решение по делу № 2-1401/11 вступило в законную силу 05.07.2011



Дело № 2-1401/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мурованной М.В.

при секретаре Степановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Шумилова Д.Д. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение,

установил:

Шумилов Д.Д. обратился в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди на условиях социального найма за счет средств, выделенных Администрацией Томской области, благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители ФИО1 и ФИО2 были лишены в отношении него родительских прав решением Томского районного суда Томской области от 23.09.2002. Три года спустя 28.12.2005 его отец ФИО2 умер. Постановлением Администрации Томского района от 26.03.2002 № 42-К он был определен в Моряковскую специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которую окончил в 2007 году. Потом был направлен на учебу в ПУ-27 г. Томска, где проучился до 2010 года. На период обучения образовательные учреждения предоставляли ему койко-место в общежитии. После выпуска из училища он оказался на улице, так как собственного жилья никогда не имел, у его родителей жилье отсутствовало. В настоящее время он снимает жилье, постоянного места работы не имеет. Распоряжением Главы администрации Октябрьского района г. Томска от 01.02.2011 он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, его учетный № 97. Однако очередь в списке продвигается медленно, поэтому просит предоставить ему жилое помещение, право на получение которого вне очереди у него возникло с 15.01.2008.

В судебном заседании истец Шумилов Д.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности № 32 от 01.04.2011, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика Администрации г. Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором исковые требования не признал и просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным.

Заслушав истца, представителя Администрации Томской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении истца Шумилова Д.Д. следует, что он родился <дата обезличена>, его матерью является ФИО1, отцом – ФИО2, который умер 28.12.2005, что подтверждается свидетельством о смерти (повторное) <номер обезличен> от 20.01.2006.

Решением Томского районного суда Томской области от 23.09.2002 родители истца - ФИО2 и ФИО1 были лишены родительских прав, а несовершеннолетний Шумилов Д.Д. был передан на попечение органа опеки и попечительства Томского района.

Постановлением Главы муниципалитета Томского района от 26.03.2002 № 112-к Шумилов Д.Д. определен в детский дом как ребенок, оставшийся без попечения родителей. За ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами в указанное постановление были внесены изменения постановлением Администрации Томского района от 26.01.2011 № 22-к, которым положение о закреплении за ребенком жилья признано утратившим силу.

Согласно справке от 17.08.2007 № 87 Шумилов Д.Д. являлся воспитанником ОГОУ «Моряковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» в период с 25.01.2003 по 17.08.2007 и находился на полном государственном обеспечении, что также подтверждается свидетельством об окончании школы-интерната от 15.06.2007.

Как следует из свидетельства от 28.06.2010 и приложения к нему, Шумилов Д.Д. прошел обучение в ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 27», по итогам которого ему присвоена квалификация <данные изъяты>.

Сообщением Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 19.05.2011, сообщением Управления Росреестра по Томской области от 17.06.2011 подтверждается, что истец не имеет в собственности объектов недвижимости на территории Томской области.

По сообщению Администрации Октябрьского района г. Томска от 02.02.2011 № 1 Шумилов Д.Д. состоит в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, за №97.

Таким образом, судом установлено, что Шумилов Д.Д. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ним жилья.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п.п.2 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Шумилову Д.Д. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Шумилова Д.Д. к Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, так как ее функции по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы Постановлением администрации г. Томска от 08.04.2011 № 323 Управлению социальной политики администрации г. Томска, который самостоятельно выступает истцом и ответчиком в суде, не могут быть признаны состоятельными. Как следует из вышеназванного постановления, Управлению социальной политики администрации г. Томска переданы только полномочия по приобретению жилых помещений за счет субвенций, предоставление жилья по договорам социального найма детям-сиротам по-прежнему находится в компетенции администрации г. Томска.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения иска к Администрации Томской области не имеется, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, финансовые средства в виде субвенций предоставляются местным бюджетам не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Кроме того, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Шумилова Д.Д. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ч.7 ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шумилова Д.Д. подлежат удовлетворению только в части возложения на Администрацию г. Томска обязанности предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение. Поскольку местом жительства Шумилова Д.Д. является муниципальное образование «Город Томск», на его территории в силу ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» истцу должно быть предоставлено жилое помещение.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), то есть составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Шумилов Д.Д. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Шумилов Д.Д. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере 17,0 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шумилова Д.Д. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска предоставить Шумилову Д.Д. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска, общей площадью не менее 17 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований Шумилова Д.Д. к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Мурованная М.В.

Копия верна. Судья: Мурованная М.В.