ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи: Юровского И.П., при секретаре: Щеголевой Н.М., с участием прокурора Мельниковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны структурного подразделения – «Ремонтно-строительный участок», УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны структурного подразделения – «Ремонтно-строительный участок», расположенного по адресу: <адрес обезличен>. В обоснование иска указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что ОГУЗ «ТКПБ» имеет в составе структурное подразделение - «Ремонтно-строительный участок», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, на котором осуществляется деятельность в сфере деревообрабатывающего производства. На производственной площадке находится административное здание, пилорама Р63, козловой кран, а также производственный цех. В момент проведения проверки на территории Ремонтно-строительного участка находился лес в объеме около 80 куб.м, а также брус и доски в объеме около 60 куб.м. Указал, что согласно п. 1.2, п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом внесенных изменений СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.10.2009) санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает, что организации, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, в котором определяются размеры и границы санитарно-защитной зоны (п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Согласно подп. 4 кл. 3, разд. 7.1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 структурное подразделение ОГУЗ «ТКПБ» – «Ремонтно-строительный участок», расположенный по адресу: <адрес обезличен>, относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно защитной зоны 300 метров. До сегодняшнего дня ОГУЗ «ТКПБ» проект санитарно-защитной зоны структурного подразделения – «Ремонтно-строительный участок» не разработан. Неисполнение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, как работающих (могущих работать) на данном участке, так и проживающих в близлежащих домах, а также нарушает интересы Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Просит обязать ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» в срок до <дата обезличена> разработать проект санитарно-защитной зоны структурного подразделения – «Ремонтно-строительный участок», расположенного по адресу: <адрес обезличен>. В судебном заседании помощник прокурора Мельникова А.И., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Ошурков Я.В., действующий на основании доверенности от 02.07.2010 № 2, относительно удовлетворения исковых требований в части обязания ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» разработать проект санитарно-защитной зоны структурного подразделения – «Ремонтно-строительный участок», расположенного по адресу: <адрес обезличен> не возражал. Срок для разработки проекта санитарно-защитной зоны просил установить до <дата обезличена>, поскольку ОГУ «Облкомприрода», которое на безвозмездной основе согласилось разработать для ОГУЗ «ТКПБ» проект санитарно-защитной зоны, в установленный прокурором до <дата обезличена> срок заказ не выполнит. Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические мероприятия, а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. В судебном заседании установлено, что ОГУЗ «ТКПБ» имеет в составе структурное подразделение - «Ремонтно-строительный участок», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, на котором осуществляется деятельность в сфере деревообрабатывающего производства. Согласно акту проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 12.05.2011, на производственной площадке Ремонтно-строительного участка находится административное здание, пилорама Р63, козловой кран и производственный цех. В момент проведения проверки на территории Ремонтно-строительного участка находился лес в объеме около 80 куб.м, а также брус и доски в объеме коло 60 куб.м. В ходе данной проверки выявлены нарушения требования природоохранного законодательства, а именно, отсутствует проект санитарно-защитной зоны структурного подразделения – «Ремонтно-строительный участок» на указанную территорию, что в ходе судебного заседания представителем ответчика не отрицалось. Согласно п. 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом внесенных изменений СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.10.2009) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В силу п. 2.1. СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны, в котором определяются размеры и границы санитарно-защитной зоны (п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Согласно подп. 4 кл. 3, разд. 7.1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 структурное подразделение ОГУЗ «ТКПБ» – «Ремонтно-строительный участок», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно защитной зоны 300 метров. Неисполнение обязанности ОГУЗ «ТКПБ» по разработке проекта санитарно-защитной зоны и благоустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст. 42 Конституции РФ интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Дав оценку представленным доказательствам, в том числе ответу директора ОГУ «Облкомприрода» от <дата обезличена> <номер обезличен>, в котором сообщается, что ОГУ «Облкомприрода» разработает для ОГУЗ «ТКПБ» на безвозмездной основе проект санитарно-защитной зоны после предоставления ими копии ситуационной карты расположения объекта в масштабе 1:2000, согласованного проекта ПДВ и копии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в совокупности с вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку для разработки проекта санитарно-защитной зоны структурного подразделения ответчика требуется дополнительная документация (копии ситуационной карты расположения объекта в масштабе 1:2000, согласованного проекта ПДВ и копии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух), а также время для её анализа, оценки и подготовки самого проекта Областным государственным учреждением «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования», суд считает разумным установить срок для разработки проекта санитарно-защитной зоны структурного подразделения ОГУЗ «ТКПБ» – «Ремонтно-строительный участок», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, до <дата обезличена>. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г. Томска подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» удовлетворить частично. Обязать ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» разработать проект санитарно-защитной зоны структурного подразделения – «Ремонтно-строительный участок», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в срок до <дата обезличена>. Взыскать с ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» в доход бюджета г. Томска государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий (подпись) И.П. Юровский