Дело № 2-1093/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11.07.2011 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Кошелевой Н.В., при секретаре Шагаловой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Зуевой Е.В. к администрации Ленинского района г. Томска о признании нанимателем квартиры по договору социального найма, понуждении заключить договор социального найма, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском, указывая, что <дата обезличена> он и члены его семьи вселились в квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты>, состоящей из <данные изъяты> комнат. Указанный жилой дом на момент вселения принадлежал АООТ «<данные изъяты>». Основанием для вселения являлся договор аренды жилого помещения от <дата обезличена>, заключенный между истцом и АООТ «<данные изъяты>», в соответствии с п. 2.5 которого вышеуказанная квартира передается арендатору (Зуевой) в пользование до наступления пенсионного возраста арендатора. При достижении арендатором пенсионного возраста арендодатель оформляет и передает арендуемое помещение в собственность безвозмездно. С <дата обезличена> и по настоящее время истец и члены её семьи постоянно проживают в указанной квартире, оплачивают коммунальные услуги, а также вносят плату за наем жилья. В <дата обезличена> истец обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о признании Зуевой нанимателем жилого помещения, в чем ей было отказано. В связи с тем, что АООТ «<данные изъяты>» с <дата обезличена> перестал быть собственником указанного жилого помещения, оно передано на баланс ответчика. Просит суд признать истца нанимателем квартиры <номер обезличен>, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма указанного жилого помещения. В судебном заседании истец, ее представитель, действующий на основании ордера, исковые требования поддержали по основаниями, изложенным в иске, просят иск удовлетворить в полном объеме. Истец дополнительно пояснил, что в АООТ «<данные изъяты>» она никогда не работала, квартиру ей предоставили по согласованию руководителей, она в то время работала <данные изъяты>. После заключения договора аренды она вселилась в спорную квартиру, имеет там регистрацию. Кроме договора аренды никаких других документов не оформлялось. Один год после вселения в спорное жилое помещение истец платила арендодателю аренду и коммунальные услуги, суммы не помнит. В спорной квартире она проживает постоянно, никуда не выезжала, производила ремонт, считает себя нанимателем спорной квартиры по договору социального найма. В настоящее время дом признан аварийным. Стояла по месту работы на учете нуждающихся в жилом помещении, в администрации Ленинского района на учете не стояла. Представитель истца в судебном заседании пояснил, что между сторонами возникли отношения по социальному найму спорной квартиры. Заключенный с АООТ «<данные изъяты>» договор аренды является договором социального найма, поскольку он бессрочный и безвозмездный. Отношения по аренде или коммерческому найму у истца не возникли, следовательно, с ней должен быть заключен договор социального найма. Правовое обоснование ст. 63 ЖК РФ и Конституция РФ. Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика представил суду отзыв, доводы которого поддержал, участвуя ранее в судебном заседании. Суду пояснил, что законность вселения истца в спорное жилое помещение ответчик не оспаривает, считает, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании договора коммерческого найма. Ответчику собственником спорного жилого помещения, которое является муниципальной собственностью, полномочия по заключению договоров коммерческого найма не переданы. Отношения по социальному найму не возникли, так как спорное жилое помещение истцу не предоставлялось по основаниям, установленным законом для предоставления жилья по социальному найму. Третьи лица Баранов О.В, Зуева Я.В., Жданов С.М., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении дела не просили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц. Участвуя ранее в судебном заседании, третьи лица с иском согласились, поддержали пояснения истца. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Согласно ст. 5 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04г. № 189 ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Спор о праве возник после введения в действие ЖК РФ, в связи с чем, подлежит применению ЖК РФ. Однако, истец вселилась в спорное жилье в <дата обезличена>, следовательно, следует применять и ЖК РСФСР. В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Признавая за каждым право на жилище, Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто не может быть его лишен произвольно (ст. 40). В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, из анализа указанных норм следует, что реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе Жилищного кодекса РФ и других федеральных законов. Судом установлено, что спорное жилое помещение является муниципальным, что подтверждается постановлением <номер обезличен> от <дата обезличена>, договором от <дата обезличена> справкой от <дата обезличена>, ранее находилось на балансе АООТ «<данные изъяты>». В процессе приватизации в <дата обезличена> <данные изъяты> преобразован в акционерное общество открытого типа (АООТ). В соответствии с планом приватизации, утвержденным председателем Комитета по управлению государственным имуществом ТО <дата обезличена>, объекты соцкультбыта не подлежали приватизации и были оставлены на балансе акционерного общества «<данные изъяты>» без включения в уставный капитал. Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (действовавшего на момент приватизации АООТ «<данные изъяты>») определен перечень объектов, которые не могли быть включены в состав приватизируемого имущества предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в том числе жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплутационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организаций. Аналогичный перечень содержится в Распоряжении Госкомимущества РФ от 27.01.1993 г. № 135-р «Об упорядочении процесса разграничения прав собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». Указом Президента от 10.01.1993 г. было установлено, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта. Из материалов дела следует, что истец в <дата обезличена> вселилась в спорную квартиру на основании договора аренды жилого помещения (квартиры) от <дата обезличена>, заключенного между истцом и АООТ «<данные изъяты>». Как следует из пояснений истца, карточки квартиросъемщика, справки от <дата обезличена> она занимает квартиру <номер обезличен> по <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты>. Ответчик законность вселения истца в спорное жилое помещение не оспаривает. Свидетели ФИО1, ФИО2 подтвердили доводы истца о вселении в спорную квартиру, постоянном проживании в ней, что ответчиком не оспаривалось. Истцом заявлено требование о признании права пользования спорным жильем, возникшего из отношений по социальному найму жилого помещения. Именно это основание указала Зуева как основание для возникновения у нее в <дата обезличена> права пользования спорным жилым помещением. Порядок предоставления жилья в домах государственного жилищного фонда регулируется главой 1 раздела 3 ЖК РСФСР. Так в соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного (муниципального) жилищного фонда имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Таковыми признаются лица, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Администрацией субъекта; проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарных и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в 1 квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по 2 и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях не менее 2 лет; проживающие не менее года на условиях поднайма, либо временных жильцов в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах ЖСК, или в домах принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади. Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы- совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия. Истец на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни по месту жительства, ни в АООТ «<данные изъяты>» не состоял и не состоит. Истец суду пояснила, что она состояла на учете нуждающихся по месту своей работы, что подтвердил свидетель ФИО3. Между тем, письменных доказательств в подтверждение данного факта истцом суду не представлено, довод стороны истца, что указанные документы не сохранились, ничем объективно не подтвержден. Кроме того, из пояснений свидетеля ФИО4 следует, что он <дата обезличена> стоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в <данные изъяты> с учетом членов его семьи, в том числе истца. Истец в это время на учете не состояла. В период брака они семьей проживали в квартире по адресу: <адрес обезличен>, в которой истец была зарегистрирована и снялась с учета в <дата обезличена>, после окончания спора по указанной квартире. В связи с чем, суд критически относится к пояснениям свидетеля ФИО3, так как они ничем объективно не подтверждены. Достаточных и достоверных доказательств того, что при решении вопроса о предоставлении истцу спорного жилого помещения в <дата обезличена> АООТ «<данные изъяты>» имело намерение предоставить истцу спорное жилое помещение по договору социального найма в порядке ст. ст. 43, 47, 51 ЖК РСФСР в материалах дела не имеется. Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что истец состояла на очереди на улучшение жилищных условий по месту работы или в составе жилищного фонда Томска, в связи с чем основания для предоставления истцу спорного жилого помещения по договору социального найма отсутствовали. Нет оснований для удовлетворения требований истца и по новому ЖК. Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим и иным категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Договор социального найма жилого помещения, как следует из ст. 63 ЖК РФ, заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Истцом не представлен суду ни ордер, ни решение собственника жилья, ни письменный договор социального найма, ни иные доказательств законности ее требований. Исходя из ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование. На основании ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Т.о., вопросы коммерческого найма регламентированы нормами гл. 35 ГК РФ. В договоре найма определяются права и обязанности нанимателя и наймодателя, предусматривается ответственность за неисполнение условий договора (ст. ст. 676, 678 - 682, 685 - 687 ГК РФ). Права и обязанности нанимателя жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования по пользованию жилым помещением определены также Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25. Раздел V Правил устанавливает правила пользования жилым помещением по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования. Пункт 22 указанных Правил устанавливает права пользователя жилым помещением по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования. Анализируя указанные нормы права в совокупности, можно сделать вывод, что собственник жилого помещения или управомочное им лицо имеют право заключить договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда с целью коммерческого использования. Утверждение представителя истца о том, что договор аренды от <дата обезличена> является безвозмездным и бессрочным не обоснован и опровергается договором, из которого следует, что арендатор (истец) обязан ежемесячно вносить арендную плату и оплачивать коммунальные услуги. В арендную плату входит сумма налогов, падающих на арендуемое имущество и квартирная плата в размере установленном для населения г.Томска в домах муниципального и государственного фонда. Размер оплаты за коммунальные услуги устанавливается арендодателем исходя из затрат и плановой прибыли, но в пределах тарифов, установленных для населения г.Томска ( п.2.3 договора). Из п. 2.5. договора аренды следует, что квартира передается арендатору в пользование до наступления пенсионного возраста арендатора. При достижении арендатором пенсионного возраста арендодатель оформляет и передает арендуемое помещение ему в собственность безвозмездно. В указанном пункте, по мнению суда, установлен срок договора аренды. Но даже если согласиться с доводом представителя истца, что срок в договоре не определен, то тогда он определяется в соответствие со ст. 683 ГК РФ. Оценивая договор аренды от <дата обезличена> в совокупности с изложенными выше нормами права, суд приходит к выводу, что истцу спорное жилое помещение было предоставлено в порядке улучшения жилищных условий фактически с заключением договора коммерческого найма на определенный срок, и данное обстоятельство не влечет за собой заключение договора социального найма и не свидетельствует о наличии у ответчика обязанности при принятии спорного жилья в муниципальную собственность заключить с проживающим в нем истцом договор социального найма. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Зуева никогда не работала в АООТ «<данные изъяты>», не состояла на учете нуждающихся в жилье ни в АООТ «<данные изъяты>», ни у ответчика, договор социального найма спорного жилого помещения с ней не заключался. Следовательно, у истца не возникло право пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма. Довод истца об оплате коммунальных услуг, в том числе найма жилого помещения, не свидетельствует о заключении с истцом договора социального найма и приобретении им права пользования спорным жилым помещением на основании социального найма. Из п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, следует, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета. Постановлением Конституционного суда РФ от 02 февраля 1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713» установлено, что регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер, и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Кроме того, в соответствии с положениями Постановления Конституционного суда РФ от 25.04.1995г. № З-П «По делу о проверке конституционности ч.1 и ч.2 ст. 54 Жилищного Кодекса РСФСР» и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» регистрация по месту жительства сама по себе, при отсутствии иных необходимых по законодательству юридических фактов, не является основанием возникновения права на жилище, так и отсутствие регистрации не свидетельствует об отсутствии такого права. Данные о наличии или отсутствии регистрации являются одним из доказательств, подлежащих оценке и должны учитываться в совокупности со всеми материалами дела. Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достоверность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих намерение АООТ «<данные изъяты>» предоставить истцу для проживания жилое помещение на условиях договора социального найма и наличия к этому оснований, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Зуевой Е.В. к Администрации Ленинского района г. Томска о признании нанимателем квартиры по договору социального найма, понуждении заключить договор социального найма отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения. Председательствующий: подпись Копия верна: Судья