Дело № 2-1376/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Бутенко Г.Е. при секретаре Шлотгауэр С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Абсалямовой Е.Ф. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу финансовых средств для обеспечения жилым помещением, внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: В окончательном варианте исковых требований Абсалямова Е.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу финансовых средств для обеспечения жилым помещением, внеочередном предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм по г. Томску по договору социального найма, указав в обоснование заявленных требований, что является сиротой, т.к. мать ФИО2 умерла 13.10.1995, отец ФИО1 умер 01.01.1992, а отчим ФИО4 находится в местах лишения свободы. На основании постановления Главы администрации Ленинского района г. Томска № 471-о от 26.12.2006 она была определена в детское учреждение. До этого времени находилась под попечительством ФИО3 При установлении попечительства за ней не было закреплено жилое помещение. В детском учреждении она находилась с 28.02.2007 по 31.08.2007, в 2010 году окончила ПУ-19, в настоящее время осуществляет уход за ребенком. Распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Томска от 14.04.2010 она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в общем списке нуждающихся ее номер 2845, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 71. По состоянию на 2011 год ее учетный в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 66. Ссылаясь на п. 2. ч. 2 ст.57 ЖК РФ, ст.ст. 1, 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», истец просит обязать администрацию Томской области обеспечить передачу администрации города Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением в г.Томске не ниже установленных социальных норм; обязать администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением, приобрести и предоставить ей, Абсалямовой Е.Ф., вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в г. Томске общей площадью не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В судебном заседании истец Абсалямова Е.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что жилое помещение за ней не закреплялось. После окончания школы она проживала в общежитии, предоставленном по месту учебы. Просила предоставить ей жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. на территории г. Томска. Представитель ответчика – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности № 30 от 01.04.2011 сроком полномочий один год, исковые требования Абсалямовой Е.Ф. не признала. В судебном заседании не оспаривала, что Абсалямова Е.Ф. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Однако полагает, что право Абсалямовой Е.Ф. на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ею не доказано. Предоставленное в суд уведомление об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2010 не подтверждает отсутствие у Абсалямовой Е.Ф. в настоящее время жилого помещения на праве собственности. Кроме того, указала, что выделение денежных средств для определенного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено, Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Абсалямовой Е.Ф. Представитель ответчика – Администрации г. Томска Осипов А.О., действующий по доверенности от 01.02.2011 № 458 со сроком полномочий один год, исковые требования не признал. В судебном заседании пояснил, что не оспаривает, что Абсалямова Е.Ф. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому имеет право на получение дополнительных гарантий. Однако субвенция на 2011 года г. Томску предоставлена только в размере 900 тыс. руб. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Абсалямовой Е.Ф. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из свидетельства о рождении Абсалямовой Е.Ф. <номер обезличен>, выданного повторно 15.12.2008, следует, что она родилась <дата обезличена>, ее отцом является ФИО1, а матерью – ФИО2. Свидетельством о смерти <номер обезличен> подтверждается, что ФИО1 умер 01.01.1992. ФИО2 умерла 13.10.1995, что подтверждается свидетельством о смерти <номер обезличен>. Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Томска от 26.12.2006 № 471-О Абсалямова Е.Ф. была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Как следует из справки ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Асиновский детский дом» от 10.05.2011 № 222 Абсалямова Е.Ф., <дата обезличена> года рождения, действительно с 28.02.2007 года (приказ о зачислении № 20/02-04 от 28.02.2007) по 31.08.2007 (приказ об исключении № 83/02-04 от 31.08.2007) воспитывалась в Асиновском детском доме и находилась на полном государственном обеспечении. По сведениям Управления Росреестра от 17.03.2010 № 01/055/2010-373, Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 18.10.2010 № 3811840 Абсалямова Е.Ф. не имеет на праве собственности объектов недвижимости. Сообщением Администрации Ленинского района г. Томска от 15.04.2010 № 286/254 в адрес Абсалямовой Е.Ф. подтверждается, что согласно распоряжению главы Администрации от 14.04.2010 № 180 Абсалямова Е.Ф. включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Таким образом, Абсалямова Е.Ф. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закончила ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 19 - Учебно-профессиональный центр социальной адаптации», нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Абсалямовой Е.Ф. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст. 4 указанного закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют в соответствии с приложением 2 к настоящему закону расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 918, 0 тыс. руб. Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания …осуществляются администрацией г. Томска. Следовательно, надлежащим ответчиком по иску Абсалямовой Е.Ф. является Администрация г. Томска. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Абсалямовой Е.Ф. к Администрации г. Томска об обеспечении ее вне очереди жилой площадью на территории г. Томска подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Абсалямова Е.Ф. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Абсалямова Е.Ф. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина. Исковые требования Абсалямовой Е.Ф к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Абсалямовой Е.Ф. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено статьей 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 173 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Абсалямовой Е.Ф. удовлетворить частично. Обязать Администрацию г. Томска обеспечить Абсалямову Е.Ф. вне очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17, 0 квадратных метров. В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий Г.Е. Бутенко