Дело № 2-1192/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Вотиной В.И. при секретаре Поварёнкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Пшеничникова О.Ю. к Администрации Томской области, Администрации Молчановского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Пшеничников О.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации Молчановского сельского поселения о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма, указав, что он родился <дата обезличена>, является сиротой. На основании постановления главы Администрации Молчановского района Томской области от 04.10.1993 г. № 71 он был направлен в детское учреждение, т.к. его мать ФИО3 умерла <дата обезличена>, а отца у него нет. При помещении его в детское учреждение жилая площадь за ним не была закреплена. Постановлением главы Администрации Молчановского района Томской области от 06.06.2000 г. № 184 он был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий (очередь № 338) и включен в список очередности на получение жилья как сирота (очередность № 56). Однако, несмотря на то, что он состоит на очереди как сирота, Администрации Молчановского района жилье ему не предоставляет, мотивируя тем, что на территории поселения отсутствует свободное муниципальное жильё, а также средства на его приобретение. Ссылаясь на ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона ТО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с учетом уточнения исковых требований истец просит обязать Администрацию Молчановского сельского поселения Томской области за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области обеспечить его вне очереди по договору социального найма жилым помещением общей площадью не ниже социальных норм, установленных на территории Молчановского сельского поселения Томской области. В судебном заседании истец Пшеничников О.Ю. поддержал заявленные требования с учетом их уточнений по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что в настоящее время он проживает в съемном жилом помещении, имеет регистрацию по месту жительства в другой квартире, своего жилья у него нет. Сведения об отце в его свидетельстве о рождении указаны со слов матери. Представитель ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности от 01.04.2011, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в представленном суду письменном отзыве, дополнительно пояснив, что 28.12.2010 принят Закон Томской области № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», действующий в настоящее время в редакции от 13.05.2011, согласно которому финансовые средства (субвенции) Молчановскому сельскому поселению предоставлены. Представитель ответчика Администрации Молчановского сельского поселения Томской области Сопельниченко Е.Г., действующая на основании доверенности от 15.06.2011, в судебном заседании исковые требования признала, поддержав представленный суду письменный отзыв на исковое заявление Пшеничникова О.Ю., дополнительно пояснила, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Молчановского сельского поселения, установленная в 2006 году, составляет в настоящее время 13 кв.м общей площади на одного человека. Возможности предоставить Пшеничникову О.Ю. жилое помещение на собственные средства у Администрации Молчановского сельского поселения не имеется. Выслушав пояснения истца и представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Пшеничникова О.Ю. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009 г. № 315-ФЗ)«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из свидетельства о рождении <номер обезличен> следует, что Пшеничников О.Ю. родился <дата обезличена>, его отцом является ФИО2, матерью – ФИО3. Свидетельством о смерти <номер обезличен> подтверждается, что ФИО3 умерла <дата обезличена> в <данные изъяты>. Из пояснений истца следует, что сведения об отце в его свидетельстве о рождении были указаны со слов его матери, что также подтверждается сообщением Бюро ЗАГС Администрации Томского района Томской области от 24.02.1998 г. Как следует из постановления главы Администрации Молчановского района Томской области от 04.10.1993 г. № 71 «Об определении несовершеннолетнего Пшеничникова О.Ю. в детское учреждение», было постановлено просить Томское областное управление образования о выделении путевки в детское учреждение для Пшеничникова О.Ю., <дата обезличена> года рождения, и указано на невозможность закрепления за несовершеннолетним жилой площади из-за отсутствия постоянной регистрации по месту жительства. Согласно путевке № 283 от 11.01.1999 г. областное Управление образования направило Пшеничникова О.Ю., <дата обезличена> года рождения, в детский дом переводом из Колпашевской санаторной школы-интерната. Из обращения главы Администрации Молчановского района Томской области к первому заместителю мэра г. Томска от 15.02.2007 № 220 о содействии в получении жилого помещения следует, что Пшеничников О.Ю. в 1993 году был определен в Колпашевскую санаторную школу-интернат, затем – в Первомайский детский дом, в 2006 году он закончил училище № 19 г. Томска. Дипломом <номер обезличен>, выданным Пшеничникову О.Ю., подтверждается, что в период с 01.09.2003 г. по 28.06.2006 г. он обучался в Профессиональном училище № 19 (УПЦСА) г. Томска и ему присуждена квалификация сборщик изделий из древесины и столяр 3 разряда. Согласно свидетельству <номер обезличен> Пшеничников О.Ю. окончил полный курс при ОТШ ОС РОСТО в г. Томске, где обучался в период с 01.02.2007 по 03.04.2007, по специальности автоэлектрик-специалист аккумуляторных и зарядных устройств. Из сообщения главы Администрации Молчановского сельского поселения Томской области от 05.09.2006 № 689 следует, что Пшеничников О.Ю. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен как в общий список очередности, так и во внеочередной список детей-сирот. Следовательно, истец Пшеничников О.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось, равно как и факт отсутствия у Пшеничникова О.Ю. закрепленного за ним жилья. При этом выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Уведомлением от 05.04.2011 г. и Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 12.04.2011 г. подтверждается отсутствие у Пшеничникова О.Ю., родившегося <дата обезличена>, зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилоепомещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Пшеничникову О.Ю. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение, расположенное на территории Молчановского сельского поселения Томской области. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Однако Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; на запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст.3 этого Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилогопомещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилыепомещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что Закон Томской области от 28.12.2010 г. № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» введен в действие и в настоящее время действует в редакции от 13.05.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к указанномуЗакону Муниципальному образованию «Молчановский район» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 248000 тыс. руб. Согласно п. 2 ст. 2 Закона Томской области от 09.09.2004 № 196-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Молчановского района (принят Постановлением ГД ТО от 26.08.2004 № 1395) Молчановское сельское поселение является муниципальным образованием, входящим в состав Молчановского района. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования, предъявленные к Администрации Молчановского сельского поселения Томской области, являющейся надлежащим ответчиком по данному спору, об обеспечении Пшеничникова О.Ю. за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, вне очереди жилым помещением общей площадью не ниже социальных норм, установленных на территории Молчановского сельского поселения Томской области подлежат удовлетворению. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Пшеничников О.Ю. подлежит обеспечению жилымпомещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. В соответствии с решением Совета Молчановского сельского поселения Томской области от 10.02.2006 № 27 Пшеничников О.Ю. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 13,0 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина. Требования Пшеничникова О.Ю. предъявленные к Администрации Томской области, удовлетворению не подлежат, поскольку она надлежащим ответчиком по данному иску не является. Кроме того, исковые требования Пшеничникова О.Ю. к Администрации Томской области суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Пшеничникова О.Ю. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как следует из представленного суду письменного отзыва главы Администрации Молчановского сельского поселения Томской области на исковое заявление Пшеничникова О.Ю., Администрация готова приобрести жилое помещение истцу при поступлении субвенций на указанные цели, поскольку возможности предоставить Пшеничникову О.Ю. жилое помещение на собственные средства у них не имеется. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». В этой связи, а также с учетом установления в судебном заседании факта выделения субвенций Муниципальному образованию «Молчановский район», к которому относится Молчановское сельское поселения Томской области, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности на Администрацию Молчановского сельского поселения Томской области по обеспечению Пшеничникова О.Ю. вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 13,0 квадратных метров на территории Молчановского сельского поселения Томской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Пшеничникова О.Ю. удовлетворить частично. Обязать Администрацию Молчановского сельского поселения Томской области обеспечить Пшеничникова О.Ю. вне очереди на территории Молчановского сельского поселения Томской области жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 13,0 квадратных метров. В удовлетворении остальной части требований Пшеничникову О.Ю. отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий подпись В.И. Вотина Копия верна. Судья