Дело № 2-1040/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30.06.2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Дубиной Н.В., при секретаре Шагаловой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Асиновского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Томской области, администрации Большедороховского сельского поселения о понуждении к обустройству скотомогильника, УСТАНОВИЛ: Истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, указывая, что Асиновской городской прокуратурой проведена проверка исполнения ветеринарного законодательства при эксплуатации скотомогильника, расположенного в <адрес обезличен>, в результате которой установлено, что данное сооружение не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций, что нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Указанный объект на балансе администрации муниципального района или сельского поселения не состоит. Скотомогильник используется жителями <адрес обезличен>, ООО «<данные изъяты>» отделения <адрес обезличен>. В окончательном варианте исковых требований, предъявив иск к двум ответчикам, истец просит суд обязать ответчиков принять меры к обустройству скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/496, а именно: установить на ворота скотомогильника, расположенного по указанному адресу, запирающее устройство; установить на биотермическую яму крышку и запирающее устройство; произвести оконавливание территории скотомогильника с внутренней стороны забора; очистить территорию скотомогильника от трупов разложившихся животных в срок не позднее <дата обезличена>. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дал суду аналогичные пояснения, указав, что исковые требования предъявлены к обоим ответчикам. Представитель ответчика администрации Томской области, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, предоставил отзывы, доводы которых поддержал в судебном заседании. Представитель ответчика администрации Большедороховского сельского поселения, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, предоставил отзыв, из которого следует, что с исковыми требованиями ответчик согласен, скотомогильник не в полной мере соответствует требованиям ветеринарных правил. Указал, что полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника указанному ответчику не передавались. Просил рассмотреть дело без участия представителя. Представитель третьего лица управления ветеринарии Томской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не просил. Представитель третьего лица администрации Асиновского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя. Считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, к которым, согласно ст. 1 названного ФЗ относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико- санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Согласно ст. 8 указанного ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Согласно ст. 3 вышеуказанного закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы), его обустройство законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В соответствии с п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно п. 6.10 вышеуказанных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Согласно сообщению главы Асиновского района МО «Асиновский район» не является собственником скотомогильника, расположенного на территории <адрес обезличен>, право собственности на данный объект никому не передавалось. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним спорный объект внесен в реестр как бесхозяйный с <дата обезличена>. Сведения о государственной регистрации прав на земельный участок для строительства скотомогильника, площадью <данные изъяты> м.кв. отсутствуют. Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, объект утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биометрической ямы (скотомогильника), расположенный на территории муниципального образования «Асиновский район» ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен, никто не следит за его состоянием, является бесхозяйным, к нему имеется свободный доступ, чем создается реальная угроза распространения инфекционного начала на окружающей территории с возникновением заболеваний животных и людей. В соответствии с п. 1 ст. 81 Устава ТО, принятого решением Томской Думы от 26.07.1995 № 136, Администрация области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусмотрена. В соответствии с п. п. 8, 23 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости –скотомогильник в указанном населенном пункте, согласно положениям ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к собственности субъекта РФ, а именно администрации Томской области. Согласно акту обследования скотомогильник на территории Большедороховского сельского поселения располагается в <адрес обезличен>. Ограждение скотомогильника глухим деревянным сплошным забором, не оконавлен, территория в неудовлетворительном состоянии. Ворота скотомогильника и крышка на люк биотермической ямы не запираются на замки. Скотомогильником пользуется <адрес обезличен>, ООО «<данные изъяты>» отделения <адрес обезличен>. На территории разбросаны трупы животных (телят), отсутствует табличка с указанием на скотомогильник. Скотомогильник не типовой, не соответствует «Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469. Данный факт подтверждается фотографиями, отзывом Большедороховского сельского поселения и не оспорен ни одним из участников процесса. Таким образом, судом установлено, что на территории Большедороховского сельского поселения Асиновского района имеются нарушения ветеринарно-санитарного законодательства по надлежащему обустройству и содержанию объекта утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермической ямы (скотомогильника). В соответствии с Законом Томской области от 12.10.2005 № 182-03 «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области» организацию проведения на территории Томской области ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического благополучия и защиты населения от болезней, общих для человека и животных относит к полномочиям уполномоченного в области ветеринарии исполнительного органа государственной власти Томской области (статья 4). Согласно ст. 74 Устава Томской области, систему исполнительных органов государственной власти Томской области образуют администрация Томской области и иные исполнительные органы государственной власти Томской области, не входящие в состав администрации Томской области. Систему исполнительных органов государственной власти Томской области и структуру администрации Томской области устанавливает Закон Томской области от 07.02.2006 № 17-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре администрации Томской области». В соответствии с ч. 2 ст. 81 Устава Томской области полномочия структурных подразделений администрации области, иных органов исполнительной власти Томской области, не входящих в состав администрации области, (в том числе по управлению в сфере охраны окружающей среды) определяются положениями о них. Согласно региональной целевой программе «Система химической и биологической безопасности населения Томской области на 2011-2013 годы», утвержденной распоряжением администрации Томской области от 30.11.2010 №1030-ра, в целях дальнейшего включения в Программу мероприятий по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами в рамках надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников исполнительными органами государственной власти Томской области будет осуществлена подготовка, включающая проведение инвентаризации скотомогильников, разработка плана работ по приведению их в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, разработка методики распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными районами и городскими округами Томской области на обустройство скотомогильников и так далее. Из ч. 3 вышеуказанной Программы следует, что финансирование мероприятий программы планируется осуществить за счет средств областного бюджета - <данные изъяты>, за счет внебюджетных источников - <данные изъяты>. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет <данные изъяты>. Таким образом, и из указанных положений целевой программы, прописывающей финансирование мероприятий программы в части приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами за счет средств областного бюджета также следует, что надлежащим ответчиком по иску является администрация Томской области. В силу постановления Губернатора Томской области от 26.10.2007 N 145 «Об утверждении Положения об Управлении ветеринарии Томской области» управление ветеринарии Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным в области ветеринарии, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета (пункт 1). Целью деятельности данного органа является эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие на территории Томской области, профилактика, диагностика и лечение инфекционных, инвазионных и массовых незаразных болезней животных и болезней, общих для людей и животных (пункт 2). Управление ветеринарии Томской области организует проведение на территории Томской области ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического благополучия и защите населения от болезней, общих для человека и животных (подпункт 9 пункта 9 Положения об Управлении ветеринарии Томской области, утвержденного указанным постановлением). Кроме того, согласно ч. 4 указанной выше Программы реализация мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям: мероприятия по осуществлению модернизации и технического перевооружения опасных химических и биологических объектов организациями, в ведении которых они находятся (по согласованию); мероприятия по организации разработки и внедрения современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов; мероприятия по организации работы исполнительными органами государственной власти Томской области по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами в рамках надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников (по согласованию); мероприятия по созданию резервов лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Для реализации каждого направления планируется проведение комплекса мероприятий в соответствии с Планом согласно приложению к Программе, из которого следует, что на управление ветеринарии Томской области возложена обязанность по надзору и контролю за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников, который финансируется за счет областного бюджета и проводится два раза в год. Исходя из изложенного, судом не установлено обязанности управления ветеринарии Томской области в части обустройства объекта утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермической ямы (скотомогильника) на территории Большедороховского сельского поселения, на управление ветеринарии возложена только функция надзора и контроля за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников. Администрация Томской области осуществляет свои полномочия в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, следовательно, исходя из указанных выше нарушений, ею ненадлежащим образом организована работа по исполнению возложенных на нее законом обязанности по проведению на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Таким образом, ответственность за нарушение ветеринарного законодательства на территории Томской области несет администрация Томской области. С учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, а именно того, что биотермическая яма (скотомогильник), имеющаяся на территории Большедороховского сельского поселения Асиновского района, на балансе администрации муниципального района, Большедороховского сельского поселения не стоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию, Большедороховскому сельскому поселению не передавались, суд приходит к выводу, что в этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Большедороховского сельского поселения обязанности обустроить скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. Следовательно, администрация Большедороховского сельского поселения не является надлежащим ответчиком по иску. В силу изложенного довод представителя администрации Томской области о том, что принятие мер к надлежащему содержанию и приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами объекта утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермической ямы (скотомогильника) относится к полномочиям органов местного самоуправления, не состоятелен, равно как и ссылка представителя на имеющееся решение суда. Действительно, решением Асиновского городского суда от 22.05.08 г. был удовлетворен иск Асиновского городского прокурора к администрации Большедороховского сельского поселения о понуждении устроить на территории указанного поселения скотомогильник в соответствие с требованиями «Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/496. Так как данный иск имел иной предмет, оснований для прекращения производства по делу в отношении администрации Большедороховского сельского поселения не имеется. Между тем, довод представителя администрации ТО, что данным решением установлен факт кто должен привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами указанный скотомогильник не может быть принят АО внимание, поскольку при рассмотрении вышеуказанного иска судом было принято признание иска, ссылкой на которое в силу ст. 198 ГПК РФ, суд ограничился при вынесении решения. В данном споре решается вопрос о понуждении обустроить имеющийся скотомогильник в соответствие с ветеринарными правилами. Как указывалось выше, финансирование данных мероприятий осуществляется из бюджета субъекта РФ, т.е., из бюджета Томской области, где распорядителем средств является администрация Томской области, доказательств передачи полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальным образованиям и их финансирования ответчиком не представлено. Учитывая, что непринятие администрацией Томской области мер к обустройству на территории Большедороховского сельского поселения объекта утилизации (захоронения) биологических отходов в виде биотермической ямы (скотомогильника) в соответствие с требованиями ветеринарных правил ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку на территории района, создает опасность массового распространения инфекционных заболеваний, причинения вреда здоровью граждан и животных, суд приходит к выводу, что у прокурора имелись основания для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Согласно "Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных 04.12.1995 N 13-7-2/469, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; биологические отходы обеззараживают в биотермических ямах. Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекидывают мост. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. ( п. 1.2, п. 1.5, п. 1.8, п. 5.6, п. 6.2). При таких обстоятельствах требования прокурора к администрации Томской области о понуждении к обустройству скотомогильника являются обоснованными и подлежат удовлетворению, однако требуемый прокурором срок до <дата обезличена> суд считает недостаточным для устранения всех нарушений и считает возможным установить срок до <дата обезличена>. В силу изложенных выше норм права иск Асиновского городского прокурора к администрации Большедороховского сельского поселения о понуждении к обустройству скотомогильника удовлетворению не подлежит. Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Администрацию Томской области принять меры к обустройству биотермической ямы (скотомогильника), расположенной по адресу: <адрес обезличен>, в соответствие с требованиями «Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/496, а именно: установить на ворота скотомогильника запирающее устройство; установить на биотермическую яму крышку и запирающее устройство; произвести оконавливание территории скотомогильника с внутренней стороны забора; очистить территорию скотомогильника от трупов разложившихся животных в срок до <дата обезличена>. В удовлетворении иска Асиновского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Большедороховского сельского поселения о понуждении к обустройству биотермической ямы (скотомогильника) отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения. Председательствующий: подпись Копия верна: Судья