решение по делу № 2-1687/11 не вступило в законную силу



Дело № 2-1687/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мурованной М.В.

при секретаре Степановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Дятлова Н.М. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение,

установил:

Дятлов Н.М. обратился в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди на условиях социального найма за счет средств, выделенных Администрацией Томской области, благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО1 умер в 1993 г., мать ФИО2 умерла 09.05.2004. Постановлением Объединенной администрации Кировского и Советского округов от 14.03.2005 он был признан сиротой и его попечителем назначена старшая сестра ФИО3, которая занималась его воспитанием. В 2006 году он окончил среднюю общеобразовательную школу, а в 2010 году – Томский лесотехнический техникум. На период обучения техникум обеспечивал его койко-местом в общежитии. По окончании учебного заведения он утратил право на проживание в общежитии, оказался без места жительства. В настоящее время он устроился на временную работу, снимает жилье, возможности проживать с сестрой не имеет, так как она создала свою семью. Ранее Постановлением Объединенной администрации Кировского и Советского округов от 14.03.2005 за ним было закреплено жилое помещение по <адрес обезличен>, принадлежавшее сожителю его матери, однако решением Советского районного суда г. Томска от 06.10.2010 он был признан утратившим право пользования указанным жилым помещением. Распоряжением администрации Советского района г. Томска от 12.04.2011 он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, его учетный № по общему списку - 1712. Однако очередь в списке продвигается медленно, в связи с чем просит предоставить ему жилое помещение, право на получение которого вне очереди у него возникло с <дата обезличена>.

В судебном заседании истец Дятлов Н.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Томской области Шапарева М.А., действующая на основании доверенности № 3 от 13.01.2011, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, который приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика Администрации г. Томска Миронова Д.Ю., действующая на основании доверенности № 4085 от 07.07.2011, в судебном заседании и отзыве исковые требования не признала, указав, что размер предоставляемых из областного бюджета субвенций не позволяет обеспечить всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем с соблюдением социальных норм, поэтому распределение жилых помещений осуществляется по мере их приобретения согласно очередности в льготном списке. Как только из областного бюджета поступит субвенция в объеме, достаточном для закупки жилья на всех детей, в нем нуждающихся, истцу сразу же будет предоставлено жилое помещение.

Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении истца Дятлова Н.М. следует, что он родился <дата обезличена>, его матерью является ФИО2, отцом – ФИО1, которые умерли до достижения им совершеннолетия, что подтверждается свидетельствами о смерти от 07.06.1993 и 11.05.2004.

В связи со смертью родителей попечителем истца была назначена его старшая сестра, постановлением Объединенной администрации Кировского и Советского округов от 14.04.2005 № 94 за несовершеннолетним Дятловым Н.М. также была закреплена комната, площадью <данные изъяты>, в жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>.

Решением Советского районного суда г. Томска от 06.10.2010, вступившим в законную силу 23.10.2010, Дятлов Н.М. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно аттестату об основном общем образовании Дятлов Н.М. окончил МОУ СОШ № 8 г. Томска в 2006 году.

Из диплома о среднем профессиональном образовании усматривается, что Дятлов Н.М. прошел обучение в ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум», по итогам которого решением Государственной аттестационной комиссии от 24.06.2010 ему присвоена квалификация <данные изъяты>. Кроме того, Дятлов Н.М. получил в Томском лесотехническом техникуме дополнительное образование по специальностям <данные изъяты> (в период с 03.09.2007 по 05.07.2008) и <данные изъяты> (в период с 01.09.2006 по 18.10.2007), что подтверждается свидетельствами №№ 22577, 22282.

Сообщением Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 22.03.2011, сообщением Управления Росреестра по Томской области от 31.03.2011 подтверждается, что истец не имеет в собственности объектов недвижимости на территории Томской области.

По сообщению Главы администрации Советского района г. Томска от 12.04.2011 № 137 Дятлов Н.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении решением общественной комиссии по жилищным вопросам 12.04.2011, а также взят на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, его номер в списках общей очереди составляет 1712.

Таким образом, судом установлено, что Дятлов Н.М. относится к лицам из числа детей-сирот, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ним жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

П. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Дятлову Н.М. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Дятлова Н.М. к Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, в удовлетворении иска к Администрации Томской области суд считает необходимым отказать, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, финансовые средства в виде субвенций предоставляются местным бюджетам не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Кроме того, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Дятлова Н.М. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ч.7 ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Дятлова Н.М. подлежат удовлетворению только в части возложения на Администрацию г. Томска обязанности предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение. Поскольку местом жительства Дятлова Н.М. является муниципальное образование «Город Томск», на его территории в силу ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» истцу должно быть предоставлено жилое помещение.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), то есть составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Дятлов Н.М. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Дятлов Н.М. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере 17,0 кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дятлова Н.М. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска предоставить Дятлову Н.М. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение в черте г. Томска, общей площадью не менее <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Дятлова Н.М. к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Мурованная М.В.

Копия верна. Судья: Мурованная М.В.