Дело № 2-1207/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Вотиной В.И. при секретаре Поварёнкиной О.С. с участием помощника прокурора Ленинского района г. Томска Заплатиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска к Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум», Министерству образования и науки Российской Федерации о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Томска изначально обратился в суд с иском к ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум», указывая в обоснование заявленных требований, что ответчик является юридическим лицом, действует на основании Устава, является учреждением профессионального образования. Для осуществления указанного вида деятельности в ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» образовано 82 рабочих места, аттестация которых не произведена. Невыполнение требований закона об аттестации рабочих мест нарушает интересы Российской Федерации. Ссылаясь на ст.ст. 7, 37 Конституции РФ, ст.ст. 22, 210, 352 ТК РФ, ст.ст. 45, 46 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минзравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569), ст.ст. 45, 206 ГПК РФ, истец просит с учётом времени, требующегося для измерения показателей микроклимата производственных помещений, предоставления документов по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда в Государственную инспекцию труда в Томской области, возложить на ответчика обязанность по проведению аттестации 82-х рабочих мест по условиям труда в срок до 01.09.2011. В ходе рассмотрения дела 29.06.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Российской Федерации. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Томска Заплатина Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что аттестация рабочих мест проводится с целью обеспечения охраны труда, поскольку при отсутствии таковой возможно возникновение ситуаций, связанных с нарушением требований безопасности и гигиены. Представитель ответчика – ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» (Техникум) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Дулебенец А.С., действующий на основании доверенности от 25.03.2011, исковые требования не признал, пояснив, что Техникум является государственным (бюджетным) учреждением, учредителем которого является Министерство образования и науки РФ. Финансирование Техникума осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Распределением бюджетных средств занимается Министерство образования и науки РФ (Министерство). В Техникуме действительно официально образовано 82 рабочих места, хотя на сегодняшний день этот список фактически составляет уже 97 рабочих мест. Аттестация рабочих мест в Техникуме никогда не проводилась. Они признают, что такая аттестация должна быть проведена, однако это должно быть осуществлено за счёт бюджетных средств, которые Министерством для этих целей Техникуму не выделены, а не за счёт внебюджетных средств Техникума, которых к тому же для этих целей недостаточно. Представитель ответчика – Министерство образования и науки Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчиков. Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Конституцией РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2). Политика государства направлена на охрану труда и здоровья людей (ст. 7). Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37). Согласно ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В силу ст. 210 ТК РФ установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Из искового заявления и пояснений представителя истца следует, что мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда, поскольку при отсутствии таковой возможно возникновение ситуаций, связанных с нарушением требований безопасности и гигиены. В силу п.п. 1, 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569) аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и(или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде установленного Порядком пакета документов (п. 45). Согласно подп. 4 п. 45 названного Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя измерение показателей микроклимата. Пунктом 7.1 СанПиН Гигиенических требований к микроклимату производственных помещений (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 01.10.1996 № 21) установлены требования к измерениям показателей микроклимата в целях контроля их соответствия гигиеническим требованиям. По сведениям предоставленным ответчиком по состоянию на 01.06.2011 г. в ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» имеется 97 рабочих мест. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что аттестация рабочих мест не проведена и ранее не проводилась. Таким образом, суд полагает, что требования истца о возложении обязанности по проведению аттестации 82 рабочих мест по условиям труда законны и обоснованны, при этом суд исходит из положений ст. 196 ГПК РФ и принимает решение по заявленным истцом требованиям. Довод представителя ответчика ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, суд находит несостоятельным. В судебном заседании установлено, что ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. Учреждение имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ, штампы и бланки. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. Согласно п. 13 Устава техникум может оказывать платные дополнительные образовательные услуги сверх основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами. В соответствии с п. 10 Устава источниками формирования имущества техникума и финансирования его деятельности являются: средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение образовательной деятельности; материальные и денежные взносы учредителя; средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности и предпринимательской деятельности; добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе зарубежных; другие источники. Учредителем учреждения является Министерство образования Российской Федерации. Таким образом, указанный ответчик имеет доход, получаемый от приносящей доход деятельности, что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета, пояснениями представителей сторон. В связи с чем, суд приходит к выводу, что требование истца о понуждении ответчика ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда законно, обоснованно и подлежит удовлетворению. Исходя из ст. 120 ГК РФ (в новой редакции) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. В силу изложенного, принимая во внимание, что аттестация рабочих мест в ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» никогда не проводилась, то есть правоотношения по аттестации возникли до 01.01.2011 года, суд считает, что в данном случае подлежит применению ст. 120 ГК РФ в старой редакции, из которой следует, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Из приведенной нормы закона следует, что собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. При этом по смыслу приведенных норм закона собственник имущества учреждения отвечает по любым обязательствам, возникающим в связи с деятельностью созданного им учреждения, и по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 8 ГК РФ. При определении надлежащего ответчика, несущего ответственность по обязательствам учреждения, следует исходить из того, что согласно ст. 120 Гражданского кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От их имени выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (158 БК РФ). Исходя из ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Из отчета о состоянии лицевого счета ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» следует, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Устава ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» финансирование техникума за счет средств федерального бюджета осуществляется Министерством образования РФ в соответствии с контрольными цифрами приема учебного заведения. В силу изложенного, в случае недостаточности денежных средств у ответчика ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» отношения по финансированию указанного ответчика для проведения им аттестации рабочих мест возникают между главным распорядителем бюджетных средств – Министерством образования и науки Российской Федерации и бюджетным учреждением – получателем бюджетных средств - ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум». Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Исходя из изложенного прокурор Ленинского района г. Томска вправе обращаться в суд с требованиями о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истец просит обязать ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующим предоставлением её результатов в Государственную инспекцию труда в Томской области в срок до 01.09.2011. В силу п.п. 4 п. 45 «Порядка аттестации», аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя, помимо прочего, измерение показателей микроклимата. Согласно п. 7.1 СанПиН «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора от 01.10.1996 № 21, измерения показателей микроклимата в целях контроля их соответствия гигиеническим требованиям должны проводиться в холодный период года – в дни с температурой наружного воздуха, отличающейся от средней температуры наиболее холодного месяца зимы не более чем на 5 градусов по Цельсию, в теплый период года – в дни с температурой наружного воздуха, отличающейся от средней максимальной температуры наиболее жаркого месяца не более чем на 5 градусов по Цельсию. С учетом изложенного, необходимости проведения при аттестации рабочих мест измерения показателей микроклимата в холодный период года, суд считает необходимым определить срок проведения аттестации - до 01.03.2012 г. В силу положений ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» подлежит взысканию в бюджет города Томска государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой Прокурор и Министерство освобождены на основании подп. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить. Обязать Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум» провести аттестацию 82-х рабочих мест по условиям труда в срок до 01.03.2012 года. Обязать Министерство образования и науки Российской Федерации в случае недостаточности средств у ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда осуществить финансирование расходов по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум» государственную пошлину в доход бюджета города Томска в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий подпись В.И. Вотина Копия верна. Судья . . . . . . . . . . . . . . . .