Дело № 2-1776/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июля 2011 г. Ленинский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Мыслвцева Д.Ю., при секретаре Егоровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Профсоюзной организации АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) о признании Профсоюзной организации АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, установил: Истец обратился в суд с исковыми требованиями о признании Профсоюзной организации АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая в обоснование своих требований, что ответчик зарегистрирован распоряжением Управления юстиции Администрации Томской области от 21 июля 1997 г. № 889, ОГРН отсутствует. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п.п. 37, 39 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 21 мая 2009 г. № 147 (далее - Положение), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (далее - Управление) осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. В связи с тем, что профессиональный союз является отдельным видом общественных объединений, на него распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 29 данного Закона в обязанности общественного объединения входит ежегодное информирование уполномоченного органа о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение данных требований ответчик в установленный срок необходимые документы за 1997 - 2009 годы в Управление не представил. 27 мая 2011 г. (исх. № 03-0514-2285) Управлением в адрес ответчика направлено письменное предупреждение, содержащееся в ведомственном реестре Управления, ведение которого предусмотрено п.п. 43 п. 6 Положения, с указанием срока устранения допущенных нарушений, которое было возвращено с отметкой «отказ адресата» (уведомление от 8 июня 2011 г). Обязанность по предоставлению отчетности ответчиком до настоящего времени не исполнена. В соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, в соответствии п. 1 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ч. 1, ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», просит признать Профсоюзную организацию АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, а также взыскать с ответчика государственную пошлину. В судебное заседание представитель истца Жигалова Т.В., действующая по доверенности от 25 июля 2011 г. № 12 сроком на один год, не явилась, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя УМЮ РФ по ТО. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, судебные повестки, направляемые по юридическому адресу, указанному в выписке из Ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций УМЮ РФ по ТО (г.Томск, ул.Профсоюзгная, 1) возвращаются в суд с пометкой «адресат не разыскан». Согласно п. 5 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Кроме того, в соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при изменении сведений о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения таковых сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего, соответственно, нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этим же Федеральным законом. Согласно п. 3.1. раздела № 3 Устава профессионального союза работников лесных организаций профсоюз строится по производственно-территориальному признаку и имеет структуру: первичная организация профсоюза, территориальная организация профсоюза (республиканская, краевая, областная и приравненная к ним), профсоюз работников лесных отраслей Российской Федерации (России). Все структурные подразделения профсоюза руководствуются единым Уставом. Согласно выписки из Ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций УМЮ РФ по ТО от 11 июля 2011 г. местом нахождения Профсоюзной организации АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) является адрес: г. Томск, ул. Профсоюзная, д. 1. Таким образом, ответчик считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц. Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что Профсоюзная организация АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) зарегистрирована УМЮ Администрации ТО 21 июля 1997 г., что подтверждается распоряжением УМЮ РФ по ТО «О регистрации общественного объединения» № 889 от 21 июля 1997 г. Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В этом случае требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ч. 3 ст. 61 ГК РФ). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 25 июля 2008 г. № 151, Управление Министерства юстиции по Томской области осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» предусмотрена обязанность некоммерческой организации по представлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Согласно п/п. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п. 1 ст. 2, абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзом является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, а первичная профсоюзная организация - это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Как следует из материалов дела, Профсоюзная организация АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) руководствуется Уставом, принятым на 1-м учредительном съезде профсоюза 29 ноября 1990 г., зарегистрированный распоряжением Минюста Российской Федерации № 73/13-3-23 от 5 июня 1991 г. с внесением его в государственный реестр уставов (положений) общественных объединений РФ № 122 с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1995 г. Согласно Уставу Профсоюзная организация АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) является юридическим лицом – самостоятельной общественной организацией, объединяющейся на добровольной основе работников лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, мебельной, топливной, лесохимической промышленности, лесного хозяйства, обществ, кооперативов, учебных заведений отрасли и других предприятий, учреждений независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, является независимой финансовой организацией, самостоятельно ведущей хозяйственную деятельность. Основными направлениями деятельности профсоюза являются защита социально-экономических прав и интересов членов профсоюза в вопросах совершенствования системы оплаты труда, занятости, улучшения условий и охраны труда, окружающей среды, координация действий, укрепление единства и солидарности организаций отраслевого профсоюза, а также в целом профсоюзного движения, повышение уровня бытового, культурно-спортивного и медицинского обслуживания, правовых гарантий деятельности профсоюза (п.п. 1.1, 1,5, 7.1, 7.3 Устава). Как видно из выписки из Ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций УМЮ РФ по ТО Профсоюзная организация АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) образована 21 июля 1997 г., местом нахождения является Томская область, г. Томск, ул. Профсоюзная, д. 1. Председателем данной организации является Садаков А.Ф. Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по представлению документов и сведений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 за 1997-2009 гг., в адрес ответчика 27 мая 2011 г. было направлено письменное предупреждение за № 01-0514-2285 об устранении допущенных нарушений с указанием срока исполнения в один месяц, которое было доставлено 8 июня 2011 г., но не вручено ответчику по причине его отказа от получения, о чем свидетельствует квитанция № 63402401. Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела необходимая отчетность за 1997-2009 гг. в уполномоченный орган представлена не была, доказательств обратного суду представлено не было, тогда как в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а доказательства представляются сторонами (ст. 57 ГПК РФ). Таким образом, в судебном заседании было установлено, что ответчик неоднократно не представил (за 1997-2009 годы) в уполномоченный орган сведения, предусмотренные п. 10 ст. 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях». Согласно абз. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в обязанности общественного объединения входит ежегодное информирование уполномоченного органа о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанные сведения представляются по окончании отчетного периода (календарного года). Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений о продолжении своей деятельности является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» основанием ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов. Предъявленные исковые требования, по мнению суда, обоснованы, т.к. общественной организацией неоднократно не представлялись документы и сведения, предусмотренные действующим законодательством, чем были грубо нарушены требования закона, а потому ответчик подлежит ликвидации. По правилам ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче организацией искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается сумма обезличена. С учетом того, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, то по правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, должны быть взысканы с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина сумма обезличена. РЕ Ш И Л: Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области удовлетворить в полном объёме. Признать Профсоюзную организацию АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц путём внесения в него записи о государственной регистрации юридического лица в связи с признанием его прекратившим свою деятельность. Взыскать с Профсоюзной организации АООТ «Томский лесопромышленный комбинат» Томской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Российской Федерации (России) в доход муниципального образования «город Томск» государственную пошлину в сумма обезличена. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Председательствующий: Д.Ю. Мысливцев