии с п. 1 ст. 81 Устава ТО, принятого решением Томской Думы от 26.07.1995 № 136, Администрация области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусмотрена. В соответствии с п. п. 8, 23 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости – скотомогильник в указанном населенном пункте, согласно положениям ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ, относится к собственности субъекта РФ, а именно администрации Томской области. Согласно представленных суду Управлением Россельхознадзора по Томской области фотоматериалов о состоянии скотомогильника и информации Комитета по общим вопросам Администрации Томской области, объект по утилизации биологических отходов в Александровском районе Томской области не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, а именно: территория и объект затоплены водой, нет подъездных путей, глухого забора, ворот, крышка ямы не запирается на замок, нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств инвентаря. Кроме этого, отмечено 100% заполнение данного объекта. Таким образом, на территории муниципального образования «Александровский район» имеются нарушения ветеринарно-санитарного законодательства по надлежащему обустройству и содержанию объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников). Абсолютное заполнение объекта биологическими отходами свидетельствует о необходимости создания другой биотермической ямы (скотомогильника). В соответствии с Законом Томской области от 12.10.2005 № 182-03 «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области» организацию проведения на территории Томской области ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического благополучия и защиты населения от болезней, общих для человека и животных относит к полномочиям уполномоченного в области ветеринарии исполнительного органа государственной власти Томской области (статья 4). Согласно ст. 74 Устава Томской области, систему исполнительных органов государственной власти Томской области образуют администрация Томской области и иные исполнительные органы государственной власти Томской области, не входящие в состав администрации Томской области. Систему исполнительных органов государственной власти Томской области и структуру администрации Томской области устанавливает Закон Томской области от 07.02.2006 № 17-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре администрации Томской области». В соответствии с ч. 2 ст. 81 Устава Томской области полномочия структурных подразделений администрации области, иных органов исполнительной власти Томской области, не входящих в состав администрации области, (в том числе по управлению в сфере охраны окружающей среды) определяются положениями о них. Согласно региональной целевой программе «Система химической и биологической безопасности населения Томской области на 2011-2013 годы», утвержденной распоряжением администрации Томской области от 30.11.2010 №1030-ра, в целях дальнейшего включения в Программу мероприятий по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами в рамках надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников исполнительными органами государственной власти Томской области будет осуществлена подготовка, включающая проведение инвентаризации скотомогильников, разработка плана работ по приведению их в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, разработка методики распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными районами и городскими округами Томской области на обустройство скотомогильников и так далее. Из ч. 3 вышеуказанной Программы следует, что финансирование мероприятий Программы планируется осуществить за счет средств областного бюджета - <данные изъяты>. рублей, за счет внебюджетных источников - <данные изъяты>. рублей. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет <данные изъяты>. рублей. Таким образом, из указанных положений целевой программы, прописывающей финансирование мероприятий программы в части приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами за счет средств областного бюджета также следует, что надлежащим ответчиком по иску является администрация Томской области. В силу постановления Губернатора Томской области от 26.10.2007 N 145 «Об утверждении Положения об Управлении ветеринарии Томской области»: Управление ветеринарии Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным в области ветеринарии, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета (пункт 1). Целью деятельности данного органа является эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие на территории Томской области, профилактика, диагностика и лечение инфекционных, инвазионных и массовых незаразных болезней животных и болезней, общих для людей и животных (пункт 2). Управление ветеринарии Томской области организует проведение на территории Томской области ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического благополучия и защите населения от болезней, общих для человека и животных (подпункт 9 пункта 9 Положения об Управлении ветеринарии Томской области, утвержденного указанным постановлением). Кроме того, согласно ч. 4 указанной выше Программы реализация мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям: мероприятия по осуществлению модернизации и технического перевооружения опасных химических и биологических объектов организациями, в ведении которых они находятся (по согласованию); мероприятия по организации разработки и внедрения современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов; мероприятия по организации работы исполнительными органами государственной власти <адрес обезличен> по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами в рамках надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников (по согласованию); мероприятия по созданию резервов лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Для реализации каждого направления планируется проведение комплекса мероприятий в соответствии с Планом согласно приложению к Программе, из которого следует, что на Управление Ветеринарии Томской области возложена обязанность по надзору и контролю за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников, который финансируется за счет областного бюджета и проводится два раза в год. Исходя из изложенного, судом не установлено обязанности Управления ветеринарии Томской области в части обустройства объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) на территории Александровского района Томской области и организации деятельности по вопросам обустройства вышеуказанных объектов, на Управление ветеринарии возложена только функция надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников. Администрация Томской области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, следовательно, исходя из указанных выше нарушений, ею ненадлежащим образом организована работа по исполнению возложенных на нее законом обязанности по проведению на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Таким образом, ответственность за нарушение ветеринарного законодательства на территории Томской области несет администрация Томской области. Кроме того, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, а именно того, что биотермическая яма (скотомогильники), имеющаяся на территории муниципального образования «Александровский район», на балансе администрации муниципального района не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по устройству скотомогильника муниципальному образованию не передавались, суд приходит к выводу, что в этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности принять меры к устройству скотомогильника (биотермические ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. На основании изложенного довод представителя администрации Томской области о том, что принятие мер к организации на территории муниципальных образований объектов утилизации в виде биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, относится к полномочиям органов местного самоуправления, не состоятелен. Учитывая, что непринятие администрацией Томской области мер к организации на территории муниципального образования «Александровский район» объектов утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермических ям (скотомогильников) ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку на территории района, создает опасность массового распространения инфекционных заболеваний, причинения вреда здоровью граждан и животных, суд приходит к выводу, что у прокурора имелись основания для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах требования прокурора к администрации Томской области об обязании принять меры к устройству на территории Александровского сельского поселения скотомогильника (биотермической ямы), отвечающего требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 г. № 13-7-2/496 являются обоснованными и подлежат удовлетворению, однако, наиболее разумный и обоснованный срок для принятия таких мер должен быть, по мнению суда, установлен до 01.10.2011г. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Александровского района Томской области к администрации Томской области удовлетворить. Обязать Администрацию Томской области принять меры к устройству на территории Александровского сельского поселения скотомогильника (биотермической ямы), отвечающего требованиям «Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/496. Установить Администрации Томской области срок для совершения указанных действий до 01.10.2011 года. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Судья: (подпись) Ходус Ю.А. Мотивированный текст решения изготовлен <дата обезличена>.