ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи: Юровского И.П., при секретаре: Бондаревой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Байбаковой И.А. к Администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Байбакова И.А. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении ей вне очереди на условиях социального найма жилого помещения на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В обоснование заявленных требований указала, что родилась <дата обезличена>, имеет статус сироты, воспитывалась в <данные изъяты>. На период обучения в <данные изъяты>, учебное заведение обеспечивало её жильем в общежитии по <адрес обезличен>, где она была зарегистрирована и проживала. В настоящее время она (Байбакова И.А.) закончила <данные изъяты>, утратила право на проживание в общежитии и оказалась без жилья. Поскольку она родилась в г. Томске, воспитывалась в детском доме, то полагала, что в установленном законом порядке за ней должно было быть закреплено жилье, однако жилье за ней не закреплялось, так как родители его не имели. Её отец – ФИО1 умер <дата обезличена>, а мать – ФИО2, не имела постоянного места жительства и работы, вела скитальческий образ жизни. Решением Ленинского районного суда г. Томска от <дата обезличена> мать была лишена родительских прав, а решением Томского районного суда г. Томска от <дата обезличена> - признана безвестно отсутствующей. За решением своего жилищного вопроса она обратилась в Администрацию Ленинского района г. Томска, которая поставила её на очередь на получение жилья с 13.05.2009. В настоящее время её очередь по общему списку за <номер обезличен>, а в списке учета детей-сирот - <номер обезличен>, однако данная очередь не движется. В подтверждение того, что своего жилья она не имела и не имеет предоставила сведения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 23.05.2011 №7757301 и выписку УФСГРКиК по Томской области от 23.05.2011 №01/229/2011-313. В судебном заседании Байбакова И.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что пока она училась в училище, у неё была временная прописка в общежитии. В <дата обезличена> она закончила обучение, временно продолжает проживать в общежитии без прописки, которая закончилась <дата обезличена>. Представитель администрации г. Томска Миронова Д.Ю., действующая по доверенности от 07.07.2011 № 4085, исковые требования не признала. Представила письменный отзыв, в котором указала, что администрация г. Томска не нарушала прав и законных интересов истца, действовала в соответствии с законодательством и является по данному требованию ненадлежащим ответчиком. Указала, что предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения, ввиду отсутствия у администрации г. Томска свободного муниципального жилищного фонда, а для этого необходимы соответствующие денежные средства. Полагает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Считает, что обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области. На 2011 год муниципальному образованию г. Томск на данные цели выделена субвенция в размере 918000 рублей, однако на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. Предоставление субвенции в меньшем размере лишает орган местного самоуправления возможности осуществить государственные полномочия и предоставить жилье лицам, включенным в списки на его внеочередное предоставление. Возможность обеспечить жилыми помещениями детей-сирот, дополнительно использовав собственные материальные ресурсы и финансовые средства, является правом администрации г. Томска в случае наличия необходимых финансовых средств. Полагает, что надлежащим ответчиком является Администрация Томской области. Представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая по доверенности от 01.04.2011 № 32, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила. Представила письменный отзыв, в котором указала, что исковые требования не признает, поскольку Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком. Также указала, что имеются правовые основания для предоставления Байбаковой И.А. жилого помещения вне очереди по договору социального найма, однако считает, что надлежащим ответчиком является администрация г. Томска. Согласно Закону Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. Субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Выделение денежных средств для конкретного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено, соответственно, Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Байбаковой И.А. В случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот недостаточно, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для данных целей. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Байбаковой И.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как следует из повторного свидетельства о рождении <номер обезличен>, выданного <дата обезличена>, Байбаковой И.А. родилась <дата обезличена> в г. Томске, Томской области, её отцом является ФИО1, матерью – ФИО2. Согласно повторному свидетельству о смерти <номер обезличен>, выданному <дата обезличена>, ФИО1 умер <дата обезличена>. Решением Томского районного суда г. Томска от <дата обезличена> ФИО2 признана безвестно отсутствующей. Как следует из постановления Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 11.04.2000 № 329-О «О направлении в детское государственное учреждение Байбаковой И.А.», Байбакова И.А., <дата обезличена> года рождения, осталась без попечения родителей и была направлена в детское государственное учреждение. Отделу по учету и распределению жилой площади указано обеспечить Байбакову И.А. жилым помещением согласно ст. 37 ЖК РФ. Согласно путевки от 08.06.2000 № 81 Байбакова И.А. воспитывалась в <данные изъяты>. Диплом <номер обезличен>, выданный <дата обезличена>, свидетельствует об окончании Байбаковой И.А. в <дата обезличена> ОГОУ начального профессионального образования <данные изъяты> г. Томска, с присуждением квалификации <данные изъяты>. Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Томска от 13.05.2009 № 190ж Байбакова И.А. поставлена на учет граждан нуждающихся в жилом помещении за <номер обезличен> и включена в список учета детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (очередь <номер обезличен>). По сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (справка от 23.05.2011 № 7757301) по состоянию на 03.09.1998 права Байбаковой И.А., <дата обезличена> года рождения, на какие-либо объекты недвижимого имущества на территории Томской области не зарегистрированы. В соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (выписка от 23.05.2011 № 01/229/2011-313) сведений о правах Байбаковой И.А., <дата обезличена> года рождения, на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нет. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец Байбакова И.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ней жилого помещения, что ответчиками не оспаривалось. Не имеет Байбакова И.А. и недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, что подтверждается представленными документами, которым судом дана надлежащая оценка. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 части 2 названной статьи установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Следовательно, при сложившихся обстоятельствах Байбаковой И.А. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 названного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1). В силу ч. 1 ст. 3 настоящего закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 статьи 3 данного закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. Согласно ст. 4 этого закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 3 ст. 3). Согласно ст. 8 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону Муниципальному образованию «город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 918000 рублей. Таким образом, при сложившихся обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Байбаковой И.А. об обязании предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска не ниже установленных социальных норм по г. Томску, подлежат удовлетворению в части требований, предъявленных к администрации г. Томска. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Байбакова И.А. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Байбакова И.А. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина. Требования Байбаковой И.А., предъявленные к Администрации Томской области удовлетворению не подлежат, поскольку она надлежащим ответчиком по данному иску не является. Кроме того, исковые требования Байбаковой И.А. к Администрации Томской области не подлежат удовлетворению и в силу того, что ни федеральным законодательством, ни законодательством Томской области не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному гражданину, ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей либо лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Следовательно, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного лица и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Байбаковой И.А. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено статьей 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Доводы представителя администрации г. Томска о том, что денежных средств (субвенций) на приобретение жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, недостаточно, и из-за их отсутствия администрация г. Томска не может исполнить в полном объеме возложенные на неё государственные полномочия по обеспечению жильем, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Согласно ст. 98 ГПК РФ с администрации г. Томска в пользу истца подлежит взысканию уплаченная сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Байбаковой И.А. удовлетворить частично. Обязать администрацию г. Томска предоставить Байбаковой И.А., <дата обезличена> года рождения, вне очереди на территории г. Томска жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 квадратных метров. В удовлетворении остальной части требований Байбаковой И.А. отказать. Взыскать с администрации г. Томска в пользу Байбаковой И.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий: И.П. Юровский