решение по делу № 2-870/11 вступило в законную силу 05.07.11



Дело №2-870/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.06.2011 г. Ленинский районный суд г.Томска в составе:

Председательствующего: Дубиной Н.В.,

при секретаре Шагаловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГУЗ «ТКПБ», администрации Томской области, департаменту здравоохранения ТО о понуждении провести аттестацию рабочих мест, финансировании расходов по проведению аттестации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском в суд, указывая, что ответчик ОГУЗ «ТКПБ» является действующим юридическим лицом. В данном учреждении образовано <данные изъяты> рабочих мест, однако аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда, поскольку при ее отсутствии возможно возникновение ситуаций, связанных с производственным травматизмом. Имущество ОГУЗ «ТКПБ» является государственной собственностью ТО и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении указанного ответчика является департамент здравоохранения ТО. Просит суд в окончательном варианте исковых требований обязать ответчика ОГУЗ «ТКПБ» в срок до <дата обезличена> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и представить в Государственную инспекцию труда в Томской области перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда, сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, обязать остальных ответчиков в случае недостаточности средств у ОГУЗ «ТКПБ» осуществить финансирование расходов по проведению в ОГУЗ «ТКПБ» аттестации рабочих мест по условиям труда за счет средств бюджета ТО.

Представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Участвуя ранее в судебном заседании, представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что срок для проведения аттестации до <дата обезличена>, предложенный ОГУЗ «ТКПБ», является обоснованным.

Представитель ответчика ОГУЗ «ТКПБ», действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражал, суду пояснил, что провести аттестацию в срок до <дата обезличена> не возможно, так как замеры надо проводить в зимнее и в летнее время. В настоящее время рабочих мест, подлежащих аттестации, <данные изъяты>. Ответчик не имеет возможности провести аттестацию за счет собственных средств, которых недостаточно, так как на проведение аттестации необходимо около сумма обезличена р. Считает, что аттестацию необходимо проводить за счет бюджетных средств, реальный срок для проведения аттестации до <дата обезличена>.

Представитель Администрации ТО, действующий на основании доверенности, иск не признал, представил суду отзыв, доводы которого поддержал при рассмотрении дела.

Представитель департамента здравоохранения ТО, действующий на основании доверенности, с иском не согласен, представил суду отзыв, доводы которого поддержал. Суду пояснил, что главным распорядителем является департамент здравоохранения ТО, однако у ОГУЗ «ТКПБ» имеется достаточно своих средств для проведения аттестации, за <дата обезличена> году доход ОГУЗ «ТКПБ» от деятельности, приносящей доход, составил более сумма обезличена руб. Данная обязанность возникла у ОГУЗ «ТКПБ» уже давно, можно было постепенно провести аттестацию рабочих мест.

Представитель департамента финансов ТО, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие представителя.

Участвуя ранее в судебном заседании, представитель департамента финансов ТО поддержал доводы отзыва администрации ТО, пояснения представителя администрации ТО. Суду пояснил, что ОГУЗ «ТКПБ» должно провести аттестацию за счет собственных средств.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Исходя из ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

По правилам ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты ( п.1, п.2 приказа).

В судебном заседании установлено, что ОГУЗ «ТКПБ» является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. Учреждение имеет обособленное имущество, бюджетную смету, смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности, лицевой счет получателя бюджетных средств, лицевой счет по учету внебюджетных средств в департаменте финансов ТО и печать со своим наименованием, бланки. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. В силу п. 2.1 устава ОГУЗ «ТКПБ» целями деятельности учреждения являются оказание стационарной и амбулаторной психиатрической помощи населению и медико-социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами. Учредителем учреждения является департамент здравоохранения ТО.

Из материалов дела, пояснений представителя ОГУЗ «ТКПБ» следует, что аттестации подлежит <данные изъяты> рабочих мест, аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиком ОГУЗ «ТКПБ» не проведена. Указанный ответчик имеет доход, получаемый от приносящей доход деятельности, что подтверждается сметами доходов и расходов, отчетом, пояснениями представителей сторон. В связи с чем, суд приходит к выводу, что требование истца о понуждении ответчика ОГУЗ «ТКПБ» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Что касается требования о понуждении остальных ответчиков в случае недостаточности средств у ОГУЗ «ТКПБ» осуществить финансирование расходов по проведению в ОГУЗ «ТКПБ» аттестации рабочих мест по условиям труда за счет средств бюджета ТО, то суд приходит к следующему.

Исходя из ст. 120 ГК РФ ( в новой редакции) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

В силу изложенного, суд считает, что в данном случае подлежит применению ст. 120 ГК РФ в старой редакции, из которой следует, что бюджетное учрежде­ние отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денеж­ными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.

Это означает, что при недостаточности у учреждения находящихся в его распо­ряжении денежных средств, долг обязан будет оплатить собственник имущества.

Поскольку законодательство не устанавливает иное, речь идет о любых обязательствах учреждения, возникающих в связи с деятельностью созданного им учреждения, и по основаниям, предусмотренным п.1 ст. 8 ГК РФ.

При определении надлежащего ответчика, несущего ответствен­ность по обязательствам учреждения, следует исходить из того, что согласно ст. 120 Гражданского кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

От их имени выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (158 БК РФ).

Исходя из ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с распоряжением Администрации Томской области №14-ра от 19.01.2007 года ОГУЗ «ТКПБ» входит в перечень областных государствен­ных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранений Томской области.

В пункте 1.4 Устава ОГУЗ «ТКПБ» отражено, что учредителем учреждения является Департамент здравоохранений Томской области.

Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.10 г. № 56, утвердившим положение о Департаменте здравоохранений Томской об­ласти, на последнего возложены функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений (п. 35 Положения), а так же он реализует в отношении подведомственных ему учреждений полномочия учредителя, указанные в Законе ТО от 13.04.04 г. №53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом ТО» (п. 36 Положения).

В соответствии с п. 3.2 Устава ОГУЗ «ТКПБ» одним из ис­точников формирования финансовых ресурсов учреждения являются средства, вы­деляемые целевым назначением из областного бюджета согласно утвержденной главным распорядителем смете.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Согласно ч.2 ст. 14 Закона Томской области от 13.04.2004 г. № 53-03 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» от имени Томской области права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в Казне Томской области, за исключением средств областного бюджета, осуществляют Администрация Томской области и уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом в пределах их компетенции. Распоряжение средствами областного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Томской области.

Из приведенных выше нормативных положений видно, что Администрация Томской области главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств по отношению к ОГУЗ «ТКПБ» не является.

В силу изложенного, в случае недостаточности денежных средств у ответчика ОГУЗ «ТКПБ» отношения по финансированию указанного ответчика для проведения им аттестации рабочих мест возникают между главным распорядителем бюджетных средств- департаментом здравоохранения ТО и бюджетным учреждением –получателем бюджетных средств- ОГУЗ «ТКПБ», а администрация ТО полномочиями по финансированию указанного бюджетного учреждения не обладает.

Что касается срока проведения аттестации, то суд приходит к следующему. Представитель ответчика ОГУЗ «ТКПБ», указывая, что проведение аттестации потребует проведение определенных мероприятий не только в летнее, но и в зимнее время, считает разумным срок проведения аттестации до <дата обезличена>. Представитель истца согласился в судебном заседании с указанными доводами и сроком проведения аттестации.

Решая вопрос о сроках проведения аттестации рабочих мест, суд принимает во внимание обстоятельства дела, доказательства участников процесса, баланс интересов сторон, учитывает права и интересы работников ответчика ОГУЗ «ТКПБ», количество рабочих мест, время для проведения аттестации, и приходит к выводу, что срок проведения аттестации до <дата обезличена> является разумным и обоснованным.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п.46 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда").

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достоверность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Т.о., с ответчика ОГУЗ «ТКПБ» подлежит взысканию в доход муниципального образования город Томск государственная пошлина в сумме сумма обезличена рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично. Обязать ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» в срок до <дата обезличена> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и представить в Государственную инспекцию труда в Томской области перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда, сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда.

Обязать департамент здравоохранений ТО в случае недостаточности средств у ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда осуществить финансирование расходов по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда за счет средств областного бюджета.

В удовлетворении иска Прокурора Ленинского района г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Томской области о финансировании расходов по проведению аттестации отказать.

Взыскать с ОГУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» в доход муниципального образования город Томск госпошлину в размере сумма обезличена рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна: Судья