Дело № 2-905/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Вотиной В.И., при секретаре Поваренкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска, Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации г. Томска о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 28 г. Томска (МОУ СОШ № 28 г. Томска), муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, указав, что в здании МОУ СОШ № 28 г. Томска, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, установлены нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при эксплуатации названного объекта. В целях устранения выявленных нарушений директору МОУ СОШ № 28 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области 12.12.2007 выдано предписание, в соответствии с которым необходимо было в срок до 30.08.2008 провести капитальный ремонт системы отопления (раздел 2.5.1. СанПиН 2.4.2. 1178-02), электропроводки с заменой осветительной арматуры (п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2. 1178-02), системы канализования (п. 2.7.1. СанПиН 2.4.2. 1178-02), вентиляционной системы (п. 2.5.1. СанПиН 2.4.2. 1178-02), системы водоснабжения (п. 2.7.3. СанПиН 2.4.2. 1178-02), заасфальтировать территорию (п. 2.2.10. СанПиН 2.4.2. 1178-02), заменить оконные (п. 2.5.5. СанПиН 2.4.2. 1178-02) и дверные блоки (п. 2.5.5. СанПиН 2.4.2. 1178-02), оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды (п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2. 1178-02). 08.10.2008 директору МОУ СОШ № 28 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в целях устранения выявленных нарушений выдано предписание № 514, в соответствии с п.7 которого необходимо было в срок до 20.08.2009 провести капитальный ремонт туалетных комнат с заменой санитарно-технического оборудования, оборудовать кабины навесными дверями без запоров (п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2. 1178-02). 01.07.2010 директору МОУ СОШ № 28 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в целях устранения выявленных нарушений со ссылкой на нормы СанПиН 2.4.2. 1178-02, СанПиН 2.4.5. 2409-08 выдано предписание № 64/1, в соответствии с которым необходимо во время капитального ремонта провести ремонт пола в учебных кабинетах, рекреациях, спортивном зале (п.1 Предписания), произвести отделку стен помещений материалами, позволяющими осуществлять уборку влажным способом и дезинфекцию (п.5 Предписания), оборудовать ограждение всей территории школы (п. 9 Предписания). На 24.02.2011 указанные нарушения не устранены. Согласно акту проверки готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 28 к 2010-2011 учебному году приемочной комиссией сделан вывод о том, что зданию школы требуется капитальный ремонт. МОУ СОШ № 28 является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Учреждение имеет самостоятельный баланс (смету), от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ч.3 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 № 3266-1 « Об образовании»). В целях охраны жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения администрация МОУ СОШ № 28 обязана произвести капитальный ремонт. Здание школы находится в муниципальной собственности (договор о передаче имущества в оперативное управление от 20.01.1994). В соответствии с Уставом, учредителем (собственником) МОУ СОШ № 28 является муниципальное образование «город Томск». Следовательно, финансирование расходов МОУ СОШ № 28, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, по приведению здания учреждения в соответствие с требованиями Санитарных правил, должно быть возложено на собственника - муниципальное образование «Город Томск». Истец просит обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска» в здании школы, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, в срок до 01.09.2011 года: произвести капитальный ремонт системы отопления; произвести ремонт электропроводки с заменой осветительной арматуры; провести ремонт системы канализования; заменить оконные и дверные блоки; оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды; провести капитальный ремонт вентиляционной системы и системы водоснабжения; заасфальтировать территорию; провести капитальный ремонт туалетных комнат с заменой санитарно-технического оборудования, оборудовать кабины навесными дверями без запоров; провести ремонт пола в учебных кабинетах, рекреациях, спортивном зале; произвести отделку стен помещений материалами, позволяющими осуществлять уборку влажным способом и дезинфекцию; оборудовать ограждение всей территории школы. Обязать муниципальное образование «Город Томск» за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск» осуществить финансирование расходов по производству в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска», расположенном по адресу: <адрес обезличен>, вышеуказанного капитального ремонта. Представитель истца – помощник прокурора Ленинского района города Томска Заплатина Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика – директор МОУ СОШ № 28 г. Томска Гринькова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Не оспаривала необходимость проведения капитального ремонта школы в том объеме, который заявлен истцом. Представитель ответчика Администрации города Томска – Герасимов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Представитель третьего лица Департамента образования администрации города Томска Ермошкина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что исковые требования необоснованные и не подлежащат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Представители третьих лиц Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска, Департамента финансов администрации города Томска, Департамента капитального строительства администрации города Томска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Невыполнение МОУ СОШ № 28 г. Томска требований санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ. МОУ СОШ № 28 г. Томска является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Директором образовательного учреждения является Гринькова Н.А.. Учреждение имеет самостоятельный баланс (смету), от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные не имущественные права и обязанности, а также в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ч. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании»). В силу п. 2.2 Устава МОУ СОШ № 28 г. Томска задачами учреждения являются в том числе осуществление обучения и воспитания, создание условий для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, в связи с чем ежедневно школу посещают как лица, работающие в учреждении, так и несовершеннолетние учащиеся. Согласно ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, также мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ч.1 ст.11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Из п.п.1.1 и 2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного постановлением Главного государственного врача РФ № 44 от 28.11.2002 г., следует, что санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к зданию общеобразовательного учреждения. Как установлено в ходе судебного разбирательства, МОУ СОШ № 28 г. Томска расположено в здании по адресу: <адрес обезличен> (договор о передаче имущества в оперативное управление от 20.01.1994 года). Согласно п. 7.1 Устава МОУ СОШ № 28 г. Томска его имущество является муниципальной собственностью города Томска и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. При обследовании объекта, рассмотрении представленных документов (акта по результатам мероприятий по надзору от 12.12.2007 г. МОУ СОШ № 28 г. Томска) выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей. В результате Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области МОУ СОШ № 28 г. Томска было выдано предписание о проведении капитального ремонта системы отопления, электропроводки с заменой осветительной аппаратуры, системы канализования, вентиляционной системы, системы водоснабжения, заасфальтировать территорию, заменить оконные блоки, заменить дверные блоки, установить раковины для мытья рук с подводом горячего и холодного водоснабжения в кабинеты начальных классов, оборудовать питьевые фонтанчики оградительными кольцами. 08.10.2008 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Томской области МОУ СОШ № 28 г. Томска было выдано предписание № 514, в соответствии с которым было предложено заасфальтировать территорию учреждения, отремонтировать ограждение территории, довести уровень искусственной освещенности до санитарных норм, заменить неисправные лампы, нормализовать воздушно-тепловой режим в помещениях учреждения, оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками, оборудовать кабинет химии вытяжной вентиляцией, провести капитальный ремонт туалетных комнат с заменой санитарно-технического оборудования, оборудовать кабины навесными дверями без запоров, провести очитку вытяжных вентиляционных решеток, заменить линолеум в учебных кабинетах. В результате проверки 19.06.2009 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области здания школы по <адрес обезличен> установлено, что для готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 28 к 2009-2010 учебному году зданию школы требуется капитальный ремонт. В результате проверки 26.08.2010 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области здания школы по <адрес обезличен> установлено, что для готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 28 к 2010-2011 учебному году зданию школы требуется капитальный ремонт. В целях устранения выявленных нарушений директору МОУ СОШ № 28 г. Томска Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ТО выдано предписание № 64/1, в соответствии с которым необходимо было провести ремонт пола в учебных кабинетах, рекреациях, спортивном зале; оборудовать светопроемы учебных кабинетов регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов; оборудовать кабинеты начальных классов подводом холодного и горячего водоснабжения, установить раковины; школьную мебель для старшего, среднего звена подобрать согласно росто-возрастным особенностям учащихся; произвести отделку стен помещений материалами, позволяющими осуществлять их уборку влажным способом и дезинфекцию; заасфальтировать территорию; оборудовать отопительные приборы в спортивных залах съемными деревянными решетками; оборудовать унитазы в санитарных узлах кабинами с дверями без запоров; оборудовать ограждение всей территории школы. Таким образом требование о возложении на МОУ СОШ № 28 г. Томска обязанности по проведению капитального ремонта подлежит удовлетворению в полном объеме. Для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов необходимо провести работы по капитальному ремонту здания. Как следует из пояснений директора МОУ СОШ № 28 г. Томска у школы отсутствуют денежные средства для выполнения работ по устранению нарушений СанПиН. Таким образом, выполнение указанных в исковом заявлении мероприятий в здании школы по <адрес обезличен> возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств. В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 1.7 Устава МОУ СОШ № 28 г. Томска учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Суд полагает, что требование об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г.Томска к финансированию расходов по проведению капитального ремонта здания школы № 28 г.Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с п.4 ст.31 Закона "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.1992г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу ст.161 БК РФ бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств сметой доходов и расходов, и самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Таким образом, проведение капитального ремонта за счет средств общеобразовательного учреждения не предусмотрено, поскольку это не относится к компетенции такого учреждения. Согласно ст.ст. 38, 40 Устава г. Томска администрация г.Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Томск, выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета города Томска; обеспечивает исполнение бюджета города Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета города Томска, в порядке, установленном Думой г.Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. Как следует из п. 1.2, 1.3 Устава МОУ СОШ № 28 г. Томска, учредителем (собственником) учреждения является муниципальное образование «Город Томск», от имени которого своими действиями осуществляют права и обязанности учредителя (собственника) мэр г. Томска, администрация г. Томска, Департамент недвижимости и Департамент образования администрации г. Томска в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов. Согласно п.7.9 Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются имущество и денежные средства, переданные учреждению собственником или уполномоченным им органом в порядке, установленном действующим законодательством РФ. В соответствии с п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", п.10 ст. 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п.1 указанной статьи БК РФ. В соответствии с п.2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Согласно ст. 60 Устава г. Томска под бюджетом города Томска понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования «город Томск» (ч.1). Бюджет города Томска утверждается в форме решения Думы г. Томска (ч.2). Согласно Решению Думы г. Томска от 01.12.2009 г. № 1355 главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для финансирования капитального ремонта объектов образования, является администрация г. Томска. Согласно ст. 38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Суд принимает во внимание, что здание МОУ СОШ № 28 г.Томска находится в муниципальной собственности, его обеспечение и содержание в технически безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации г.Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования, таким образом финансирование расходов МОУ СОШ № 28 г. Томска на проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника МО «Город Томск в лице Администрации г. Томска. 20.01.2011 года Департаментом капитального строительства администрации города Томска от имени МО «Город Томск» с ЗАО «Карьероуправление» заключен муниципальный контракт № 25 на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МОУ СОШ № 28 г. Томска, в соответствии с п. 2.1.2 которого срок окончания выполнения работ установлен 01.09.2012 г. Суд полагает указанный срок разумным. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем с ответчика МОУ СОШ № 28 г. Томска подлежит взысканию в муниципальный бюджет, на основании ст.ст. 61.1, 61.2 БК РФ, государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска», Администрации г.Томска о понуждении к совершению действий и финансировании работ удовлетворить в полном объеме. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска» в здании школы, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, в срок до 01.09.2012 года: 1) Произвести капитальный ремонт системы отопления; 2) Произвести ремонт электропроводки с заменой осветительной арматуры; 3) Провести ремонт системы канализования; 4) Заменить оконные и дверные блоки; 5) Оборудовать кабинеты начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды; 6) Провести капитальный ремонт вентиляционной системы и системы водоснабжения; 7) Заасфальтировать территорию; 8) Провести капитальный ремонт туалетных комнат с заменой санитарно-технического оборудования, оборудовать кабины навесными дверями без запоров; 9) Провести ремонт пола в учебных кабинетах, рекреациях, спортивном зале; 10) Произвести отделку стен помещений материалами, позволяющими осуществлять уборку влажным способом и дезинфекцию; 11) Оборудовать ограждение всей территории школы. Обязать муниципальное образование «Город Томск» за счет средств Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска госпошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий подпись Вотина В.И. Копия верна. Судья
бюджета муниципального образования «Город Томск» осуществить финансирование расходов по производству в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска», расположенном по адресу: <адрес обезличен>, капитального ремонта системы отопления, ремонта электропроводки с заменой осветительной арматуры, ремонта системы канализования, замены оконных и дверных блоков, оборудования кабинетов начальных классов раковинами с подводом горячей и холодной воды, капитального ремонта вентиляционной системы и системы водоснабжения, асфальтирования территории, капитального ремонта туалетных комнат с заменой санитарно-технического оборудования, оборудования кабин навесными дверями без запоров, ремонта пола в учебных кабинетах, рекреациях, спортивном зале, отделки стен помещений материалами, позволяющими осуществлять уборку влажным способом и дезинфекцию, оборудования ограждения всей территории школы.